№ 1 (78) 2022
21.02.22г.
Выходные данные
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Загрузить  | PDF, 532Kb
IX Международная научная конференция «ВОСТОК-ЗАПАД: ПОЭТИКА РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ»
ВЗАИМОПРЕВРАЩЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА»
Задача автора показать, как в исследуемой повести взаимодействуют координаты пространства и времени. Основное внимание уделено неопределённости времени и пространства, переживаемой героем повести на выходе в небытие, и её связи с открытием чёрных дыр в астрофизике ХХ в.
Ключевые слова: пространство вещей, чёрные дыры, замедление времени, превращение времени в пространство, внутренний и внешний наблюдатель, раздвоение личности
Загрузить  | PDF, 291Kb
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА «СТЕПЬ»
Рассматривается фантастическое пространство в повести А.П. Чехова «Степь», его взаимосвязь с реальностью. Проведён анализ таких приёмов воображения, как скрещивание признаков разных объектов, возникновение и исчезновение объектов, умножение объектов и др. Степь – по сути, отдельный мир, где иллюзия и действительность соприкасаются, и не всегда можно чётко разделить их.
Ключевые слова: фантастическое и реальное пространство, хронотоп, фантазия, кажимость, приёмы воображения
Загрузить  | PDF, 261Kb
ОБРАЗЫ НАРОДНЫХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. ЭРТЕЛЯ
Рассматриваются образы русских мифологических персонажей в самом известном романе А.И. Эртеля «Гарденины». Писатель включает мифологический текст в сюжет романа согласно живому бытованию жанра былички, характеризуя внутреннее пограничное состояние героев. Особую роль в организации сюжета романа играет мифологическая модель, которая органично включается А.И. Эртелем в рамки конкретно-исторических и региональных характеристик.
Ключевые слова: А.И. Эртель, фольклор и литература, быличка, мифологические образы, мифологическое пространство
Загрузить  | PDF, 259Kb
РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Н. ЛУГИНОВА «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
Предметом анализа в статье становится реальное и фантастическое пространство в романе Н.А. Лугинова «Время перемен». Если описанию реального пространства писатель не уделяет большого внимания, заменяя его сравнением менталитетов хуннов и китайцев, то при изображении фантастического пространства горы Куньлунь автор опирается на китайскую мифологию.
Ключевые слова: Н. Лугинов, Время перемен, фантастическое пространство, хунны, Куньлунь
Загрузить  | PDF, 245Kb
ВНУТРИ ВИРТУАЛЬНЫХ МИРОВ: СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Рассматриваются особенности изображения виртуального пространства в творчестве современных англоязычных писателей-фантастов. Автор отмечает в рассматриваемых произведениях Р. Сойера, В. Винджа, Т. Чана, Г. Игана такие общие черты, как изображение ограниченности и иллюзорного характера виртуальной среды, ее зависимости от реального мира.
Ключевые слова: научно-фантастическая литература, виртуальное пространство, Роберт Сойер, Вернор Виндж, Тед Чан, Грег Иган
Загрузить  | PDF, 241Kb
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ И ОБРАЗЫ ФОЛЬКЛОРА В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА
Предпринята попытка анализа представленных в сказках А.С. Пушкина пространственных моделей, сюжетов и образов фольклора и их роли в формировании национальной картины мира русского человека.
Ключевые слова: сказки А.С. Пушкина, фольклор, хронотоп, пространственные модели, художественное пространство
Загрузить  | PDF, 215Kb
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОСТАПОКАЛИПТИЧЕСКОЙ ФАНТАСТИКИ
«Постапокалиптика» – это жанр фантастики, в котором описывается последствия глобальной катастрофы (войны, пандемии, падения метеоритов, нашествия инопланетян или зомби), поставившей человечество на грань гибели. Он имеет устойчивые жанрообразующие признаки, одним из которых является специфическая модель художественного пространства.
Ключевые слова: художественная футурология, художественное пространство, современная беллетристика, постапокалиптика, фантастика
Загрузить  | PDF, 273Kb
РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ОНИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ С. КОРИННЫ БИЙ И АДЕЛЬХАЙД ДЮВАНЕЛЬ
Осуществляется анализ «своеобразного» реального и фантастического в онирической прозе С. Коринны Бий «Сто жутких историй» и Адельхайд Дюванель «Под шляпой моей матери». К фантастическим элементам отнесены пандетерменизм, присущий рассказам обеих писательниц, трансформация пространства и времени, искажение основных чувств, зрения и слуха, метаморфозы и присутствие сверхъестественного. Особое внимание уделено определению роли жуткого и особой интонации повествования, а также неслучайно повторяющимся мотивам.
Ключевые слова: фантастическое, пандетерминизм, жуткое, сверхъестественное, метаморфозы, сновидение, граница
Загрузить  | PDF, 257Kb
ЭКЗОТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ОСМЫСЛЕНИЕ КАЛМЫЦКОГО ТОПОСА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автор на материале «калмыцкого» текста рассматривает проблему экзотизмов в аспекте оппозиции реальное/ирреальное. Раскрывается внутренний смысл трансформации конкретно-социальных реалий инонационального быта в художественный образ. Обосновывается вывод о том, что художественное освоение экзотизмов в русской литературе шло по пути их последовательного включения в художественную систему реализма.
Ключевые слова: калмыцкий топос, ориентализм, реализм, художественный образ, экзотика
Загрузить  | PDF, 273Kb
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОНЯТИЯ О КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Представлен методический опыт формирования у обучающихся понятия о художественном пространстве в процессе школьного литературного анализа. Определяются этапы реализации данного процесса, устанавливается необходимость разграничения понятий «реалистическое» и «ирреальное» пространство в ходе изучения произведений различных жанров.
Ключевые слова: методика преподавания литературы, жанр, реалистическое пространство, ирреальное пространство, хронотоп
Загрузить  | PDF, 212Kb
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКОГО И ФАНТАСТИЧНОСТЬ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Предпринята попытка осмысления категории фантастического в литературе, причем внимание сосредоточено главным образом на русской литературе. Во взаимосвязи друг с другом обсуждаются определения фантастического и реалистического, проводится их анализ и классификация и доказывается относительность этих понятий.
Ключевые слова: фантастическое, реалистическое, русская литература, философия, остранение
Загрузить  | PDF, 260Kb
ОБРАЗ ДОМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ИСПАНОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ
Рассматривается образ дома с точки зрения его защитной и враждебной функций по отношению к его обитателям. Традиционно дом воспринимается как пространство, которое противостоит опасному хаосу и потому априори наделен функцией защиты. Однако эта теория терпит крах при изучении латиноамериканской культуры, где внутреннее и внешнее пространства не знают разделения. Образцы русской и чилийской литератур ясно демонстрируют этот факт. Если в романе М. Петросян дом-интернат становится священным оберегом для детей-инвалидов, то в романе Исабель Альенде дом принимает облик тюрьмы и несет в себе очевидное разрушительное начало для главной героини книги.
Ключевые слова: дом, архетип, Исабель Альенде, Ю. Трифонов, М. Петросян
Загрузить  | PDF, 240Kb
РОЛЬ ЗВУКОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СЛОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Анализируются функции метаплазмов в пространстве стихотворений современных русских поэтов, в частности их роль в поддержании метра и рифмы как важных категорий стихотворного текста. Активизация метаплазмов рассматривается как отражение тех тенденций развития современного русского литературного языка, которые связаны с заметной либерализацией его норм в сфере словесного творчества.
Ключевые слова: поэзия, ритм, метр, рифма, метаплазм, компрессия, стиховой перенос
Загрузить  | PDF, 293Kb
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА ИНОПЛАНЕТНОГО ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ А.А. БОГДАНОВА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»
Научно-фантастический роман «Красная звезда» А.А. Богданова (Малиновского), впервые изданный в 1908 г., является одной из последних классических утопий. Роман отразил философские взгляды А.А. Богданова, стоявшего у истоков зарождения РСДРП. Статья рассматривает вопросы художественного отражения инопланетного пространства в тексте романа и его связь с другими фантастическими ландшафтами.
Ключевые слова: А.А. Богданов, «Красная звезда», русская утопия, русская фантастика, социально-философская фантастика
Загрузить  | PDF, 261Kb
СЛОВО-ОБРАЗ «ЛАД» КАК ВНУТРИТЕКСТОВАЯ КОНСТАНТА (по повести Михаила Тарковского «Полет совы»)
Предлагается осмыслить слово-образ «лад» в качестве внутритекстовой константы, позволяющей писателю структурировать художественное пространство. «Лад» (равновесие, баланс, гармония) в повести М. Тарковского понимается как необходимое условие существования ментального пространства – «русского мира».
Ключевые слова: лад, равновесие, гармония, ритм, озеро, снег, отражение
Загрузить  | PDF, 274Kb
Международная научно-практической конференция «Социокультурные практики дошкольного детства», посвященная 90-летию ФГБОУ ВО «ВГСПУ»
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
Современные проблемы семей и детей решаются только совместно с обществом и государством. В статье на конкретных примерах представлен взгляд на сущность социальной поддержки детства в сельском социокультурном пространстве.
Ключевые слова: сопровождение, «помогающее воспитание», жизненное пространство социума, сельская школа, ценность, воспитание, защита детства
Загрузить  | PDF, 268Kb
СЕНСОРНЫЙ ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА
Рассматривается сенсорный тренинг с детьми раннего возраста как культурная практика. Раскрыты особенности развития предметной деятельности в раннем возрасте, в контексте которой происходит сенсорное развитие. Акцентировано внимание на особенностях работы сенсорных систем в процессе сенсорного тренинга с использованием сенсорной коробки. Приведены примеры заданий, стимулирующих работу сенсорных систем.
Ключевые слова: ранний возраст, культурная практика, предметная деятельность, сенсорный тренинг, сенсорный системы, сенсорная коробка
Загрузить  | PDF, 240Kb
Международная научно-практическая конференция «Современное художественное образование: гуманитарный подход и пути его реализации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В статье затрагиваются вопросы применения компьютерных технологий в процессе обучения студентов направления подготовки 54.03.02 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Рассматриваются рекомендации по оформлению графической подачи проектов по декоративно-прикладному творчеству в компьютерных редакторах CorelDRAW и Adobe Photoshop.
Ключевые слова: компьютерные технологии, декоративно-прикладное искусство, проектирование, графический лист, компьютерные редакторы
Загрузить  | PDF, 949Kb
Филологические науки
ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАИМЕНОВАНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КУМЫЛЖЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящей работе представлена лексико-тематическая классификация наименований населенных пунктов Кумылженского района Волгоградской области. Дана краткая историко-демографическая характеристика района. Определена и охарактеризована специфика наименований. Выявлено семь лексико-тематических групп, описаны особенности каждой из групп.
Ключевые слова: лексико-семантическая группа, топонимикон, лингвистическое кодирование, семантический подход, ойконим
Загрузить  | PDF, 328Kb
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОГ КАК ЖАНР СПОРТИВНОГО ДИСКУРСА
Рассматривается особый жанр спортивного дискурса – аналитический блог. Дается определение данного жанра, а также выделяются его жанрообразующие признаки, анализируется языковое воплощение данного жанра.
Ключевые слова: аналитический блог, дискурс, спортивный дискурс, жанр, жанровые особенности
Загрузить  | PDF, 282Kb
Педагогические науки
ЭДЬЮТЕЙМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена технологии эдьютейнмента, которая рассматривается как средство повышения мотивации и успешной адаптации. Представлены примеры образовательных платформ, описание упражнений.
Ключевые слова: эдьютейнмент, адаптация, мотивация, образовательная платформа, игра
Загрузить  | PDF, 783Kb