Выходные данные
2(85)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
III Всероссийский с международным участием научно-образовательный форум преподавателей китайского языка «Китайский компас»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДА ГЕЙМИФИКАЦИИ
Ставится задача разработать примеры игровых упражнений, которые могут быть использованы на занятиях по китайскому языку, направленных на эффективное развитие лексического навыка. Для проведения предложенного Вашему вниманию исследования были использованы методы анализа и синтеза. Результаты данной работы могут послужить методической и практической базой для дальнейшего более глубоко изучения заявленной в работе темы.
Ключевые слова: китайский язык, формирование лексического навыка, модель PPP, геймификация, игровые упражнения,
интернет-ресурсы
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ «НЕОРЕАЛИЗМА»
Рассматривается социально-политический и культурный контекст формирования современной китайской живописи неореализма. На примере творчества выдающегося художника неореалиста Лю Сяодуна анализируется художественная концепция произведений масляной живописи неореализма, выявляется значение и эстетическая ценность неореализма для развития китайской художественной культуры в целом.
Ключевые слова: неореализм, форма выразительности, эстетическая ценность, реалистическая живопись, художественная концепция
ИДЕИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ КИТАЙСКОЙ ПУНКТУАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Обосновывается необходимость преподавания пунктуации при изучении китайского языка в высших учебных заведениях. Пунктуация является важной частью языка и системы письма, которая обеспечивает точность и ясность языкового выражения. Кратко анализируются причины, по которым преподаванию пунктуации не уделяется должное внимание, и делается акцент на том, как помочь студентам понять и использовать знаки препинания в китайском языке. Также даны рекомендации, какие аспекты преподавания пунктуации следует включить в содержание образовательных программ.
Ключевые слова: китайский язык, знаки препинания в китайском языке, грамотность письменной речи, преподавание китайского языка в вузах, учебник китайского языка
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА НА УРОКЕ КИТАЙСКОГО
ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ CLIL-ТЕХНОЛОГИЙ
Демонстрируется важность развития мыслительных операций учеников, а также рассматриваются мыслительные операции LOTS и HOTS. Описывается опыт внедрения интегрированного обучения (CLIL-технологий) на уроках китайского языка в начальной школе как один из способов развития мыслительных операций. Также в статье даны упражнения, которые были использованы в ходе эксперимента для развития мыслительных операций низшего и высшего порядка, разработанные на основе таксономии Блума.
Ключевые слова: интегрированное обучение, CLIL-технологии, мыслительные операции LOTS, мыслительные операции HOTS, таксономия Блума, китайский язык, китайский язык в начальной школе
КВАНТИТАТИВНАЯ МЕТАФОРА С КОМПОНЕНТОМ “НИТКА/线” В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Рассматриваются особенности квантитативной метафоры в разноструктурных языках. Анализируются квантитативные метафорические соединения с компонентом “нитка/线”. Выявляются структурно-семантическая схожесть и различия в русском и китайском языках. Анализ направлен на выявление особенностей образования квантитативных метафор.
Ключевые слова: квантификатор, метафора, компонент, китайский язык, семантика, количество
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность эффективного использования цифровых инструментов в учебном процессе постоянно увеличивается, как и востребованность в специалистах со знанием китайского языка. В статье рассматриваются доступные цифровые инструменты для обучения китайскому языку с их последующей классификацией по функциям, назначению и этапам применения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые инструменты, цифровая образовательная среда, преподавание китайского языка, китайский язык как иностранный
Международная научно-практическая конференция «Изучение региональной литературы в историко-культурном и методическом аспектах»
НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (на материале романа Б.Л. Горбатова «Непокорённые»)
Предложена интерпретация романа Б.Л. Горбатова «Непокорённые», связанная с такими категориями поэтики, как жанр, хронотоп, мотивная структура, идейный мир. Подчёркивается мысль о глубоком нравственном и этико-эстетическом воздействии романа на личность обучающегося в процессе изучения литературы родного края.
Ключевые слова: литература родного края, нравственное содержание, литература Донбасса, жанр, роман, сюжет становления
Исторические науки
ДОМА КУЛЬТУРЫ ВОЛГОГРАДА В СЕР. 1960-Х – СЕР. 1980-Х ГГ.: ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
В статье, используя фотодокументы, отражена привлекательность культурного облика г. Волгограда второй половины XX в. на примере конкретных культурных учреждений. С привлечением визуальных и архивных источников дана количественная и качественная динамика по Дворцам и Домам культуры в исследуемый период. Показана значимость сохранения институциональной составляющей культурного наследия советской эпохи.
Ключевые слова: визуальная репрезентация, Дворцы и Дома культуры, визуальные источники, культурная сфера, учреждения культуры
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D-СКАНИРОВАНИЯ В АРХЕОЛОГИИ
Анализируется результат исследования, проведенного Молодежным археологическим клубом «Легенда», в рамках проекта «Использование 3D-сканера RangeVision в археологической деятельности» на базе кванториума имени В.С. Ильина Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Ключевые слова: 3D-сканер, оцифровка, трехмерная модель, артефакт, RangeVision Neo
ОСВЕЩЕНИЕ РАБОТЫ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 1943–1945 ГГ. НА СТРАНИЦАХ СТАЛИНГРАДСКОЙ ПРАВДЫ
На основе материалов периодической печати Сталинграда 1943–1945-х гг. освещаются основные направления и формы работы пионерской организации области на начальном этапе восстановления региона. Через призму очерков «Сталинградской правды» показана роль детской организации, вклада школьников и пионеров в дело нормализации жизни мирного населения и помощи фронту. Сделан вывод, что освещение непосредственно вопросов деятельности пионеров на страницах издания имеет регулярный характер даже в самый непростой период истории страны.
Ключевые слова: школьники, пионеры, Сталинградская правда, пионерские лагери, тимуровские команды, Великая Отечественная война
Педагогические науки
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ О СИНДРОМЕ ВЫГОРАНИЯ У ВОЛОНТЕРОВ ЦЕНТРА «АНТОН ТУТ РЯДОМ»
Представлены результаты исследования уровня информированности волонтёров центра поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом» о проблемах выгорания в волонтёрской деятельности и особенностей их отношения к синдрому выгорания. Выявлен высокий уровень общей информированности волонтёров о причинах и профилактике выгорания в волонтёрской деятельности.
Ключевые слова: cиндром выгорания, волонтёрство, расстройства аутического спектра, информированность, общественные организации
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗЕ
Освещаются некоторые особенности построения урока народно-сценического танца, как основной формы преподавания данной дисциплины в процессе обучения будущих педагогов-хореографов. Обоснована целесообразность трехчастной структуры и содержания урока народно-сценического танца, отвечающей особенностям будущей профессиональной деятельности педагога-хореографа.
Ключевые слова: урок народно-сценического танца, педагог-хореограф, экзерсис, этюдная работа, характерный танец
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Рассматривается состояние проблемы подготовки педагогов различных специальностей к формированию у подростков опыта безопасного поведения. Выявляются характеристики соответствующей компетенции педагогов, условия развития их готовности формировать у школьников данный вид опыта. Обосновываются перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.
Ключевые слова: опыт безопасного поведения, формирование готовности педагогов к формированию мотивации безопасного поведения подростков, компетенция безопасного поведения, содержание компетенции безопасного поведения личности, педагогические условия для формирования опыта безопасного поведения
Психологические науки
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ
Рассматривается экзистенциальный подход в психологии, который помогает посмотреть на человека с позиции его самостоятельного творения, в котором он создает себя в каждый момент своей жизни своими действиями и поступками. Здесь он свободен в выборе направления развития, полностью отвечает за все происходящее с ним и не оправдывает себя, не ссылается на внешние обстоятельства.
Ключевые слова: экзистенциальный подход в психологии, ценность жизни, свобода выбора, одиночество, смысл жизни
Филологические науки
«КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ» С ПОЗИЦИЙ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ
Рассматриваются предпосылки формирования понятий «политическая корректность» и «культура отмены» и взаимосвязь между ними, а также анализируются признаки «культуры отмены» как социолингвистического явления.
Ключевые слова: политическая корректность, «культура отмены», инклюзивность, манипулятивная функция речевого воздействия, деконструкция
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ СПОРТИВНОГО БЛОГЕРА (на материале спортивного аналитического блога)
Уточняется понятие коммуникативной тактики. Выделяются основные коммуникативные тактики, характерные для речевого жанра спортивного аналитического блога. Выявляются и анализируются языковые средства реализации выделенных коммуникативных тактик.
Ключевые слова: спортивный дискурс, коммуникативная тактика, спортивный аналитический блог, коммуникативная стратегия, коммуникативное поведение