Лингводидактические основы формирования профессиональной компетентности учителя зарубежной школы
Игра на уроках по практике речи как средство повышения языковой компетенции студентов из КНР
Рассматривается один из возможных приемов активизации учебного процесса путем создания проблемных творческих задач, для решения которых обучаемым необходимо максимально активизировать лексико-грамматический материал в спонтанной речевой ситуации.
Ключевые слова: игра, социальные роли, ситуативные функции, мотивация, речевое действие.
Лингвистический анализ художественного текста как средство развития русской речи иностранных студентов
Рассматриваются разные уровни текста, особенности построения простых и сложных предложений различной структуры, организация текста и его частей. Делается упор на изучение языка как культурно-исторической среды.
Ключевые слова: соразмерность, сообразность,
миропонимание, мироотношение, вариантность, сочетаемость слов, эмоциональный смысл, тематическая сущность.
Прагматические особенности функционирования эвфемизмов в современных СМИ (на примере описания экономических проблем)
Приведены результаты анализа эвфемистических единиц, выявленных методом сплошной выборки в печатных немецких и российских СМИ. Рассматриваются вопросы функционирования эвфемистической лексики как одного из способов нивелирования негативного воздействия прямых стигматичных наименований. Описываются прагматические предпосылки употребления эвфемизмов.
Ключевые слова: Политический дискурс, политическая коммуникация, семантика, коннотация, эвфемизм.
Особенности функционирования компонента глаза во фразеологизмах русского, чешского и словацкого языков (сопоставительный анализ)
Проводится сопоставительный анализ функционирования стержневого компонента глаза в отдельных фразеологических единицах русского, чешского и словацкого языков, отражающих процесс смотрения. Фразеологические параллели свидетельствуют о единых закономерностях жизни этих народов и общем характере их мыслительных процессов.
Ключевые слова: Фразеологическая единица, стержневой компонент, соматизм, глаза, иллокутивный эффект, русский, чешский, словацкий язык.
Что важнее: знание предмета или умение его преподавать
Обосновывается необходимость непрерывного совершенствования методической подготовки. Представлены позиции по данному вопросу двух выпускников-иностранцев (начинающего учителя и опытного преподавателя).
Ключевые слова: Обучение, преподавание, самообразование, опыт работы, программы Коменского, знания.
Описание внешности человека с целью идентификации в русском и китайском языках
Рассматриваются сходство и различия словесного портретирования в русском и китайском языке, типы коммуникативных ситуаций с участием словесного портрета, описание внешности человека с целью идентификации. Приводятся результаты эксперимента с участием русских и китайских респондентов.
Ключевые слова: русский, китайский, соматизм, словесный портрет, коммуникативная ситуация, акт идентификации, эксперимент.
Функционально-смысловые типы речи на уроках итогового повторения языкового материала у китайских студентов-бакалавров 4-го курса
Представлен опыт работы по использованию функционально-смысловых типов речи как средства повторения языкового (грамматического) материала в связном тексте. Описывается методика работы на занятиях, предлагаются грамматические темы для повторения, темы для репродуцирования языковых средств в разных типах речи, приводятся примеры студенческих сочинений.
Ключевые слова: Итоговое повторение, языковой материал, связный текст, функционально-смысловые типы речи.
Возможности дистанционного обучения курсу «Основы православной культуры» в иноязычной аудитории
Целью курса «Основы православной культуры» является формирование нравственных основ студентов-иностранцев на базе русской ментальной картины мира посредством приобщения к культурным ценностям в процессе изучения русского языка.
Ключевые слова: Православная культура, лингвострановедение, социально-гуманитарное знание, аудирование.
Концептуализация топонима в русском языковом сознании
Анализируются процессы концептуализации топонимов в связи с усилением влияния объектов Запада (Голливуд), формированием новых явлений в образе жизни на определенной территории России (Рублевка), трагическими событиями, которые произошли на определенной территории (Чернобыль, Беслан).
Ключевые слова: Топонимический концепт, языковое сознание, когнитивная база, прецедентность, апеллятивация.
Русский язык в современном мире: перезагрузка
Описывается современная государственная политика России в отношении русского языка, охарактеризована его роль в странах СНГ, Европы и Азии. Рассмотрены особенности обучения иностранных студентов русскому языку на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова: язык мировой, официальный, межнационального общения, «рыночный», стереотип, «коммуникативное удобство», образовательная сфера, реформа, педагогические кадры, компетентностный подход.
Тестирование в практике преподавания русского языка как иностранного
Освещена проблема объективного контроля сформированности у носителей иностранного языка навыков и умений русской речи, а также знания языкового материала, на основе которого они формируются. В качестве контроля языковой, речевой и коммуникативной компетенций предлагается тестовая методика. Подробно рассматриваются типология тестовых заданий и тестовые задания открытого типа с развернутым ответом, позволяющие проверить умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и общий уровень коммуникативной компетенции учащегося.
Ключевые слова: дистрактор, тест упорядочения, альтернативного, множественного, перекрестного выбора, открытого типа со свободно конструируемыми ответами, открытого типа с развернутым ответом.
Коммуникативно-обучающая функция в структуре процесса подготовки учителя иностранного языка (лингводидактический аспект)
Рассматриваются актуальные вопросы формирования и реализации коммуникативно-обучающей функции в процессе профессиональной языковой подготовки студентов педвуза. Анализируются психологические и дидактические принципы и условия организации учебной деятельности студентов, при которых коммуникативно-обучающая функция формируется наиболее успешно.
Ключевые слова: коммуникативно-обучающая функция,
Коммуникативная компетентность, речевое общение, мотивационно-тимулирующий компонент, технологии обучения.
Обучение иностранных студентов формам интериоризованного дискурса
Описаны художественно-композиционные формы интериоризованного дискурса, который рассматривается как модель внутренней речи героя, создаваемая автором художественного произведения. Приводятся примеры реализации форм интериоризованного дискурса. Анализируются основные проблемы обучения иностранных студентов пониманию интериоризованного дискурса.
Ключевые слова: Интериоризованный дискурс, внутренняя
речь, внутренний монолог, не собственно прямая речь,
условно интериоризованная речь, персонаж.
Семантика и презентация глагольных приставок в практике преподавания русского языка как иностранного
На основе многолетнего преподавания в иноязычной
аудитории курса «Словообразование» рассматриваются
семантика и презентация глагольных приставок русского
языка. Перечисляются факторы, показывающие, что
глагольные приставки, выступая как структурные
элементы слова, могут иметь самостоятельные
значения. Приводятся фрагменты системы упражнений,
показывающих тесную связь словообразования
с лексикологией, грамматикой, учением
о формообразовании и синтаксисом словосочетания.
Ключевые слова: Словообразование, формообразование,
приставка (префикс), виды глагола, семантика,
презентация, аргументы.
Национальная микротопонимия как объект изучения в иноязычной аудитории
Обосновывается актуальность знакомства
с микротопонимией изучаемого языка как средства
повышения лингвокультурологической компетентности.
Предлагается классификация микротопонимов по ряду
критериев.
Ключевые слова: Микротопоним, ономастическое поле,
национальный ономастикон.
Особенности использования вокативных единиц в современном русском языке
Рассматриваются вокативные единицы и модели,
используемые в русском языке при коммуникативном
контакте. Отмечается, что наличие национально
окрашенной вокативной модели имя + отчество в русском
языке стало причиной низкой частоты употребления
других формул. Русская гипокористика отражает
наиболее древнюю фонетико-акцентуационную структуру
вокативной формы: бисиллабическое слово
с пенультимативным ударением. Изучение
коммуникативных особенностей имен собственных
позволяет ответить на важные вопросы
общелингвистического и лингвокультурологического
характера.
Ключевые слова: Коммуникация, фатическая функция,
антропоним, вокатив, гипокористика, квалитатив.
Поэзия Серебряного века в системе преподавания русского языка как иностранного
Рассматриваются вопросы изучения поэзии Серебряного
века на уроках русского языка как иностранного.
Ключевые слова: Поэзия Серебряного века, феномен,
культурная традиция, иностранная аудитория, анализ
поэтического текста, идиостиль, вопросы композиции.
Лингвострановедение на уроках русского языка у иностранных студентов-нефилологов
Охарактеризован лингвострановедческий аспект
преподавания русского языка иностранным
студентам-нефилологам.
Ключевые слова: Лингвострановедческий аспект,
иностранные студенты-нефилологи, реалии родной
культуры, безэквивалентная фоновая лексика, прием
сопоставления фактов культур.
Слова «поругание» и «оскорбление» и их речеповеденческие референты
Обосновывается правомерность использования слова
«поругание» по отношению к тактике речевого
поведения; обнаруживается, что слово «оскорбление»
не соотносится с какими-либо конкретными формами
выражения вербальной агрессии и может быть применено
практически к любой из тактик виндиктивного дискурса, а
также к виндиктивному дискурсу в целом. Делается вывод
о том, что такие слова, как «поругание» и «оскорбление»
обозначают не разные тактики речевого поведения, а
разные отношения к данной речеповеденческой тактике
интерпретантов: первое соответствует позиции
говорящего, второе – позиции слушающего.
Ключевые слова: Виндиктивный дискурс, тактика,
поругание, оскорбление.
Деонимизация чешских и русских геортонимов
Рассматривается деонимизация чешских и русских
геортонимов. Подчеркивается, что отагионимичные
апеллятивы обладают широкими деривационными связями.
Ключевые слова: Ономастика, деонимизация, оним,
апеллятив, геортоним, агионим.
Эвфемизмы в наименованиях
профессий в русском и китайском
языках
Рассматриваются наименования непрестижных профессий
как объект эвфемизации речи в русском и китайском
языках. Анализируется внутренний механизм употребления
эвфемизма в области профессии человека, иллюстрируется
его прагматическая функция и реальные психологические
мотивы его применения.
Ключевые слова: Эвфемизм, наименования профессий,
китайский язык, престиж профессии, психологические
мотивы.
Два типа знаний и планирование
учебного материала
Сделана попытка пересмотра традиционного способа
планирования учебного речевого материала. Разработаны
новые принципы структурирования данного материала на
основе результатов психолингвистических исследований,
касающихся восприятия и порождения речи, а также
стратегий обучения иностранному языку.
Ключевые слова: Структурирование материала, «вихревая»
модель, классификация состояний, ассоциативная тема.