В условиях непростой ситуации сегодняшнего дня, обострения экологических, медико-социальных проблем увеличилось количество лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии. Детская и молодежная среда нередко изобилует такими пороками взрослого общества, как алкоголизм, наркозависимость, проституция, преступность. И семьи, нередко тоже переживающие кризис, во многом не способны справляться с естественными функциями воспитания детей.
Потребность в социально-педагогической, психолого-педагогической, специальной коррекционной помощи и поддержке детей и подростков Волгограда стала велением времени. И ответом на этот социальный заказ явилось открытие в 2000 г. кафедры специальной и коррекционной педагогики, одного из структурных подразделений Института дошкольного, начального образования и специальной педагогики на базе Волгоградского государственногго педагогического университета. Заведующей кафедрой является канд. пед. наук, доцент Ярикова Светлана Георгиевна. Именно здесь ведется подготовка слушателей по специальностям «Сурдопедагогика», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология» и «Логопедия».
На кафедре специальной педагогики и психологии по решению Ученого совета университета с 2003 г. действует учебно-научно-методический комплекс (УНМК), который является структурным подразделением университета и представляет собой единую функционально взаимосвязанную совокупность образовательных учреждений-партнеров. Их скоординированная деятельность обеспечивает реализацию образовательных программ по специальностям «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Сурдопедагогика». УНМК является научно-методической базой, где творческие объединения ученых и специалистов осуществляют экспериментальные исследования по созданию оптимальных социолингвистических и дефектологических условий для преодоления недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями. Согласование индивидуальных профессиональных целей преподавателей обеспечивается в научно-творческих группах, в состав которых входят ученые кафедры как научные руководители, сотрудники партнерских специальных (коррекционных) учреждений, студенты-дефектологи.
Специальный выпуск журнала «Грани познания» посвящен актуальным проблемам современной коррекционной педагогики и затрагивает различные аспекты изучения детей с нарушениями в развитии, а также подходы к коррекционно-развивающей работе по их обучению и воспитанию.
Директор института дошкольного начального образования и специальной педагогики,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Ярикова Светлана Георгиевна
Научные исследования особенностей детей с нарушениями в развитии
Исследование условий коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
На примере ГУЗ ВО ДПНС рассматриваются условия организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии. Рассмотрены направления работы, сформированы требования, предъявляемые к занятиям.
Ключевые слова: ранний возраст, условия организации коррекционно-развивающей работы, предметная деятельность, развитие речи, работа с родителями.
Экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения
На основе результатов экспериментального исследования рассматриваются особенности возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у детей с нарушением зрения.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональная модальность, представления об эмоциях, возрастная динамика, экспрессия, мимические выражения, эмоциональный ряд, дети с нарушением зрения.
Исследование проблем социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей
На основе результатов экспериментального исследования рассматриваются такие факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, как самосознание («Я-концепция») испытуемых, для которого характерны негативные установки в системе отношений «Я — другие люди» и относительно собственного Я, состояние эмоциональной сферы, характеризующееся тревожностью, агрессивностью, ригидностью.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, слепые и слабовидящие, инвалиды по зрению, выпускники школ.
Исследование особенностей развития двигательных функций дошкольников с ЗПР на логоритмических занятиях
Раскрывается значимость применения логопедической ритмики в системе работы с дошкольниками с задержкой психического развития, отмечаются особенности развития двигательных функций дошкольников с этим нарушением.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, двигательные функции, моторика, ритмические рефлексы, реабилитационная методика.
Исследование влияния профессионального обучения на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта
Рассматриваются особенности организации профессионального обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, трудовые способности, влияющие на выбор профессии и социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: нарушение интеллекта, профессиональное обучение, профориентация, социальная адаптация, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида, трудоустройство.
Психолого-педагогические подходы к коррекционно-развивающей работе с различными категориями детей
Резюмирование в профессиональном дискурсе логопеда
Исследуется резюмирование как один из типов коммуникативных действий, выделяемых при структурно-семантическом моделировании дискурса применительно к профессиональной речи логопеда. Выделены семантические и прагматические разновидности резюмирования.
Ключевые слова: дискурс логопеда, профессиональная речь, коммуникативное действие, резюмирование.
Социально-педагогические основы совместной деятельности общеобразовательного учреждения с семьями младших школьников
Раскрывается актуальность организации совместной социально-педагогической деятельности с семьями младших школьников. Описана программа диагностического исследования семьи. Выделены типы семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Рассмотрены основные направления организации социально-педагогической деятельности с социально и педагогически дееспособными семьями.
Ключевые слова: семья младшего школьника, общеобразовательное учреждение, социально-педагогическая деятельность общеобразовательного учреждения с семьей, диагностика семьи, типология семьи.,
Игры и игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей раннего возраста
Раскрывается актуальность артикуляционной гимнастики в раннем возрасте для предупреждения возникновения неправильного звукопроизношения. Описаны игры и игровые упражнения артикуляционной гимнастики для детей от 1 года до 4 лет.
Ключевые слова: артикуляция, артикуляционная гимнастика, звукопроизношение.
Психолого-педагогические условия преодоления негативных установок у детей с особыми образовательными потребностями
Исследуется проблема воспитания детей с особыми образовательными потребностями, развивающимися в условиях депривации. Выделены типы депривационного развития. Описаны факторы возникновения и условия преодоления негативных установок у детей с депривационным синдромом.
Ключевые слова: ребенок с особыми образовательными потребностями, депривация, негативные установки, психолого-педагогические условия, синдром госпитализма.
Музыкально-ритмическое занятие как средство развития слухового восприятия
Описывается значение слухового восприятия для развития детей с нарушенным слухом, раскрываются этапы и методы работы по развитию слухового восприятия на музыкально-ритмическом занятии.
Ключевые слова: развитие слухового восприятия, звуки речи, неречевые звуки, музыкально-ритмическое занятие, музыкально-дидактические игры.
Проблема развития речи дошкольников с нарушениями слуха в процессе ознакомления с окружающим миром
Раскрываются особенности работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Ключевые слова: методика обучения, нарушения в развитии, развитие речи.
Формирование личностной саморегуляции младших школьников
Представлена модель процесса формирования личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками, определены этапы ее реализации в образовательном процессе начальной школы.
Ключевые слова: личность, саморегуляция, модель, партнерство, целеполагание, мотивация, эмоции, воля, деятельность, рефлексия.