№ 6 (59) 2018
29.12.18г.
Тема номера: Иноязычная коммуникация: полипарадигмальный аспект
Лингвистика и коммуникация
КРИТИЧЕСКИЕ ИНЦИДЕНТЫ ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ – РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРИТИЧЕСКИХ ИНЦИДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Начиная с определений культуры, коммуникации и межкультурной компетенции, в статье представлено и обсуждается использование «критических инцидентов» в обучении иностранным языкам для развития межкультурной компетенции и межкультурного обучения.
Ключевые слова: критические инциденты, межкультурное обучение, коммуникативная компетентность, национальная культура, межкультурная коммуникация
Загрузить  | PDF, 621Kb
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ ДЕЛОВОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Междисциплинарный подход при обучении иностранному языку становится все более популярным. Выделяются некоторые особенности лексики китайского языка официально-делового стиля. Рассматривается применение междисциплинарного подхода при обучении лексике языка делового общения.
Ключевые слова: китайский язык, обучение лексике, междисциплинарный подход, язык делового общения, лексические особенности делового китайского языка.
Загрузить  | PDF, 572Kb
АКСИОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ И РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Рассматривается аксиогенная ситуация как средство формирования общечеловеческих и традиционных ценностей. Материалом исследования служат тексты англоязычных и русскоязычных поэтических произведений, адресованных детям. Представлен спектр аксиогенных ситуаций, присущих детской поэзии; описаны типичные черты и способы вербализации данных ситуаций.
Ключевые слова: аксиогенная ситуация, концепт, ценности, картина мира, поэзия для детей
Загрузить  | PDF, 568Kb
МАТЕРИНСКАЯ ПРАКТИКА «ИСЦЕЛЕНИЕ» В АФРОАМЕРИКАНСКОМ СОЦИУМЕ (на материале романа Б. Макфадден «Сахар»)
Статья посвящена описанию материнской практики «исцеление» в афроамериканском социуме в романе Б. Макфадден «Сахар». Её суть заключается в том, что реабилитация взрослого темнокожего человека, выросшего без материнского участия и получившего психологическую травму в условиях расизма и дискриминации, становится возможной благодаря появлению в его жизни женщины, по-матерински заботившейся о нем.
Ключевые слова: материнство, темнокожая мать, материнская практика, исцеление, афроамериканский социум
Загрузить  | PDF, 563Kb
ТЕКСТОВАЯ ДОМИНАНТА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ
Статья посвящена исследованию текстовой доминанты в роли одного из средств создания образа в художественном тексте, как составляющей художественного дискурса. Рассматриваются лексическая, стилистическая и концептуальная доминанты.
Ключевые слова: текстовая доминанта, художественный дискурс, дискурсивный анализ, лексический повтор, синтаксический параллелизм, концепт
Загрузить  | PDF, 575Kb
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДОМИНИРОВАНИЯ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИЗРАИЛЬСКИХ БИЛИНГВОВ
Социологический аспект проблемы изучения билингвизма является одним из самых актуальных направлений для исследований в области социолингвистики в последние годы. Данная статья призвана продемонстрировать актуальность социологического подхода к изучению языкового поведения билингвов в профессиональной среде на примере современного израильского общества посредством анализа анкетирования.
Ключевые слова: билингвизм, полилингвизм, социологический аспект билингвизма, профессиональная коммуникация, доминирование неродного языка, иврит, титульный язык
Загрузить  | PDF, 627Kb
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ГОРДОСТИ В ПАРЕМИОЛОГИИ И АФОРИСТИКЕ
Рассматриваются оценочные характеристики ментального образования «гордость» в русском языковом сознании на материале пословиц и афоризмов. Этот концепт является смысловым центром семантического поля оценки социального статуса человека и уточняется в нескольких направлениях: 1) стремление выделиться; 2) стремление подавить других; 3) демонстрация своей значимости; 4) демонстрация неуважения к другим; 5) имитация смирения. Эти характеристики личности детально номинируются в лексической семантике и получают в преобладающем числе единиц отрицательную оценку. В паремиологии в основном осуждается гордость, при этом в русских пословицах активно используется ирония как способ критики чрезмерно высокой самооценки субъекта. В афористике констатируется амбивалентная природа гордости. Концептуализация гордости отражает противоречие между самооценкой человека и квалификацией этой самооценки со стороны общества.
Ключевые слова: лингвокультурные ценности, концепт, пословицы, афоризмы, гордость
Загрузить  | PDF, 575Kb
ЛИНГВОАЛЛОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНО-ОБРАЗА КОММУНИКАНТОВ
Рассматривается новое когнитивно-дискурсивное терминопонятие Ино-образа как ситуативно обусловленного понимания коммуникантами друг друга. Содержание данного понятия составляет сущность лингвоаллологического компонента коммуникативной компетенции, который направлен на совершенствование коммуникативного взаимодействия с разными Другими (от Другого как Ты до Другого как чужого, представителя иной лингвокультуры).
Ключевые слова: Другой, аллология, Ино-образ, коммуникативная компетенция, лингвоаллологический компонент
Загрузить  | PDF, 571Kb
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕПУТАЦИИ ВУЗА
Представлены основные показатели репутационной оценки вуза. Доказывается значимость академической мобильности студентов и преподавателей как фактора привлекательности вуза, а также приводится пример интегрированной программы на англоязычной образовательной платформе. Успешная реализация представленной программы позволяет сделать вывод о том, что интегрированное обучение в настоящее время является эффективным средством повышения рейтинга вузов.
Ключевые слова: академическая репутация, академическая мобильность, интегрированное обучение, профессиональное образование, иностранный язык
Загрузить  | PDF, 566Kb
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются актуальные в методике преподавания иностранного языка вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. Раскрывается роль метода проекта в данном процессе.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, младший школьный возраст, проектная методика
Загрузить  | PDF, 555Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНО-НАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Статья посвящена проблеме коммуникативной методики обучения иностранным языкам как способу реализации современных технологий. Рассматриваются вопросы формирования иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенций, а также методики обучения иностранным языкам с позиций социокультурного подхода.
Ключевые слова: коммуникативная методика обучения иностранным языкам, современные технологии, лингвокультура, иноязычная коммуникативная и социокультурная компетенция, социокультурный подход в обучении иностранным языкам
Загрузить  | PDF, 546Kb
МЕТОД ПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АРГУМЕНТАТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ
Рассматриваются основные вопросы обучения аргументативному общению в техническом вузе, а также трудности, с которыми сталкиваются студенты при подготовке к речи или при непосредственном выступлении с аргументативной речью. Автор выделяет компоненты аргументативного общения, приводит сравнительный анализ аргументативного высказывания и презентации, выявляет преимущества использования метода презентации в обучении аргументативному общению.
Ключевые слова: обучение устному общению в вузе, аргументативное общение, устное выступление, метод презентации
Загрузить  | PDF, 566Kb
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена актуальным вопросам подготовки учащихся к единому государственному экзамену по иностранному языку, который и по настоящий день вызывает немало споров и опасений со стороны родителей, а порой, и учителей. В центре нашего внимания вопрос о комплексном психолого-педагогическом сопровождении учащихся старших классов, которые испытывают стресс и неуверенность в своих силах в процессе выполнения контрольных и экзаменационных заданий. В статье подчеркивается, что обучение контрольно-экзаменационным стратегиям овладения иноязычной речевой деятельностью строится на основании доверительных отношений обучающегося и преподавателя. Вместе с тем, усилия учителя направлены на развитие познавательного и коммуникативного потенциала личности, ознакомление с эффективными тактиками и приёмами выполнения типичных контрольных и экзаменационных заданий.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, педагогическое сопровождение, психологическое сопровождение, сопровождение, стандартизированное тестирование
Загрузить  | PDF, 561Kb
ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕЦЕПТИВНОЙ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
Статья посвящена проблеме обучения студентов пониманию эмотивной лексики в процессе чтения художественных текстов на английском языке. Рассматривается пошаговая методика обучения рецептивной эмотивной лексике. Представлены результаты опытного обучения, доказывающие эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: эмотивная лексика, понимание, художественный текст, обучение, студенты второго профиля
Загрузить  | PDF, 631Kb