Главная| Редакция| Авторам

16+



2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1
2
3
4
5
6
2018
1
2
3


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Редакция:
400066, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27, каб. 0118
e-mail: grani@vspu.ru, тел. (8442) 60-29-99
Главный редактор Коротков А.М.
Отв. секретарь Штыров А.В.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-31054 от 01 февраля 2008 г.

ISSN 2588-0365

№1 (54) 2018
28.02.18 г.
«Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (по материалам Международной научно-практической конференции)
Начало критического освоения творчества А.П. Чехова в арабском мире
Рассматриваются первые попытки критического осмысления творчества А.П. Чехова в арабских странах в начале ХХ в. Арабским критикам оказались интересны и близки гуманизм, демократизм, социальная проблематика произведений русского писателя, новаторство А.П. Чехова в области прозы и драматургии.
Ключевые слова: А.П. Чехов, арабские страны, литературная критика
Загрузить | PDF, 258 Kb
Рациональные и эмоциональные аспекты изображения конфликтов в произведениях Л. Пантелеева о войне
Продемонстрирован переход межличностного противостояния во внутренний конфликт, в результате чего эмоциональное восприятие событий героями-детьми сменяется рациональным осмыслением действительности.
Ключевые слова: дети, война, межличностный конфликт, внутренний конфликт, инициация, эмоция страха
Загрузить | PDF, 237 Kb
Ассоциативный эксперимент как средство определения сформированности читательской компетентности младших школьников
Рассматривается возможность применения результатов направленного ассоциативного эксперимента для определения сформированности читательской компетентности младших школьников.
Ключевые слова: читательская компетентность, читательская деятельность, ассоциативный эксперимент
Загрузить | PDF, 231 Kb
Орнитологические образы как средство выражения эмоций в лирике Валерия Перелешина
Рассматриваются орнитологические образы, представленные в лирике Валерия Перелешина, поэта первой волны русского зарубежья. С помощью образов птиц поэт выражает глубокую тоску по Родине, мечту о любви и счастье, страдания, вызванные конфликтом между земной жизнью и духовно-религиозными устремлениями.
Ключевые слова: мотив, чувства, орнитологический образ, лирика Валерия Перелешина
Загрузить | PDF, 585 Kb
Восток в творчестве А. Ахматовой: рациональное и эмоциональное
Рассматривается соотношение рационального и эмоционального в обращении А. Ахматовой к образам Востока в оригинальной поэзии и переводах.
Ключевые слова: А.А. Ахматова, биографические истоки, образ, мотив, перевод
Загрузить | PDF, 235 Kb
Бессознательное в лирике М.Ю. Лермонтова
Рассматриваются формы проявления бессознательного в лирическом творчестве «поэта мысли» М.Ю. Лермонтова.
Ключевые слова: лирика М.Ю. Лермонтова, сознание, З. Фрейд, формы бессознательного, вдохновение, сновидения, мечты, предвидение
Загрузить | PDF, 240 Kb
Эмоциональный мир женских образов в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина
Рассматриваются характер и мотивация поведения героинь «Повестей Белкина», авторские приемы их изображения. Исследование осуществлялось с привлечением работ современных ученых по психологии эмоций.
Ключевые слова: А.С. Пушкин, «Повести Белкина», тревога, страх, вина, радость, счастье
Загрузить | PDF, 234 Kb
Своеобразие пейзажа на картинах французских импрессионистов и в лирике А.А. Фета в аспекте эмоционального и рационального
Рассматривается проблема взаимодействия литературы и изобразительного искусства в аспекте эмоционального и рационального
Ключевые слова: пейзаж, импрессионизм, восприятие, литература, изобразительное искусство
Загрузить | PDF, 234 Kb
Рациональное и эмоциональное в лирике Арсения Тарковского
Работа посвящена проблемам соотнесения субъективного и объективного в лирическом произведении. Рассматриваемые стихотворения Арсения Тарковского анализируются с точки зрения выражения в них авторской позиции в контексте рационального и эмоционального познания окружающей действительности.
Ключевые слова: лирика, рациональное и эмоциональное, пространство, время, топос, поэтический текст
Загрузить | PDF, 242 Kb
«Она любила небо и цветы...»: документальная литература нового тысячелетия о героинях Сталинградской битвы
Рассматриваются особенности развития темы Сталинградской битвы в произведениях документальной прозы нового тысячелетия, авторы которых опираются на архивные материалы и мемуарные свидетельства, оказавшиеся доступными только в последние десятилетия.
Ключевые слова: Сталинградская битва, герой, дом, свобода, документ
Загрузить | PDF, 251 Kb
Осмысление образа Козьмы Пруткова в процессе его визуализации на страницах журнала «Сатирикон»
Рассматриваются рациональные формы и способы визуализации образа Козьмы Пруткова художниками «Сатирикона», определяется роль изобразительного искусства в процессе создания литературной маски.
Ключевые слова: визуализация, образ К. Пруткова, мистификация
Загрузить | PDF, 1711 Kb
Эмоциональное восприятие географических образов в фэнтези
Анализируется эмоциональное восприятие географических образов «своего» и «чужого» пространства на материале повести Д.Р.Р. Толкиена «Хоббит», романа М. Семеновой «Волкодав», творчества Н. Перумова.
Ключевые слова: Д.Р.Р. Толкиен, М. Семенова, Н. Перумов, фэнтези, пространство, эмоции
Загрузить | PDF, 237 Kb
Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе анализа рассказа Б.П. Екимова «Тысяча рублей в Фонд мира»
Представлена реализация на уроке литературы стратегии «чтение с остановками» как разновидности технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Ключевые слова: критическое мышление, чтение с остановками, Б.П. Екимов, методика преподавания литературы.
Загрузить | PDF, 236 Kb
Формирование у учащихся понятия «антиутопия» в процессе изучения сказки Дж. Оруэлла «Скотский уголок» В 11-м классе
Представлен алгоритм формирования у учащихся выпускного класса жанрового понятия «антиутопия» на материале сатирической сказки Дж. Оруэлла «Скотский уголок».
Ключевые слова: антиутопия, жанр, Дж. Оруэлл, семинар, символика, сказка, утопия
Загрузить | PDF, 258 Kb
Роль комментированного чтения в процессе развития мышления учащихся (из опыта составления исторического комментария к роману А.С. Пушкина «Дубровский» в 6-м классе)
Рассматривается методика работы над составлением исторического комментария к роману А.С. Пушкина «Дубровский», изучаемому в 6-м классе.
Ключевые слова: исторический комментарий, литературное образование, принцип историзма, А.С. Пушкин, анализ, интерпретация
Загрузить | PDF, 255 Kb
Эмоциональные и рациональные аспекты сравнительного анализа рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» и фильма Льва Цуцульковского «Посвящение в любовь»
Рассматривается проблема взаимодействия литературы и киноискусства в процессе сравнительного анализа художественного текста и его визуального воплощения.
Ключевые слова: анализ, сравнение, кинематограф, литература, восприятие.
Загрузить | PDF, 249 Kb
Авторская концепция выражения «эмоционального» и «рационального» в романах М. Арбатовой «Визит нестарой дамы» и «Семилетка поиска»
Рассматривается проблема авторской концепции выражения «эмоционального и рационального» в романах М. Арбатовой «Визит нестарой дамы» и «Семилетка поиска». Писательница проявляет свою индивидуальность в манере повествования, сочетающей рациональность рассуждений с эмоциональностью описаний.
Ключевые слова: творческий метод, рациональное, эмоциональное, гендерный стереотип, гендерная модель поведения
Загрузить | PDF, 245 Kb
Темпоральность чувств в романе Дж. Барнса «Уровни жизни»
Рассматриваются темпоральные характеристики чувств любви и скорби в романе Джулиана Барнса «Уровни жизни». Анализируются способы художественного воплощения категории темпоральности.
Ключевые слова: темпоральность, субъективность, роман, метафоричность, исповедальность
Загрузить | PDF, 239 Kb
Художественная семантика флористических образов в лирике Б. Ахмадулиной: соотношение рационального и эмоционального
Рассматриваются флористические образы в стихотворениях разных лет Б. Ахмадулиной, соотношение рационального и эмоционального в их художественной семантике.
Ключевые слова: флористические образы, лирика, поэтика, эмоциональное, художественная семантика.
Загрузить | PDF, 233 Kb
Тема поэта и поэзии в лирической поэзии Инны Кабыш: рациональное и эмоциональное
Рассматриваются различные грани темы поэта и поэзии в лирике Инны Кабыш, выявляется соотношение в них размышлений и чувств лирического героя ее поэзии.
Ключевые слова: поэт, лирика, поэтика, эмоциональное, художественная семантика
Загрузить | PDF, 238 Kb
Рациональная и эмоциональная оценки в языковой игре
Рассматриваются проблемы, связанные с отражением рациональной и эмоциональной оценок в языковой игре. Приводятся виды трансформаций: конфликт по качеству оценки, искажение основания оценки, аномальная нейтрализация оценок, акцентирующие внимание на самых важных вопросах, волнующих современных людей.
Ключевые слова: аксиология, оценка, рациональное, эмоциональное, языковая игра
Загрузить | PDF, 236 Kb