Выходные данные
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
«Условия и механизмы развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Рассматривается академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья в широком контексте – как смена локации для обучения и подготовки дипломного проекта на примере программы переподготовки «Менеджеры гетерогенных групп» Тюменского государственного университета. Предлагается описание практического опыта организации нового формата дипломного проекта для студентов с ОВЗ.
Ключевые слова: академическая мобильность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, дипломный проект, инновационный формат, практический опыт
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ЗАНЯТИЯ
Дано определение понятию «инклюзивная среда занятия». Обобщен опыт подготовки преподавателей университета к организации инклюзивной среды занятия на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Волгоградского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: подготовка преподавателей, инклюзивная среда занятия, повышение квалификации, инклюзивное обучение,
студенты, высшее образование, обобщение опыта.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представлен подход к определению понятия «школьная адаптация», результаты исследования школьной адаптации учащихся с общим недоразвитием речи, а также методика коррекционно-педагогической работы по школьной адаптации учащихся с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: школьная адаптация, учащиеся с общим недоразвитием речи, коррекционно-педагогическая работа, коррекционно-педагогическая помощь, методика.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Рассматриваются основные технологии непрерывного образования воспитанников с ОВЗ в Государственном казенном специализированном стационарном учреждении социального обслуживания «Петроввальский дом-интернат для умственно отсталых детей», их реализация в процессе социально-педагогического и социально-культурного сопровождения.
Ключевые слова: воспитанники с особыми образовательными потребностями, реабилитация, технология, непрерывное образование, социально-педагогическое сопровождение, социальное развитие ребенка, социум.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В АСПЕКТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается проблема социального развития детей с нарушениями речи с позиции непрерывного образования. Отмечены наиболее значимые моменты этого процесса в соответствии с возрастом детей, их психофизическими характеристиками. Представлены примерные фрагменты занятий со школьниками означенной категории по совершенствованию некоторых составляющих процесса развития в условиях социума.
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное развитие, индивидуальный подход, общение, школьное обучение, профессиональное самоопределение.
РОЛЬ ТЬЮТОРА В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается роль тьюторской деятельности в развитии учебной мотивации младших подростков с расстройствами аутистического спектра. Описываются особенности развития когнитивной, социальной и эмоциональной сфер и их влияние на учебную мотивацию. Акцентируется внимание на остающихся к подростковому возрасту нарушениях, присущих общему типу психического развития детей с аутизмом. Отмечается важность тьюторского сопровождения в подростковом периоде для развития учебной мотивации. Представлены подходы по расширению познавательной сферы и формированию смыслообразующего компонента учения через сверхувлечения учащегося.
Ключевые слова: подростки с расстройствами аутистического спектра, учебная мотивация, тьютор, тьюторское сопровождение, преемственность в образовании, учебная мотивация.
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Рассматривается методика исследования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены общие и специфические характеристики пространственно-временных представлений у детей с разными вариантами общего недоразвития речи.
Ключевые слова: методика, пространственно-временные представления, диагностика, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описывается понимание в Республике Беларусь термина «тяжелые множественные нарушения». Предлагается авторское понимание дефиниций «качество образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями», «оценка качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями». Изложены взгляды на непрерывность образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями как на формирование жизненных компетенций в течение всей жизни, в сквозном образовательном процессе в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: жизненные компетенции, тяжёлые множественные нарушения, дошкольное образование, качество образования, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ РАЗВИТИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Рассматриваются различные пути психолого-педагогического сопровождения старшеклассников с нарушениями слуха в выборе профессии в России и зарубежных странах. Изучаемые вопросы заинтересуют социальных педагогов, специальных психологов, в организации консультативной и психолого-просветительской работы в образовательной организации для обучающихся с нарушением слуха.
Ключевые слова: сурдопедагогика, нарушение слуха, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
Представлена специфика организации и содержания коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по развитию ориентировки на микроплоскости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения созданию предметного изображения способами плоскостного конструирования.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста с нарушением зрения, ориентировка в пространстве, способы плоскостного конструирования, предметное изображение из элементов головоломки Танграм, направленность и исходное положение маркер-угла.
МОНИТОРИНГ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ О СОДЕРЖАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Представлены результаты исследования, проведенного с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью в Волгоградской области. Описаны демографические характеристики семей, выделены их актуальные запросы на оказание помощи. Определены наиболее актуальные для родителей формы и организационные условия оказания помощи.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дети-инвалиды, психолого-педагогическое сопровождение семьи, инклюзивное образование,
специальное обучение
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассматривается зарубежный опыт в организации информационной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен дескриптивный анализ сайтов, осуществляющих просветительскую и консультативную поддержку родителей со стороны специалистов, а также других родителей детей с различными нарушениями.
Ключевые слова: информационная поддержка, семья c детьми с ограниченными возможностями здоровья, просвещение родителей, особые дети, зарубежный опыт.
Географические науки
МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ АНТРОПОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ АРИДНЫХ ЛАНДШАФТОВ
Описана методика идентификации объектов, создающих наиболее сильную антропогенную нагрузку на территории полупустынных и пустынных ландшафтов нашей страны. Создана база пространственных данных животноводческих точек и грунтовых дорог, составлена картограмма распределения по муниципальным районам, а также рассчитан коэффициент абсолютной напряженности территории с помощью ГИС-технологий.
Ключевые слова: Ключевые слова: дистанционное зондирование земли, геоинформационные системы, антропогенная нагрузка, геоинформационное картографирование, методика дешифрирования данных ДЗЗ на аридных ландшафтах, аридные ландшафты.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ОРОШАЕМОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ
Описано текущее состояние и перспективы развития орошаемого земледелия на территории Волго-Ахтубинской поймы и сопредельных площадях. Произведен анализ динамики основных посевных площадей по муниципальным районам с помощью ГИС-технологий. Составлены картограммы динамики.
Ключевые слова: Волго-Ахтубинская пойма, орошаемое земледелие, динамика посевных площадей, ГИС-технологии, картограмма.
Методика преподавания учебных дисциплин
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В. В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются актуальные вопросы изучения зарубежной литературы ХХ в. в старших классах общеобразовательных учреждений. Предлагаются пути преодоления определенных трудностей и список произведений для изучения в школе.
Ключевые слова: проблемы преподавания литературы, старшая школа, современная литература, зарубежная литература,
уроки внеклассного чтения.
Педагогические науки
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается театральная деятельность как форма социокультурной практики при организации досуга детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений. Особое внимание уделяется школьному театру, который охватывает не только сферу свободного времени детей, но и сферу реализации их познавательных интересов, а также способствует приобщению к миру искусства и является эффективным средством самовыражения, самореализации, самосовершенствования ребенка.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, досуговая деятельность, театральное творчество, школьный театр, дополнительное образование
Филологические науки
АНАЛИЗ СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛ ПЕРЕВОДА
Дается сравнительно-сопоставительный анализ советской и современной школ перевода. Рассматривается реализация категорий адекватности и эквивалентности в данных переводах французского романа на русский язык. Выявляются характерные особенности двух переводческих школ на базе теоретического и практического исследования.
Ключевые слова: художественный перевод, категория адекватности, категория эквивалентности, советская школа перевода, современная школа перевода