№ 5 (70) 2020
30.11.20г.
Тема номера: Международная научно-практическая онлайн-конференция «Условия и механизмы развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
Выходные данные
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Загрузить  | PDF, 511Kb
«Условия и механизмы развития непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Рассматривается академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья в широком контексте – как смена локации для обучения и подготовки дипломного проекта на примере программы переподготовки «Менеджеры гетерогенных групп» Тюменского государственного университета. Предлагается описание практического опыта организации нового формата дипломного проекта для студентов с ОВЗ.
Ключевые слова: академическая мобильность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, дипломный проект, инновационный формат, практический опыт
Загрузить  | PDF, 621Kb
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ЗАНЯТИЯ
Дано определение понятию «инклюзивная среда занятия». Обобщен опыт подготовки преподавателей университета к организации инклюзивной среды занятия на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Волгоградского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: подготовка преподавателей, инклюзивная среда занятия, повышение квалификации, инклюзивное обучение, студенты, высшее образование, обобщение опыта.
Загрузить  | PDF, 571Kb
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представлен подход к определению понятия «школьная адаптация», результаты исследования школьной адаптации учащихся с общим недоразвитием речи, а также методика коррекционно-педагогической работы по школьной адаптации учащихся с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: школьная адаптация, учащиеся с общим недоразвитием речи, коррекционно-педагогическая работа, коррекционно-педагогическая помощь, методика.
Загрузить  | PDF, 558Kb
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Рассматриваются основные технологии непрерывного образования воспитанников с ОВЗ в Государственном казенном специализированном стационарном учреждении социального обслуживания «Петроввальский дом-интернат для умственно отсталых детей», их реализация в процессе социально-педагогического и социально-культурного сопровождения.
Ключевые слова: воспитанники с особыми образовательными потребностями, реабилитация, технология, непрерывное образование, социально-педагогическое сопровождение, социальное развитие ребенка, социум.
Загрузить  | PDF, 567Kb
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В АСПЕКТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается проблема социального развития детей с нарушениями речи с позиции непрерывного образования. Отмечены наиболее значимые моменты этого процесса в соответствии с возрастом детей, их психофизическими характеристиками. Представлены примерные фрагменты занятий со школьниками означенной категории по совершенствованию некоторых составляющих процесса развития в условиях социума.
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное развитие, индивидуальный подход, общение, школьное обучение, профессиональное самоопределение.
Загрузить  | PDF, 583Kb
РОЛЬ ТЬЮТОРА В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается роль тьюторской деятельности в развитии учебной мотивации младших подростков с расстройствами аутистического спектра. Описываются особенности развития когнитивной, социальной и эмоциональной сфер и их влияние на учебную мотивацию. Акцентируется внимание на остающихся к подростковому возрасту нарушениях, присущих общему типу психического развития детей с аутизмом. Отмечается важность тьюторского сопровождения в подростковом периоде для развития учебной мотивации. Представлены подходы по расширению познавательной сферы и формированию смыслообразующего компонента учения через сверхувлечения учащегося.
Ключевые слова: подростки с расстройствами аутистического спектра, учебная мотивация, тьютор, тьюторское сопровождение, преемственность в образовании, учебная мотивация.
Загрузить  | PDF, 556Kb
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Рассматривается методика исследования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены общие и специфические характеристики пространственно-временных представлений у детей с разными вариантами общего недоразвития речи.
Ключевые слова: методика, пространственно-временные представления, диагностика, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи
Загрузить  | PDF, 669Kb
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описывается понимание в Республике Беларусь термина «тяжелые множественные нарушения». Предлагается авторское понимание дефиниций «качество образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями», «оценка качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями». Изложены взгляды на непрерывность образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями как на формирование жизненных компетенций в течение всей жизни, в сквозном образовательном процессе в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: жизненные компетенции, тяжёлые множественные нарушения, дошкольное образование, качество образования, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Загрузить  | PDF, 600Kb
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ РАЗВИТИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Рассматриваются различные пути психолого-педагогического сопровождения старшеклассников с нарушениями слуха в выборе профессии в России и зарубежных странах. Изучаемые вопросы заинтересуют социальных педагогов, специальных психологов, в организации консультативной и психолого-просветительской работы в образовательной организации для обучающихся с нарушением слуха.
Ключевые слова: сурдопедагогика, нарушение слуха, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация
Загрузить  | PDF, 562Kb
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
Представлена специфика организации и содержания коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по развитию ориентировки на микроплоскости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения созданию предметного изображения способами плоскостного конструирования.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста с нарушением зрения, ориентировка в пространстве, способы плоскостного конструирования, предметное изображение из элементов головоломки Танграм, направленность и исходное положение маркер-угла.
Загрузить  | PDF, 573Kb
МОНИТОРИНГ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ О СОДЕРЖАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Представлены результаты исследования, проведенного с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью в Волгоградской области. Описаны демографические характеристики семей, выделены их актуальные запросы на оказание помощи. Определены наиболее актуальные для родителей формы и организационные условия оказания помощи.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дети-инвалиды, психолого-педагогическое сопровождение семьи, инклюзивное образование, специальное обучение
Загрузить  | PDF, 787Kb
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассматривается зарубежный опыт в организации информационной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен дескриптивный анализ сайтов, осуществляющих просветительскую и консультативную поддержку родителей со стороны специалистов, а также других родителей детей с различными нарушениями.
Ключевые слова: информационная поддержка, семья c детьми с ограниченными возможностями здоровья, просвещение родителей, особые дети, зарубежный опыт.
Загрузить  | PDF, 579Kb
Географические науки
МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ АНТРОПОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ АРИДНЫХ ЛАНДШАФТОВ
Описана методика идентификации объектов, создающих наиболее сильную антропогенную нагрузку на территории полупустынных и пустынных ландшафтов нашей страны. Создана база пространственных данных животноводческих точек и грунтовых дорог, составлена картограмма распределения по муниципальным районам, а также рассчитан коэффициент абсолютной напряженности территории с помощью ГИС-технологий.
Ключевые слова: Ключевые слова: дистанционное зондирование земли, геоинформационные системы, антропогенная нагрузка, геоинформационное картографирование, методика дешифрирования данных ДЗЗ на аридных ландшафтах, аридные ландшафты.
Загрузить  | PDF, 2746Kb
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ОРОШАЕМОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ
Описано текущее состояние и перспективы развития орошаемого земледелия на территории Волго-Ахтубинской поймы и сопредельных площадях. Произведен анализ динамики основных посевных площадей по муниципальным районам с помощью ГИС-технологий. Составлены картограммы динамики.
Ключевые слова: Волго-Ахтубинская пойма, орошаемое земледелие, динамика посевных площадей, ГИС-технологии, картограмма.
Загрузить  | PDF, 1360Kb
Методика преподавания учебных дисциплин
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В. В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются актуальные вопросы изучения зарубежной литературы ХХ в. в старших классах общеобразовательных учреждений. Предлагаются пути преодоления определенных трудностей и список произведений для изучения в школе.
Ключевые слова: проблемы преподавания литературы, старшая школа, современная литература, зарубежная литература, уроки внеклассного чтения.
Загрузить  | PDF, 564Kb
Педагогические науки
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается театральная деятельность как форма социокультурной практики при организации досуга детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений. Особое внимание уделяется школьному театру, который охватывает не только сферу свободного времени детей, но и сферу реализации их познавательных интересов, а также способствует приобщению к миру искусства и является эффективным средством самовыражения, самореализации, самосовершенствования ребенка.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, досуговая деятельность, театральное творчество, школьный театр, дополнительное образование
Загрузить  | PDF, 579Kb
Филологические науки
АНАЛИЗ СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛ ПЕРЕВОДА
Дается сравнительно-сопоставительный анализ советской и современной школ перевода. Рассматривается реализация категорий адекватности и эквивалентности в данных переводах французского романа на русский язык. Выявляются характерные особенности двух переводческих школ на базе теоретического и практического исследования.
Ключевые слова: художественный перевод, категория адекватности, категория эквивалентности, советская школа перевода, современная школа перевода
Загрузить  | PDF, 613Kb