Главная| Редакция| Требования к публикации
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№1 (2) 2009
14.05.09 г.
Тема номера: Современный русский язык: динамика и функционирование (спецвыпуск)

В специальный выпуск журнала помещены материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Современный русский язык: динамика и функционирование», организованной кафедрой русского языка и методики его преподавания ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» с 8 по 11 декабря 2008 г.

В конференции приняли участие ученые из Волгограда, Москвы, Армавира, Владикавказа, Екатеринбурга, Краснодара, Магнитогорска, Махачкалы, Новосибирска, Омска, Твери и др. городов.

Широкий круг актуальных проблем современной лингвистики обсуждался в рамках следующих основных направлений:

  • Особенности развития русского языка на рубеже XX—XXI вв.
  • Современные проблемы когнитологии и лингвокультурологии.
  • Текст и дискурс на современном этапе развития лингвистической мысли.
  • Русская словесность как сокровищница духовных традиций русского народа.
  • Современная языковая ситуация и проблемы культуры речи.
  • Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников в условиях модернизации российского образования.

    Материалы рассчитаны на специалистов в области современного русского языка, аспирантов и студентов филологических факультетов вузов, а также на всех, кто интересуется проблемами развития нашего языка и вопросами его преподавания.

    Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания ВГПУ, д-р филол. наук, проф. Федосов Ю.В.

     

  • Особенности развития русского языка на рубеже XX-XXI вв.
    Тенденции развития глагольной префиксации в русском литературном языке
    Приводится описание современного состояния глагольного приставочного словообразования и делаются предположения о возможном развитии префиксации в русском языке. Так, несмотря на активный процесс десемантизации в современном русском литературном языке, смысловые значения приставок останутся главенствующими.
    Ключевые слова: Глагольная префиксация, семантика приставок, десемантизация, диалект, продуктивные и непродуктивные значения приставок.
    Загрузить | PDF, 182 Kb
    Графические средства моделирования лексико-семантической системы языка
    Показаны антонимо-синонимические отношения внутри лексико-семантической системы языка. На примере антонимо-синонимического блока «Вес» описаны различные виды графических моделей языковых структур (таблицы, матрицы, двухмерное пространство как пересечение/соотношение двух осей координат).
    Ключевые слова: Парадигматические отношения, лексико-семантическая система языка, антонимо-синонимические отношения, графические модели модели лексико-семантических отношений, антонимо-синонимический блок слов.
    Загрузить | PDF, 601 Kb
    Современные проблемы когнитологии и лингвокультурологии
    Тюркизмы в современном русском языке
    Сделана попытка освещения вопроса о происхождении тюркизмов с привлечением данных по тюркским и индоевропейским языкам. На основе материала можно проследить судьбы тюркизмов в русском языке: они не просто влились как безучастные свидетели процесса заимствования, а вступили во взаимодействие с исконными словами, сами подвергаясь перестройке и вызывая обратную перестройку в семном соотношении лексем.
    Ключевые слова: Сравнительное языкознание, современный русский язык, тюркизмы.
    Загрузить | PDF, 249 Kb
    Типы антонимо-синонимических отношений в русском и испанском языках
    Рассматривается проблема описания и обозначения антонимо-синонимических отношений в русском и испанском языках, а также исследуется понятие антонимо-синонимического блока и его строение, проводится сопоставительный структурный анализ антонимо-синонимических блоков, состоящих из лексических единиц русского и испанского языков.
    Ключевые слова: Антонимическая парадигма, синонимическая парадигма, антонимическая пара, синонимический ряд, градуальность, антонимо-синонимический блок, доминанта антонимо-синонимического блока, полюсная часть периферии антонимо-синонимического блока, приядерная часть периферии антонимо-синонимического блока, срединная часть периферии антонимо-синонимического блока.
    Загрузить | PDF, 329 Kb
    Текст и дискурс на современном этапе развития лингвистической мысли
    Функции собственных именований в художественном тексте (на материале лирики А.А. Ахматовой 1911 – 1920 гг.)
    Рассматривается индивидуально-авторская специфика использования собственных именований А. Ахматовой. Выявляются основные функции онимов в стихотворениях, образующих раннюю лирику поэтессы. Анализируются топонимы, в особую линию выделены топонимы линии Петербурга, онимы сакрального характера, антропонимы.
    Ключевые слова: Собственные именования, онимы, топонимы, онимы сакрального характера, антропонимы.
    Загрузить | PDF, 210 Kb
    Русская словесность как сокровищница духовных традиций русского народа
    Диалектные глаголы движения-перемещения в произведениях В.И. Белова
    Описывается семантика диалектных глаголов движения-перемещения в произведениях В.И. Белова. Диалектизмы издавна привлекали внимание лингвистов, но семная структура данных слов является недостаточно изученной. Рассмотрены две лексико-семантические группы: глаголы горизонтального движения и глаголы вертикального движения. Выявлены особенности семантики приставочных и бесприставочных глаголов движения-перемещения. Диалектные слова анализируются с привлечением данных различных словарей.
    Ключевые слова: Глаголы движения, диалектизмы, семная структура, лексико-семантическая группа.
    Загрузить | PDF, 210 Kb
    Современная языковая ситуация и проблемы культуры речи
    Группа «наименования блюд» как часть системы гастрометафор русского языка
    Рассмотрены гастрономические метафоры русского языка с точки зрения системно организованного целого. Одна из лексико-семантических групп гастрометафор («Наименования блюд») рассматривается более подробно. Исследуются компоненты значения и коннотации, наиболее характерные для единиц данной группы, парадигматические отношения между единицами.
    Ключевые слова: Метафора, гастрономическая метафора, лексико-семантическая классификация, общество потребления, коннотация, базовая метафора, узуальное и окказиональное употребление.
    Загрузить | PDF, 211 Kb
    Взаимодействие категории вежливости с другими коммуникативными категориями (на материале деловых писем)
    Показана специфика взаимодействия категории вежливости с другими коммуникативными категориями речевого общения. Выявляются особенности их взаимовлияния и взаимообусловленности, определяющие отбор языковых средств для выражения того или иного содержания и регулирующие отношения между коммуникантами при ведении письменных деловых переговоров.
    Ключевые слова: Официально-деловой стиль, деловое письмо, коммуникативная категория, категория вежливости, речевой этикет.
    Загрузить | PDF, 215 Kb
    Культура диалогического общения (реплики-реакции в диалоге)
    На материале диалогических дискурсов разных типов анализируются способы гармоничного и конфликтного речевого взаимодействия собеседников, получают характеристику коммуникативные единицы, ориентированные на согласование стратегий и тактик участников диалога.
    Ключевые слова: Диалог, диалогическое общение, речевые стратегии и тактики, коммуникатив, реплики-реакции, кооперативное и некооперативное общение.
    Загрузить | PDF, 203 Kb
    Тематика поздравлений в русской речевой культуре
    Исследуется речеэтикетная формула «поздравление» в речекомплексе текста поздравительной открытки. Разнообразная тематика данного речевого акта обусловлена русской речевой культурой. Приводятся различные классификации поздравлений, обсуждаются условия их успешности и уместности.
    Ключевые слова: Иллокуция, перлокуция, перформатив, речевые постулаты, этикетная формула, фатическая коммуникация.
    Загрузить | PDF, 231 Kb
    Эвфемистические зашифровки и намеки социально-политической сферы (на материале идиостиля А.С. Пушкина)
    Рассматриваются наименования, относящиеся к сфере социально-политической жизни в творчестве А.С. Пушкина. Выделены приемы, позволяющие поэту косвенно обозначать события и людей социально-политической жизни России XIX в. Установлено, что в условиях тоталитарного, деспотического государства нежелание поэта оставаться в стороне от социально-политической жизни, мириться с существующими запретами способствовало активизации различного рода иносказаний, намеков, зашифровок, чтобы избежать санкций со стороны власти.
    Ключевые слова: Эвфемистическая зашифровка, эвфемистический намек, ирония, апотропея, речевая маска, жанровая маскировка, аллюзия, аллегория, иносказание.
    Загрузить | PDF, 222 Kb
    Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников в условиях модернизации российского образования
    Слитно, раздельно или через дефис? (Сложные прилагательные в лексикографических изданиях)
    Рассматривается проблема оформления сложных прилагательных в лексикографической практике. Делается вывод о том, что ни один из существующих принципов (семантико-синтаксический и формально-грамматический) не систематизирует написания сложных прилагательных.
    Ключевые слова: Сложное прилагательное, семантико-синтаксический принцип, формально-грамматический принцип, разнобой.
    Загрузить | PDF, 280 Kb
    Коммуникативная компетентность студента-филолога
    Исследуется сущность компетентностного подхода к содержанию высшего образования в современных условиях. Разводятся два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Определяется понятие «коммуникативная компетентность», дается его краткая история. Выявляются возможности предмета «Теория и методика обучения русскому языку» для развития коммуникативной компетентности студентов-филологов.
    Ключевые слова: Компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, языковая компетенция, лингвистическая компетенция, коммуникативная компетенция, культуроведческая компетенция, языковая личность, нормативное речевое поведение.
    Загрузить | PDF, 211 Kb
    Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников
    Рассматриваются проблемы краеведения, говорится о необходимости больше внимания уделять в школах региональной лингвистике, живому народному слову (местным говорам, фольклору), языку произведений местных писателей.
    Ключевые слова: Региональная лингвистика, лингвокраеведение, территориальные говоры, диалекты, фольклор, ономастика, диалектные черты.
    Загрузить | PDF, 209 Kb
    Переходные типы односоставных предложений
    На материале произведений Е.И. Замятина рассмотрены отмеченные в качестве переходных конструкций безлично-инфинитивные и безлично-генитивные предложения. Установлено место данных предикативных единиц в системе простых предложений, выявлены их структурные и семантические особенности.
    Ключевые слова: Односоставные предложения, безлично-инфинитивные предложения, безлично-генитивные предложения, переходные явления в языке, актанты предложения, семантика предложения.
    Загрузить | PDF, 198 Kb