Главная| Редакция| Авторам
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№3 (8) 2010
08.11.10 г.

От редактора

Уважаемые читатели!

В очередном номере электронного журнала "Грани познания" вашему вниманию предлагаeтся 11 статей по направлениям: "Педагогические науки и психология", "Естественные науки и методика их преподавания", и "Социально-гуманитарные науки", а также рецензия на новые учебные пособия.

Материалы рассчитаны на специалистов в соответствующих научных областях, а также на студентов, магистрантов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами современной науки и образования.

 

Главный редактор журнала «Грани познания», д-р пед. наук, профессор А.М. Коротков

Педагогические науки и психология
Патриотическая работа в Волгоградской области: вчера, сегодня, завтра
Волгоград традиционно является центром патриотического воспитания. К этому располагает и героическое военное прошлое, и осознание руководством региона важности этого направления в воспитании здорового морально и физически поколения. К настоящему времени функционирует развитая сеть учреждений и организаций, осуществляющих воспитание молодежи в духе патриотизма. Для координации деятельности методического и научного единства концепций, системности проводимых в 2009 г. было создано ГУ «Волгоградпатриотцентр».
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, поисковая работа
Загрузить | PDF, 146 Kb
Пути и средства художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном детстве
Рассматриваются вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников, говорится о его определяющей роли в духовно-нравственном становлении человека. Раскрывается его содержание и задачи, а также факторы художественно-эстетического развития и его специфические особенности в дошкольном детстве. В качестве эффективного средства художественно-эстетического развития дошкольников предлагается театрализованная деятельность как наиболее соответствующая возрастным психологическим особенностям дошкольника.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, факторы художественно-эстетического развития, театрализованная деятельность, эмоциональная отзывчивость, эстетические чувства, креативность.
Загрузить | PDF, 157 Kb
Новые информационные технологии на уроках изучения лирики в средней школе
Рассматриваются вопросы использования новых информационных технологий на уроках литературы, в частности, при изучении лирики в средней школе. Авторы рассматривают технологии, которые применяют учитель и учащиеся для решения учебных задач.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение, литература, лирика, средняя школа
Загрузить | PDF, 223 Kb
Формирование концепции управления инновационным процессом в сельской средней школе
С учётом специфики сельской средней школы показано формирование концепции внутришкольного управления инновационным процессом. Представлены основные положения авторской концепции совершенствования управления инновационным процессом в сельской средней школе.
Ключевые слова: сельская школа, инновационный процесс, управление инновационным процессом, внутришкольное управление, концепция управления
Загрузить | PDF, 205 Kb
Особенности и динамика развития образа Я в школьном возрасте
Анализируется проблема развития образа Я в школьном возрасте. Представлены результаты экспериментального исследования возрастных особенностей и динамики развития образа Я школьников методом ранжирования суждений о себе.
Ключевые слова: критичность, образ Я, рефлексивность, самопознание, Я-идеальное, Я-реальное
Загрузить | PDF, 201 Kb
Культурная интеграция и конфликты в дошкольном образовании
В статье рассказывается о способах достижения культурной интеграции в процессе межкультурного обучения, раскрываются условия, обеспечивающие этот процесс и этапы их реализации.
Ключевые слова: диалог культур, культурная интеграция, межкультурные конфликты, межкультурная коммуникация, межкультурное обучение, толерантность, этнокультурное образование
Загрузить | PDF, 174 Kb
Социально-гуманитарные науки
Пространство исторического катаклизма: сравнительный анализ пространственно-временных особенностей романов М.А. Осоргина «Сивцев Вражек», «Свидетель истории» и «Книга о концах»
Сравнениваются пространственно-временные особенности романов М.А.Осоргина «Сивцев Вражек», «Свидетель истории» и «Книга о концах». Анализ является частью рассмотрения философии истории писателя, делается с целью наиболее полной ее характеристики. При определенном отличии сюжетной хронотопической структуры романов (что связано со сменой объектов изображения), при построении общероманного хронотопа каждого, несомненно, наблюдается и большое количество сходных моментов (приемы карнавализации повествования, сходные микрохронотопы, использование летописной манеры и т.п.).
Ключевые слова: роман, хронотоп, исторический катаклизм, героиня, история
Загрузить | PDF, 199 Kb
Формирование культуры межнационального общения средствами русского и английского языков
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Анализируя семантику единиц изучаемого языка и сопоставляя ее с ключевыми смыслами родной лингвокультуры, учащиеся выстраивают определенную языковую картину мира, которая задает стереотипы и модели их дальнейшего коммуникативного поведения
Ключевые слова: поликультурное общество, культура межнационального общения, воспитание культуры межнационального общения, значение лексических единиц «свой», «чужой», языковая картина мира
Загрузить | PDF, 187 Kb
Естественные науки и методика их преподавания
Показатели кровообращения головного мозга и региона предплечья юношей при выполнении физической работы умеренной интенсивности
Исследовано влияние физических нагрузок на показатели пульсового кровенаполнения и тонус сосудов головного мозга и региона предплечья практически здоровых молодых людей – студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: церебральное кровообращение, периферическое кровообращение, сосудистый тонус, реоэнцефалография, реовазография, функциональные пробы.
Загрузить | PDF, 173 Kb
Изменение показателей внешнего дыхания мальчиков пубертатного возраста при нагрузках различной аэробной мощности
Рассматривается влияние пубертатных процессов на характер адаптации дыхательной системы подростков к физическим нагрузкам.
Ключевые слова: пубертатный возраст, нагрузки различной аэробной мощности, функциональное состояние дыхательной системы.
Загрузить | PDF, 148 Kb
Самописец для изучения законов кинематики в школьном и вузовском физическом эксперименте
Предложена конструкция механических и электронных узлов двухкоординатного самописца (плоттера) на шаговых электродвигателях для автоматического построения графиков процессов в лабораторном эксперименте по изучению динамики и кинематики.
Ключевые слова: кинематика, плоттер, шаговый двигатель, эксперимент
Загрузить | PDF, 213 Kb
Научная жизнь. Рецензии
Рецензия на учебное пособие
Пособие З.А. Гриценко представляет собой комплект, в состав которого входят учебное пособие и практикум по двум учебным дисциплинам: «Детская литература» и «Приобщение детей к чтению». Чтение в дошкольном возрасте автор пособия рассматривает как пропедевтический уровень формирования у детей дошкольного возраста представления о литературе как виде искусства.
Ключевые слова: детская литература, детское чтение, приобщение детей к чтению, учебное пособие для высшей школы, З.А. Гриценко.
Загрузить | PDF, 144 Kb