Педагогические науки и психология
Патриотическая работа в Волгоградской области: вчера,
сегодня, завтра
Волгоград традиционно является центром патриотического воспитания. К этому располагает и героическое военное прошлое, и осознание руководством региона важности этого направления в воспитании здорового морально и физически поколения. К настоящему времени функционирует развитая сеть учреждений и организаций, осуществляющих воспитание молодежи в духе патриотизма. Для координации деятельности методического и научного единства концепций, системности проводимых в 2009 г. было создано ГУ «Волгоградпатриотцентр».
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, поисковая работа
Пути и средства художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном детстве
Рассматриваются вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников, говорится о его определяющей роли в духовно-нравственном становлении человека. Раскрывается его содержание и задачи, а также факторы художественно-эстетического развития и его специфические особенности в дошкольном детстве.
В качестве эффективного средства художественно-эстетического развития дошкольников предлагается театрализованная деятельность как наиболее соответствующая возрастным психологическим особенностям дошкольника.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, факторы художественно-эстетического развития, театрализованная деятельность, эмоциональная отзывчивость, эстетические чувства, креативность.
Новые информационные технологии на уроках изучения лирики в средней школе
Рассматриваются вопросы использования новых информационных технологий на уроках литературы, в частности, при изучении лирики в средней школе. Авторы рассматривают технологии, которые применяют учитель и учащиеся для решения учебных задач.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение, литература, лирика, средняя школа
Формирование концепции управления инновационным процессом в сельской средней школе
С учётом специфики сельской средней школы показано формирование концепции внутришкольного управления инновационным процессом. Представлены основные положения авторской концепции совершенствования управления инновационным процессом в сельской средней школе.
Ключевые слова: сельская школа, инновационный процесс, управление инновационным процессом, внутришкольное управление, концепция управления
Особенности и динамика развития образа Я в школьном возрасте
Анализируется проблема развития образа Я в школьном возрасте. Представлены результаты экспериментального исследования возрастных особенностей и динамики развития образа Я школьников методом ранжирования суждений о себе.
Ключевые слова: критичность, образ Я, рефлексивность, самопознание, Я-идеальное, Я-реальное
Культурная интеграция и конфликты в дошкольном образовании
В статье рассказывается о способах достижения культурной интеграции в процессе межкультурного обучения, раскрываются условия, обеспечивающие этот процесс и этапы их реализации.
Ключевые слова: диалог культур, культурная интеграция, межкультурные конфликты, межкультурная коммуникация, межкультурное обучение, толерантность, этнокультурное образование
Социально-гуманитарные науки
Пространство исторического катаклизма: сравнительный анализ пространственно-временных особенностей романов М.А. Осоргина «Сивцев Вражек», «Свидетель истории» и «Книга о концах»
Сравнениваются пространственно-временные особенности романов М.А.Осоргина «Сивцев Вражек», «Свидетель истории» и «Книга о концах». Анализ является частью рассмотрения философии истории писателя, делается с целью наиболее полной ее характеристики. При определенном отличии сюжетной хронотопической структуры романов (что связано со сменой объектов изображения), при построении общероманного хронотопа каждого, несомненно, наблюдается и большое количество сходных моментов (приемы карнавализации повествования, сходные микрохронотопы, использование летописной манеры и т.п.).
Ключевые слова: роман, хронотоп, исторический катаклизм, героиня, история
Формирование культуры межнационального общения средствами русского и английского языков
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Анализируя семантику единиц изучаемого языка и сопоставляя ее с ключевыми смыслами родной лингвокультуры, учащиеся выстраивают определенную языковую картину мира, которая задает стереотипы и модели их дальнейшего коммуникативного поведения
Ключевые слова: поликультурное общество, культура межнационального общения, воспитание культуры межнационального общения, значение лексических единиц «свой», «чужой», языковая картина мира
Естественные науки и методика их преподавания
Показатели кровообращения головного мозга и региона предплечья юношей при выполнении физической работы умеренной интенсивности
Исследовано влияние физических нагрузок на показатели пульсового кровенаполнения и тонус сосудов головного мозга и региона предплечья практически здоровых молодых людей – студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: церебральное кровообращение, периферическое кровообращение, сосудистый тонус, реоэнцефалография, реовазография, функциональные пробы.
Изменение показателей внешнего дыхания мальчиков пубертатного возраста при нагрузках различной аэробной мощности
Рассматривается влияние пубертатных процессов на характер адаптации дыхательной системы подростков к физическим нагрузкам.
Ключевые слова: пубертатный возраст, нагрузки различной аэробной мощности, функциональное состояние дыхательной системы.
Самописец для изучения законов кинематики в школьном и вузовском физическом эксперименте
Предложена конструкция механических и электронных узлов двухкоординатного самописца (плоттера) на шаговых электродвигателях для автоматического построения графиков процессов в лабораторном эксперименте по изучению динамики и кинематики.
Ключевые слова: кинематика, плоттер, шаговый двигатель, эксперимент
Научная жизнь. Рецензии
Рецензия на учебное пособие
Пособие З.А. Гриценко представляет собой комплект, в состав которого входят учебное пособие и практикум по двум учебным дисциплинам: «Детская литература» и «Приобщение детей к чтению». Чтение в дошкольном возрасте автор пособия рассматривает как пропедевтический уровень формирования у детей дошкольного возраста представления о литературе как виде искусства.
Ключевые слова: детская литература, детское чтение, приобщение детей к чтению, учебное пособие для высшей школы, З.А. Гриценко.