Выходные данные
3(86)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского "Воспитание в моральном климате памяти"
РЕНОВАЦИЯ ШКОЛЫ УСПЕХА В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ К.Д. УШИНСКОГО
Статья раскрывает пути решения проблемы успеваемости и мотивации на основе анализа педагогического наследия К.Д. Ушинского. Цель статьи – обращение к педагогическому наследию К.Д. Ушинского, актуализация его идеи побуждения к успеху в учении. Особое внимание уделено принципам и приёмам побуждения к успеху в учении.
Ключевые слова: К.Д. Ушинский, педагогическое наследие, дидактическая система, побуждение к успеху, учение
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поднимается проблема современного воспитания семейных ценностей у детей дошкольного возраста. Описана актуальность воспитания семейных ценностей на законодательном уровне. Раскрыты сущностные характеристики таких понятий, как «воспитание», «семейные ценности». Представлены результаты анкетирования информационного просвещения родителей в области воспитания, а также результаты диагностики среди дошкольников на понимание норм поведения в обществе. На основе результатов диагностики предложен комплекс игр, направленных на воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста при взаимодействии с матерью.
Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитание, семья, семейные ценности, традиции, нормы поведения
БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ НАУЧНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО» РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВЫДАЮЩИМСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПЕДАГОГАМ
Рассмотрена роль уникальной научной отраслевой (педагогической) библиотеки нашей страны – Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования (в настоящее время – Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования), в работе по библиографированию трудов и литературы о жизни и деятельности выдающихся отечественных педагогов, в том числе, одного из основоположников российской педагогической науки – К.Д. Ушинского.
Ключевые слова: педагогическое наследие, ИЦ «Библиотека им. К.Д. Ушинского, научно-информационное обеспечение, справочно-библиографическая деятельность, биобиблиографический указатель
ВАЖНОСТЬ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО В РАЗВИТИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПЕДАГОГИКЕ
Освещается вопрос развития спортивно-оздоровительных средств в педагогике. Разработана программа развития спортивно-оздоровительных средств на занятиях физической культурой.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительные средства, студенты, программа, физическая культура, идея, развитие
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ К.Д. УШИНСКОГО
Рассматривается взаимосвязь нравственности, морали и чувств, формируемых педагогом у подрастающего поколения. Акцентируется внимание на постепенности формирования морали как осмысления правил поведения у ребенка, его отношений с людьми. Соотносятся точки зрения классика российской педагогики на нравственность и их единение с процессами осознания и развития моральных чувств как основополагающих в современном нравственном воспитании детей и молодежи.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, мораль, моральное осознание, чувствование, моральные чувства, нравственно-оценочное отношение
УНИКАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Статья посвящена проблеме среды воспитания. О том, что среда, в которой находится ребенок, влияет на воспитание человека, обращал внимание К.Д. Ушинский, но в силу многогранности явления многие аспекты влияния остаются неизученными или малоизученными. Представлены результаты анализа воспитательного пространства детского лагеря, выделены его существенные характеристики, ключевые ресурсы, воспитательные эффекты.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, оздоровительно-образовательная среда, воспитательное пространство, социализация, воспитательный процесс во временном детском объединении, ресурсы воспитания
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ. ПУТЬ В 175 ЛЕТ ОТ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО
Рассматриваются особенности профессионального самоопределения в контексте психолого-педагогического класса. Авторы анализируют значение профессионального самоопределения в формировании личности обучающихся и развитии их профессионального потенциала. В исследовании уделяется внимание истории становления феномена психолого-педагогического класса, рассматривается роль психолого-педагогических занятий в содействии профессиональному самоопределению и подчеркиваются преимущества комплексного подхода к образованию.
Ключевые слова: педагогический класс, профессиональная ориентация, допрофессиональная подготовка, воспитательная система, самоопредление
НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
К.Д. Ушинский – основатель методики обучения русского языка в начальной школе. Он заложил теоретические основы по всем разделам методики: методики обучения грамоте, методики обучения чтению, методики обучения грамматике и орфографии, методики развития речи. Педагог разработал и научно обосновал новый метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический, метод объяснительного чтения, теорию формирования навыков правописания, систему упражнений по развитию «дара слова» учащихся, создал учебники для начального обучения чтению и письму и методические указания к ним.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, «Азбука» К.Д. Ушинского, «Родное слово» К.Д. Ушинского, методика работы над художественными произведениями, теория формирования навыков правописания, система упражнений по развитию речи младших школьников
ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ К.Д. УШИНСКОГО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Рассматриваются возможности реализации принципов народности К.Д. Ушинского в современной образовательной ситуации. Приводятся результаты эмпирического исследования аспектов современного образования по данной проблематике и возможные способы их решения.
Ключевые слова: народное воспитание, труд, личность, К.Д. Ушинский, обучающиеся, методики
Биологические науки
ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ МИКОБИОТЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Приводится список грибов Волгоградской области, состоящий из 100 видов, в том числе редкие виды Grifola frondosa (Dicks.) Gray. и Ganoderma lucidum (Curtis) P. Karst. В работе использовались стандартные методы исследования. Микобиота преимущественно представлена сапротрофами, развивающимися на древесине разных стадий разложения.
Ключевые слова: таксономический анализ, Волгоград, Волгоградская область, микологический гербарий, микобиота
Исторические науки
ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА
ЧЕРЕЗ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (на примере истории Сталинграда (Волгограда) 1943–1950-х. гг.)
Раскрывается потенциал делопроизводственной документации промышленных предприятий, как одного из источников истории родного города. На примере делопроизводственной документации промышленных предприятий Сталинграда анализируются возможности данного вида источников для раскрытия проблемы становления и развития жилого фонда города и социальной политики как местных органов власти, так и всесоюзных.
Ключевые слова: делопроизводственная документация, законодательные акты, завод «Красный Октябрь», Сталинградский
тракторный завод, Великая Отечественная война, восстановительный период
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Данная статья посвящена вопросу становления и развития университетского образования в Российской империи XVIII – нач. XX вв., рассмотрению его изменений согласно новому законодательству в области Просвещения, а также выяснению причин принятия новых Уставов в связи с направлением внутренней политики государства.
Ключевые слова: университет, университетский устав, высшее учебное заведение, система образования, факультет, автономия
Педагогические науки
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АНАЛИЗУ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассматриваются направления подготовки студентов, будущих учителей начальной школы, к изучению фразеологии в курсе русского языка в классах с детьми-инофонами. Анализируются трудности, с которыми могут столкнуться будущие учителя при обучении школьников анализу фразеологической семантики.
Ключевые слова: полиэтническая начальная школа, фразеологический уровень, фразеологическая семантика, семантический анализ, мотивированность фразеологического значения, фразеографическая работа
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
Рассматривается модель создания коммуникативной творческой среды на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам художественной направленности и ее потенциальные возможности в выявлении и развитии одаренности ребенка.
Ключевые слова: одаренность, дополнительное образование, художественная направленность, творческая среда, эффективная коммуникация
ПРОЕКТ «КАРМАННЫЙ ГИД»: ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ ЛОКУСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Рассказывается о проекте «Карманный гид». «Карманный гид» – это просветительский проект, информационная площадка, созданная с целью популяризации знаний по истории родного края. Основной миссией проекта является передача знаний от краеведов, педагогов молодому поколению путём вовлечения детей в процесс создания экскурсий.
Ключевые слова: локальная история, история, инновационные технологии, экскурсионная деятельность, проект «Карманный гид»
Филологические науки
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ИСПАНОГОВОРЯЩЕГО ФУТБОЛЬНОГО КОММЕНТАТОРА
Анализируется языковая личность испаноговорящего футбольного комментатора, создающего информационно коммуникативное пространство финала чемпионата мира по футболу 2022 г. Установлена специфика речи комментатора. Рассматривается типология языковых личностей, которая определяется коммуникативными стратегиями речевого поведения комментатора.
Ключевые слова: спортивный дискурс, футбольный дискурс, футбольный комментарий, языковая личность, культура
КОПИПАСТА КАК НОВОЕ ЯЗЫКОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Рассматривается копипаста как новое языковое явление, дано его авторское определение. Приведена классификация текстов сообщений-копипаст пользователей чатов стриминговой платформы Twitch. Выделены отличительные лингвистические признаки копипаст как особой разновидности сетевых текстов.
Ключевые слова: копипаста, Twitch, языковое явление, Интернет, интернет-коммуникация, стриминг, сообщения пользователей чата
ЧЕХОВСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ Е.И. БЛАЖЕЕВСКОГО
Исследована чеховская традиция в поэзии Е.И. Блажеевского. Выявлена общность мотивов природного цикла в лирике поэта ХХ в. и в прозаических произведениях писателя XIX столетия, обусловленная общностью национального менталитета.
Ключевые слова: лирика, Е.И. Блажеевский, А.П. Чехов, традиции, образы природы
Юридические науки
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Работа посвящена анализу государственной программы «Охрана окружающей среды» на примере показателей по категории «отходы». Выявлены различия по преобладающему большинству фактических значений, указанных в государственной программе, со значениями, полученными расчетным путем. Отмечено недостижение плановых показателей, а также отсутствие в свободном доступе открытых данных в читабельных форматах. Сформированы предложения по разрешению образовавшихся противоречий.
Ключевые слова: государственная программа, федеральные проекты, программно-целевое планирование, плановые показатели, отходы