кандидат исторических наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, доцент кафедры отечественной истории и историко-краеведческого образования
Список публикаций: (9)
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Раскрыто значение формирования исторических представлений о времени в процессе обучения истории. Рассмотрена историография данной проблемы в методической литературе, а также выделены основные приемы и средства изложения хронологических сведений. Дан анализ современного учебно-методического комплекса по истории с точки зрения формирования хронологических знаний и умений.
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В КОНЦЕ XIX В.: НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Рассматривается история создания и деятельность одного из просветительских объединений Саратовской губернии – Общества любителей изящных искусств. Приведены архивные данные, протоколы заседаний общества, воспоминания современников эпохи. Дается обзор ранее неопубликованным сведениям из периодической печати. Сделаны выводы о значимости работы общества для развития культурной жизни Саратова в конце XIX в. и Нижнего Поволжья в целом.
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УСТАВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Рассматриваются оценки и роли университетских уставов первой половины XIX в. исследователями различных историографических периодов: дореволюционными, советскими и современными. Авторы прослеживают изменения в подходах историков к рассмотрению организации учебного процесса и управлению университетами данного периода.
ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Раскрыт потенциал использования произведений художественной литературы в процессе преподавания истории. Рассмотрены приемы и методы применения художественной литературы на уроках истории, разработанные методистами прошедших десятилетий. Сделаны выводы об актуальности имеющихся методик для достижения необходимых результатов в современном процессе обучения истории.
РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
Рассматриваются вопросы, связанные с формированием читательской грамотности на уроках истории как части работы по формированию функциональной грамотности школьников. Исторические источники и исторические тексты необходимы для успешного освоения курса истории в школе. Особое внимание уделено вопросам, связанным с подготовкой школьников к Единому государственному экзамену по истории. Часть заданий актуального варианта ЕГЭ направлена на проверку умений работать с текстом. Проводится разбор заданий и определяются трудности, с которыми может столкнуться выпускник при их выполнении.
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Данная статья посвящена вопросу становления и развития университетского образования в Российской империи XVIII – нач. XX вв., рассмотрению его изменений согласно новому законодательству в области Просвещения, а также выяснению причин принятия новых Уставов в связи с направлением внутренней политики государства.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (на материалах Царицинского уезда)
Рассматриваются вопросы социально-экономического развития Нижневолжского региона в пореформенный период. Особенности развития описываются на примере Царицынского уезда Саратовской губернии. Важнейшим этапом развития края стало строительство железной дороги, связавшей Нижнее Поволжье с центральными районами страны. Показана связь между развитием транспортной инфраструктуры и повышением уровня социально-экономического развития края.
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ, ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЖАНРА
Данная статья посвящена зарождению и дальнейшему развитию исторической живописи в России XVIII в. Описаны основные черты жанра. Была рассмотрена историография данной темы, выделены мнения и оценки искусствоведов. Показаны ключевые художники, работавшие в исторической живописи и внесшие существенный вклад в ее развитие. Рассмотрены их главные работы и дано их описание.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА: ПОМОЩЬ ПИОНЕРОВ И КОМСОМОЛЬЦЕВ ГОСПИТАЛЯМ ВОЕННОГО СТАЛИНГРАДА В 1941–1942 ГГ.
Статья посвящена формам участия пионерской и комсомольской организации Сталинградской области в деле помощи фронту на начальном этапе Великой отечественной войны. Автор рассматривает механизмы осуществления работы по оказанию помощи раненым фронтовикам, находящимся на лечении в госпиталях Сталинграда, подробно останавливаясь на характеристике форм вовлечения молодежи города и области в эту работу.