Выходные данные
6(89)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы истории России: научные исследования и образовательные практики»
ПОЛЬСКИЕ МЯТЕЖНИКИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ АРЕСТАНТСКОЙ РОТЕ: НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ ИСПРАВЛЕНИЯ
Статья посвящена вопросу содержания польских повстанцев во Владимирской арестантской роте гражданского ведомства в 1863–1865 гг. Описаны условия их пребывания в роте, проблемы привлечения на внутренние и внешние работы. На материалах использованных источников сделан вывод о невозможности достижения цели наказания данного вида – исправления арестантов и о последствиях «либерального заигрывания» властей с поляками.
Ключевые слова: система исполнения наказаний, военно-судебная комиссия, польские мятежники, арестантская рота гражданского ведомства, внешние и внутренние работы
СТАЛИНГРАДСКИЙ ПЛАНЕТАРИЙ: ПЕРВЫЕ ГОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (к 70-летию волгоградского планетария)
На основе анализа архивного материала охарактеризованы содержание, задачи и функции планетария в г. Сталинграде (Волгограде) как крупного просветительского центра. Охарактеризованы направления, формы и средства культурно-просветительской работы с различными группами населения. Представлены количественные и качественные характеристики работы планетария, приведенные данные способны наиболее полно раскрыть и дать оценку деятельности планетария в первое десятилетия своей деятельности.
Ключевые слова: Сталинград, Волгоград, И.В. Сталин, советское общество, планетарий, учреждение культуры, просвещение, досуг
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В 1917–1920-Е ГГ.
Проведён анализ законодательных актов и архивных материалов из фондов по вопросам социального обеспечения военнослужащих в первые годы существования советской власти (1917 – конец 1920х гг.). Изучены факты правопреемственности дореволюционных и советских мер поддержки военнослужащих, влияние экономических условий и политико-идеологических взглядов на формирование системы социального обеспечения. Исследование позволило выявить закономерности и особенности развития системы социального обеспечения военнослужащих, основные направления трансформации ее организационной структуры и развития мер поддержки.
Ключевые слова: система социального обеспечения, военнослужащие, меры социального обеспечения, льготы, законодательная база
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ КАК ФАКТОР РОСТА
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Рассматривается влияние социалистического соревнования на динамику производительности труда на промышленных предприятиях города Электросталь в годы Великой Отечественной войны. Автор приходит к выводу, что социалистическое соревнование стимулировало рост производительности труда, обеспечивая мотивацию работников и руководства.
Ключевые слова: социалистическое соревнование, факторы роста производительности труда, история Великой Отечественной войны, история г. Электросталь, завод № 12, завод «Электросталь», динамика производительности труда
Изучение, сохранение и восстановление естественных ландшафтов
НАСЕЛЕНИЕ МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЛЕСОПАРКОВЫХ ЗОН Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Было исследовано население мелких млекопитающих в пяти лесопаркох г. Нижнего Новгорода. Доминирующим видом на всех обследованных участков является рыжая полевка, В качестве содоминантов выступают малая лесная мышь и полевая мышь. В случае выраженного антропогенного пресса содоминантом является полевая мышь.
Ключевые слова: антропогенное воздействие, полевая мышь, мелкие млекопитающие, лесопарки, проективное покрытие
ПОПУЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РЕДКИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Представлена структура мониторинга популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области и обитающих на территории г. Волгограда. Описаны основные этапы мониторинга, приведены методы оценки состояния популяций, приемы анализа полевых данных, а также возможные пути использования результатов мониторинга в практике управления.
Ключевые слова: популяция, мониторинг, антропогенные факторы, редкие виды, Волгоградская область, ООПТ.
ИЗУЧЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ СЕТИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
Рассматриваются факторы, определяющие особенности антропогенной трансформации гидрографической сети городских территорий, на примере города Ярославля, в границах которого наблюдается нарушение естественной целостности водосборных бассейнов малых водотоков.
Ключевые слова: гидрографическая сеть, антропогенная трансформация, утраченные водотоки, градостроительное освоение, история Ярославля
Коррекционно-педагогическая деятельность специалиста сферы образования: цель, средства, результаты
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖЕК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2–3 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Раскрывается значение речи в становлении психического развития ребёнка, особенно в первые годы его жизни. Среди проблем логопедии выделена проблема абилитации детей раннего возраста с задержками речевого развития. Результатом работы стало исследование по выявлению задержек речевого развития среди детей раннего возраста.
Ключевые слова: речь, ранний возраст, задержка речевого развития, типы ЗРР, обследование, диагностика, коррекция
Педагогические науки
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Впервые рассмотрено понятие сетевого смешанного обучения, которое строится в соответствии с принципом высокой автономности субъектов образовательного процесса и принципом высокой совместности их деятельности. Описаны условия реализации этих принципов: триединство сети, единый верифицированный образовательный контент и модель «перевернутого класса».
Ключевые слова: сетевое смешанное обучение, автономность субъектов образовательного процесса, совместность деятельности субъектов образовательного процесса, триединство сети, единый образовательный контент, модель «перевернутого класса»
К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Обосновывается значимость преемственности воспитывающей среды в системе взаимодействия общеобразовательной школы и педагогического вуза. Уточнены сущностные характеристики воспитывающей среды школы и вуза. Представлен подход к реализации преемственности через взаимосвязь структурных компонентов воспитывающей среды общеобразовательной школы и педагогического вуза. Определены ключевые группы форм взаимодействия в системе «школа-вуз».
Ключевые слова: воспитывающая среда, общеобразовательная школа, педагогический вуз, преемственность, компоненты, формы взаимодействия
РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена проблемам формирования читательской грамотности на уроках русского языка. Рассматриваются вопросы развития разных читательских умений на материале сплошных, несплошных, смешанных и составных текстов.
Ключевые слова: читательская грамотность, читательские действия, читательские умения, осмысленное чтение, типы текстов, методика преподавания русского языка
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Статья посвящена проблемам формирования читательской грамотности на уроках биологии в контексте развития функциональной грамотности. Рассматриваются инновационные методы и приёмы обучения смысловому чтению, предложены задания, способствующие развитию у обучающихся таких читательских умений, как находить, понимать, интерпретировать и оценивать информацию с целью ее использования в социальной жизни.
Ключевые слова: читательская грамотность, инновационные методы и приемы, базовые читательские действия, смысловое чтение на уроках биологии, типы текстов
РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
Рассматриваются вопросы, связанные с формированием читательской грамотности на уроках истории как части работы по формированию функциональной грамотности школьников. Исторические источники и исторические тексты необходимы для успешного освоения курса истории в школе. Особое внимание уделено вопросам, связанным с подготовкой школьников к Единому государственному экзамену по истории. Часть заданий актуального варианта ЕГЭ направлена на проверку умений работать с текстом. Проводится разбор заданий и определяются трудности, с которыми может столкнуться выпускник при их выполнении.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, текст, история, исторический источник
PYTHON ИЛИ PASCALABC.NET КАК ПЕРВЫЙ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Рассматривается проблема выбора первого языка программирования для школьников. Проанализированы учебники школьного курса информатики. Приведены примеры решения межпредметной задачи на разных языках программирования.
Ключевые слова: информатика, язык программирования, PascalABC.NET, Python, межпредметные связи, образование
ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ КЕЙСОВ В ОЦЕНИВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Приведено описание и результаты апробации серии иммерсивных кейсов, созданных с использованием фото/видео 360° для оценивания уровня сформированности некоторых универсальных и общепрофессиональных компетенций будущих педагогов. Обоснован потенциал использования иммерсивных кейсов на разных этапах образовательного процесса в педагогическом вузе.
Ключевые слова: иммерсивные технологии, иммерсивный кейс, оценка компетенции, технопарк педагогического вуза, обратная связь
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Определяются проблемы системы художественного образования в контексте цифровизации современного общества. Рассматривается феномен нейронных сетей, возможности их применения в творческой деятельности, а также педагогический потенциал и риски данного явления.
Ключевые слова: нейронная сеть, нейросеть, художественное образование, дизайн, искусство, педагогический потенциал
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В качестве одной из приоритетных задач качественной подготовки педагогов рассматривается цифровизация высшего образования. Представлены виды деятельности, включающие применение цифровых образовательных технологий в практической подготовке студентов педагогического университета по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности».
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, педагогическое образование, безопасность жизнедеятельности, методика преподавания предмета, интерактивные задания
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рассматриваются различные научные взгляды на творческие способности, дается понятие творческого проекта по литературе. Анализируются результаты выполнения творческих проектов по литературе, способствующих развитию творческих способностей обучающихся восьмых классов.
Ключевые слова: творческий проект, литература, метод учебных проектов, средняя школа, творческие способности, эксперимент
Психологические науки
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В НЕЙРОСЕТЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Рассматриваются основные причины неготовности людей обращаться к специалистам за психологической помощью. Представлены результаты исследований, направленных на изучение особенностей психологического консультирования с помощью искусственного интеллекта. Раскрыты возможности и ограничения психологического консультирования в нейросетях.
Ключевые слова: психологическое консультирование, психотерапия, психолог, нейросеть, искусственный интеллект, чат-бот, ChatGPT
Филологические науки
ФЭНЗИН «ФАНК» В КОНТЕКСТЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА
Анализируется первый волгоградский фэнзин «ФАНК», выпущенный в 1984 г. «Фэном № 1 Советского Союза» Б.А. Завгородним. Представленные на его страницах произведения Козьмы Тихого – литературной маски Б.А. Завгороднего – продолжает начатую Козьмой Прутковым игру, но уже в рамках мира любителей фантастики. Оба автора используют структурный алогизм и смысловой плюрализм, прибегают к парадоксам и избыточным комментариям к тексту. Поэтика «ФАНКа» оказалась подчинена прутковским юмористическим традициям в силу близости творческой атмосферы советского фэндома тому абсурдистскому ореолу, что отличал личность Козьмы Пруткова.
Ключевые слова: Козьма Тихий, Б.А. Завгородний, фэнзин, фэндом, юмористическая традиция, Козьма Прутков