Главная| Редакция| Авторам
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1
2
3


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№2 (7) 2010
04.06.10 г.
Тема номера: Проблемы и перспективы гендерных исследований в образовании (спецвыпуск)

В специальный выпуск журнала помещены материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гендерных исследований в образовании», организованной научно-исследовательским Центром гендерных исследований кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» с 15 по 18 апреля 2009 г.

В конференции приняли участие ученые из Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга, Анапы, Арзамаса, Архангельска, Астрахани, Белгорода, Бишкека, Буденовска, Владимира, Вологды, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Ессентуков, Иркутска, Йошкар-Олы, Казани, Киева, Коломны, Костромы, Краснодара, Красноярска, Кривого Рога, Майкопа, Минска, Нерюнгри, Новороссийска, Новосибирска, Нижневартовска, Омска, Оренбурга, Ош, Пензы, Перми, Самары, Саратова, Саранска, Сочи, Ставрополя, Стерлитамака, Таганрога, Тирасполя, Томска, Ульяновска, Ханты-Мансийска, Харькова, Южно-Сахалинска, Якутска, Ярославля и др. городов. Широкий круг актуальных проблем гендерных исследований в образовании обсуждался в рамках следующих основных направлений:

Методология гендерных исследований в образовании (специфика реализации различных методологических подходов в гендерных педагогических исследованиях;. междисциплинарный подход в гендерных исследованиях).

  • Гендерное образование в России и за рубежом: истоки, современность (генезис идеи гендерного образования; практика дифференцированных женских и мужских образовательных учреждений в России; зарубежный опыт гендерного образования.
  • Инновационная деятельность по гендерному обучению и воспитанию (гендерное образование в учреждениях дошкольного, школьного и профессионального образования; гендерное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей; подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей; качество образования в контексте гендерного подхода).
  • Проблемы культуры гендерных взаимоотношений (взаимодействие школы, вуза и семьи: гендерный аспект; гендерные отношения в семье; воспитание культуры гендерных взаимоотношений дошкольников, школьников и студентов; девиации в гендерных взаимоотношениях и работа педагога с ними).
  • В работе конференции состоялись пленарные и секционные заседания; мастер-классы; встречи ученых с педагогами-практиками.

Материалы рассчитаны на специалистов в области гендерного образования, студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, практиков различных образовательных учреждений, а также на всех, кто интересуется проблемами воспитания девочек и мальчиков, гармонизации взаимоотношений полов, развития гендерных исследований в образовании.

Директор Центра гендерных исследований
кафедры педагогики ВГПУ, д-р пед. наук, проф. Столярчук Л.И .

 

Методология гендерных исследований в образовании
Кризис бесполой педагогики
Рассматривается проблема кризиса теоретической «бесполости» педагогики, не мешающей распространению в обыденном сознании самого примитивного сексизма (дискриминации по признаку пола). Отмечается, что привычный гендерный порядок и обосновывающая его идеология перестали соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям; феминизация школы и вообще всей образовательной системы – одна из сложнейших мировых проблем, которая не имеет на сегодняшний день ни теоретического, ни практического решения. Высказывается суждение об оживленно дебатирующемся вопросе о плюсах и минусах совместного (разнополого) и раздельного (однополого) обучения: задача гендерной педагогики - помощь школе в подготовке мальчиков и девочек к жизни в современном мире.
Ключевые слова: гендер, гендерная педагогика, гендерное образование, гендерные различия, гендерные роли
Загрузить | PDF, 157 Kb
Концепция гендерного воспитания в «Cлавянке»
Рассматривается концепция гендерного воспитания, реализующаяся в ГОУ ДОД «Центр “Славянка”», созданном в 1991 г. для девочек и до сегодняшнего дня успешно осуществляющем воспитание детей и молодежи обоего пола (созданы классы для мальчиков «Славянин»), преодолевая на практике кризис «бесполости» педагогики и сексизм (дискриминацию по признаку пола). Созданный творческим коллективом инновационный проект «Дети нового времени» при научном консультировании автора статьи, выиграл в 2009 г. грант администрации Волгограда и нацелен на подготовку мальчиков и девочек к жизни в современном мире.
Ключевые слова: гендер, гендерная педагогика, гендерное образование, гендерные различия, сексизм
Загрузить | PDF, 164 Kb
Гендерные аспекты профессиональной и трудовой мотивации личности
Дан анализ исследований, посвященных гендерной специфике профессиональной мотивации личности. Установлено, что мужской и женский стиль руководства взаимодополняют друг друга и приводят к созданию оптимальной модели управления на всех его уровнях. Это свидетельствует о том, что нет четкой взаимосвязи между полом и успешностью лидера. Ориентированность на профессию, стремление к карьере в равной степени выражены и у женщин, и у мужчин и зависят от гендерного аспекта, а не от биологического пола человека.
Ключевые слова: гендер, гендерный стереотип, профессиональная успешность, профессиональная мотивация, лидерство
Загрузить | PDF, 164 Kb
К экзистенциально-онтологической феноменологии понятия гендер
Рассматривается гендер как экзистентно-онтический феномен. Гендерное поле не сводится к полю лишь биологических полов. Экзистенциальное поле гендера не ограничивается ни биологическим, ни гендерным полями.
Ключевые слова: гендер, гермененевтический аспект гендерологии экзистенциальный феномен, герменевтика гендера
Загрузить | PDF, 152 Kb
Проблема гендерных различий в психологической науке
Анализируются различные механизмы (психологический, биологический, социальный, культурологический), лежащие в основе гендерных различий личности.
Ключевые слова: гендер, гендерные различия, пол, гендерные роли, гендерные нормы, гендерная идентичность.
Загрузить | PDF, 152 Kb
Инновационная деятельность по гендерному обучению и воспитанию
Особенности формирования гендерной компетенции будущих специалистов юридической сферы
Рассматриваются особенности формирования гендерной компетенции будущих специалистов финансовой и юридической сфер. В настоящий момент требуется принципиально иная профессиональная подготовка, позволяющая непредвзято оценить новую социальную реальность. Гендерное образование необходимо потому, что оно нацелено на обсуждение гуманитарных вопросов, касающихся каждого и каждой из нас.
Ключевые слова: формирование гендерной компетенции будущих специалистов
Загрузить | PDF, 160 Kb
К вопросу о полоролевом воспитании дошкольников на основе гендерных моделей мужественности и женственности
Анализируется практика работы образовательных дошкольных учреждений. Анализ показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей общества. Описываются исследования маскулинности и фемининности дошкольников.
Ключевые слова: полоролевая социализация дошкольников, половое воспитание девочек и мальчиков, фемининность и маскулинность
Загрузить | PDF, 165 Kb
Формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов: гендерный аспект
Рассматривается потенциал гендерного подхода в повышении эффективности обучения и воспитания студентов вузов искусств и культуры при формировании сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов.
Ключевые слова: гендер, гендерная гендерное образование, учет гендерных особенностей
Загрузить | PDF, 148 Kb
Медиаграмотность юношей и девушек на уровне интернета: гендерный подход
Определяется понятие «медиаобразование», рассматриваются аспекты медиаграмотности, гендерные различия в структуре интересов пользователей Интернета, в структуре интернет-активности, социально-демографическая специфика интернет-аудитории, а также педагогические проблемы, связанные с Интернетом
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, Интернет, интернет-аудитория, гендерные различия, Интернет-активность
Загрузить | PDF, 161 Kb
Литературный текст как проявление гендерного мышления (на примере современной женской прозы Мордовии)
Анализируются качественно-конструктивные изменения в литературе Мордовии в последние десятилетия с точки зрения гендерных репрезентаций.
Ключевые слова: литературный текст, женская литература, репрезентация гендера в литературе
Загрузить | PDF, 151 Kb
Инновационные аспекты преподавания гендерной социологии в вузе
Анализируются инновации в образовании по гендерной проблематике, рассматриваются новые программы в соответствии с базовыми положениями феминистской педагогики, используемые автором в практике педагогической деятельности в вузе.
Ключевые слова: гендерная проблематика, гендерный подход в образовании, гендерная асимметрия
Загрузить | PDF, 175 Kb
Гендерная специфика мотивации обучения у младших школьников
Дан анализ исследований в области гендерной проблематики, выделяются различия между мальчиками и девочками по нескольким основным направлениям, рассматриваются причины неуспеваемости разнополых учащихся.
Ключевые слова: гендерный подход, психологические различия мальчиков и девочек, причины неуспеваемости, учебные интересы
Загрузить | PDF, 164 Kb
Имидж современного учителя: гендерный аспект
Выявляются взаимосвязи между гендерной принадлежностью учителя и стилем преподавания и профессиональным имиджем.
Ключевые слова: гендерные различия, имидж учителя, педагогическая ситуация, гендерная характеристика
Загрузить | PDF, 153 Kb
Гендерные особенности формирования компетентности персонала
Рассматриваются понятие гендерного подхода и гендерные особенности формирования компетентности персонала на материале спортивных клубов, выделяются биологический, психологический, социальный и педагогический факторы; гендерные типы поведения, особенности педагогического взаимодействия на основе гендерного подхода.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерные особенности, формирование компетентности
Загрузить | PDF, 160 Kb
Становление профессиональной успешности будущих менеджеров с учетом гендерных особенностей
Проводится анализ, с одной стороны, педагогических средств, способствующих профессиональному развитию и становлению менеджеров, с другой стороны, особенностей гендерной социализации в области менеджмента. Предложена структура профессионального становления будущих менеджеров.
Ключевые слова: профессиональное становление и самоопределение, профессиональная идентичность, субъектность, гендерная социализация, гендерные стереотипы
Загрузить | PDF, 158 Kb
Гендер в системе отечественного образования
Обосновывается актуальность введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования дисциплин по гендерной тематике и,-в связи с этим,-повышения профессионализма преподавателей этих дисциплин.
Ключевые слова: стандарт, дисциплина, курсы, раздельность, преемственность
Загрузить | PDF, 137 Kb
Поиск путей решения проблемы раздельного обучения в средневолжских губерниях в первой половине XX в.
Анализируется развитие совместного и раздельного обучения по признаку пола, формулируется ряд основополагающих принципов для создания основы новой гендерной модели образовательно-воспитательной системы.
Ключевые слова: совместное и раздельное обучение, демократичность, природосообразность, соответствие требованиям времени
Загрузить | PDF, 150 Kb
Гуманитарно-целостный подход к гендерному воспитанию студенческой молодежи (на опыте преподавания английского языка)
Рассматривается гендерное воспитание студентов неязыковых факультетов на опыте преподавания английского языка, анализируется социальная подоплёка гендерных стереотипов в современном обществе в нашей и англоязычных странах, даются рекомендации по гендерному воспитанию студенческой молодежи в педагогическом вузе во время занятий по английскому языку на неязыковых факультетах.
Ключевые слова: гуманитарно-целостный подход, гендерное воспитание, занятия по английскому языку, студенты неязыковых факультетов
Загрузить | PDF, 147 Kb
Половые и гендерные различия базовых коммуникативных характеристик личности старшеклассника
Представлено исследование, основанное на понимании гендера как сложного социокультурного конструкта, включающего различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчинами и женщинами. Выявлены половые особенности и гендерные различия базовых коммуникативных характеристик учеников старших классов.
Ключевые слова: старший школьник, коммуникативные характеристики личности, половые и гендерные различия, формирование
Загрузить | PDF, 144 Kb
Организация педагогического взаимодействия преподавателя и иностранных студентов на занятиях по социологии (гендерный аспект)
Рассматривается взаимосвязь гендера и стратегий взаимодействия иностранных студентов на занятиях по социологии в медицинском университете, предлагаеются методы организации педагогического процесса, помогающие сгладить гендерные, культурные, языковые факторы рассогласования педагогического взаимодействия.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, социология, учебно-познавательная игра, иностранные студенты
Загрузить | PDF, 140 Kb
Гендерная компетенция педагога-хореографа
Рассматривается гендерный подход в образовательном процессе будущих педагогов-хореографов. Представлены основные компоненты гендерной компетенции. Приведены примеры гендерной диспропорции в образовании и хореографическом искусстве.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерная компетенция, гендерная диспропорция, хореографическое образование
Загрузить | PDF, 170 Kb
Проблемы культуры гендерных взаимоотношений
Особенности формирования гендерной культуры младших школьников средствами хореографии
Рассматривается процесс гендерного самоопределения младших школьников (7–9 лет) средствами хореографии. Обосновывается механизм овладения гендерными ролями на занятиях по хореографии, развивающий умения мыслить гендерными образами, ценностное отношение к маскулинности, фемининности с помощью гендерных образов, к гендерным взаимоотношениям на основе партнерства в танце, способствующий становлению гендерной идентичности, позитивного гендерного поведения в танце и детской жизнедеятельности в целом.
Ключевые слова: гендерное самоопределение, гендерная идентичность, взаимоотношения младших школьников с представителями своего и другого пола, средства хореографии
Загрузить | PDF, 172 Kb
Гендерные аспекты репродуктивной культуры
Представлены результаты анализа социологической, социально-психологической, социально-педагогической литературы по проблеме репродуктивной культуры, указывающие на причины снижения рождаемости как в России, так и в других странах; стратегии репродуктивного поведения не только женщин, но и мужчин, а также связанные с ними гендерные стереотипы и отношения в обществе.
Ключевые слова: репродуктивная культура, репродуктивное поведение, гендер, фертильность, дискриминация
Загрузить | PDF, 161 Kb
Особенности гендерного самоопределения старшеклассников
Определяются понятия самоопределения, гендерного, личностного и профессионального самоопределения; отмечается роль гендерного самоопределения в формировании личности и жизненной стратегии старшеклассника.
Ключевые слова: гендерное самоопределение старшеклассника, личностное и профессиональное самоопределение, формирование личности старшеклассника
Загрузить | PDF, 155 Kb
Проблема насилия в семье: аспект гендерного поведения
Представлены результаты анализа социологических, социально-психологических, исторических и социально-педагогических предпосылок насилия в семье, показана их взаимосвязь с формированием гендерного поведения мальчиков и девочек в семьях.
Ключевые слова: насилие, насилие в семье, домашнее насилие, стереотипы гендерного поведения, гендерное поведение мальчиков/девочек
Загрузить | PDF, 145 Kb
Формирование интереса у младших школьников к фольклору славянских народов (гендерный подход)
Рассматриваются специфика эстетического воспитания младших школьников – формирование интереса к фольклору славянских народов с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков, развитие их отношений на образах из славянского фольклора в ансамбле, проводится анализ его воспитательного потенциала, дано теоретическое обоснование данного процесса в эстетической деятельности детей.
Ключевые слова: фольклор cлавянских народов, эстетическое воспитание младших школьников, гендерные отношения, интерес, народные традиции, самореализация
Загрузить | PDF, 150 Kb
Гендерные стереотипы в рекламе
Исследуется влияние гендерных стереотипов, пропагандируемых в рекламе, на становление гендерной идентичности человека. Дан анализ результатов экспериментальной работы по изучению гендера в рекламе.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная идентичность, образы мужчин и женщин в рекламе, рекламные гендерные образы, рекламные технологии гендера
Загрузить | PDF, 149 Kb
Гендерный подход в патриотическом воспитании
Рассматривается патриотическое воспитание с точки зрения гендерного подхода, анализируется процесс формирования социальных ролей мужчины и женщины, а именно представления о жизненном предназначении мужчины и женщины, их устойчивых качествах и чертах характера, раскрываются физиологические, психологические и этические особенности юношей и девушек.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гендерный подход, социальные роли мужчины и женщины
Загрузить | PDF, 149 Kb
Воспитание девочки-казачки — от традиций к современности
Рассматриваются собенности воспитания девочки и мальчика в казачьей семье, основные акценты в этом процессе, роль казачьих организаций в воспитании детей и молодёжи.
Ключевые слова: традиции и современность, казачья семья, девочка-казачка, воспитание в казачьей семье, женщины-казачки, женская казачья организация
Загрузить | PDF, 167 Kb
Современная российская семья: гендерная антиномия маскулинности и феминности
Исследуется распределение гендерных ролей в современной российской семье. Рассмотрены модификации внутрисемейных отношений, даны определения фемининности и маскулинности в контексте семейных отношений.
Ключевые слова: современная российская семья, гендерные роли, внутрисемейные отношения, фемининность, маскулиность
Загрузить | PDF, 155 Kb
Гендерный конструкционизм в кризисном обществе: трансформация социальных ролей
Изучаются социальные различия по признаку пола. Проводится анализ состояния гендерных исследований на сегодняшний день; выделена сущность понятий «материнство» и «отцовство» в современном обществе.
Ключевые слова: гендерный конструкционизм, социальные роли, гендерная идентичность, гендерные роли, материнство/отцовство
Загрузить | PDF, 158 Kb
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
Исследуется влияние ситуативных игр на воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей в дошкольном возрасте. Даны методические рекомендации педагогам по использованию сюжетно-ролевых игр в целях освоения мальчиками и девочками способов взаимодействия со сверстниками.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, гендерные взаимоотношения, игровые интересы мальчиков и девочек, ситуация игрового взаимодействия
Загрузить | PDF, 165 Kb
Применение обрядов перехода в гендерном воспитании детей в традиционной хантыйской семье
Проводится анализ традиционного гендерного воспитания в хантыйской семье. Раскрывается сущность понятия «гендерное воспитание». Подчёркивается особое влияние обрядов на традиционное гендерное поведение в хантыйской семье.
Ключевые слова: гендерное воспитание детей в хантыйской семье, гендерное поведение, гендерная культура, социализация, традиции и обряды в культуре ханты
Загрузить | PDF, 200 Kb