Выходные данные
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
«Актуальные вопросы выявления и поддержки молодых талантов в сфере художественного образования»
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ К ОЛИМПИАДАМ И ТВОРЧЕСКИМ КОНКУРСАМ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА И ДРУГИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТАМ: ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Освещается исследование развития научно-исследовательской, творческой среды для выявления талантливых, особо одарённых детей и олимпиадного движения. Систематизирован и описан педагогический опыт подготовки и сопровождения учащихся художественных школ к олимпиадам и творческим конкурсам по истории искусства. Рассмотрены основные цели, задачи олимпиад по истории искусства.
Ключевые слова: олимпиада, одаренные дети, конкурс, образовательное пространство, олимпиадное движение, исследовательский проект.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Представлены организационные формы работы, способствующие выявлению и развитию творческого потенциала одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова: одаренные дети, открытость, творческий потенциал, внутренняя мотивация, процесс обучения.
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА
Анализируется феномен детского рисунка. Рассматриваются задачи обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, различные подходы к оценке детского рисунка. Формулируются рекомендации для педагога при оценке продукта художественного творчества.
Ключевые слова: детский рисунок, выразительность, преемственность обучения, творчество, изобразительное искусство.
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
Рассматривается развитие художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста. В статью включено: выявление, создание, развитие творческих способностей и деятельности одаренных детей. Цель работы состоит в разработке методики обучения, которая будет направлена на создание условий и поддержку развития одаренных детей. Исходя из поставленной цели, в методику обучения включена программа по масляной живописи «Юный художник». Результатом освоения методики является получение детьми практических навыков в технике масляной живописи, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования масляными красками.
Ключевые слова: художественно-творческая одаренность, методика обучения, творческий кружок, масляная живопись,
дошкольное образование
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ВОЛНА» КАК УНИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Представлен опыт создания регионального центра выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей Волгоградской области, модель его функционирования, основные направления и формы работы.
Ключевые слова: одаренные дети; механизмы выявления высокомотивированных, способных, одаренных и талантливых детей и молодежи в области науки, искусства, спорта; реализация образовательных программ для одаренных детей.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Рассматриваются актуальные проблемы художественной одаренности, предпосылки ее возникновения и условия развития. Анализируются подходы к определению художественной одаренности. Обсуждаются вопросы подготовки педагога для одаренного ребенка. Выявляются проблемы развития художественной одаренности в современной системе образования.
Ключевые слова: художественная одаренность, творческие способности, педагогическая поддержка, педагог для одаренного ребенка, кризис одаренности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассматривается понятие художественной одаренности и проблема ее ранней диагностики. Проводится сравнительный анализ существующих подходов к выявлению художественной одаренности. Определяются критерии художественной одаренности и классифицируются распространенные ошибки в процессе выявления художественной одаренности. Приводятся актуальные творческие практики, способные стать полем для развития художественной одаренности.
Ключевые слова: одаренность, художественная одаренность, творческая деятельность, воображение, дети, подростки, критерии.
ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Представлено обобщение педагогического опыта по созданию условий для развития, выявления и поддержки талантливых детей в образовательной среде МОУ «Лицея № 10 Кировского района Волгограда». Рассмотрены возможности, которые имеет учитель общеобразовательной школы, для помощи талантливым детям проявить себя, выбрать продуктивные пути развития. Материал будет полезен учителям изобразительного искусства, заместителям директора по учебно- воспитательной работе, методистам, выпускникам высших педагогических учебных заведений.
Ключевые слова: талантливые дети, выявление и поддержка талантливых детей, педагогическая цель, талант, принципы обучения, творческая деятельность, сотрудничество, поиск.
ПОИСК ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЫСТАВОЧНО-КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается вопрос о становлении системы дополнительного образования и выявления талантливых детей в области изобразительного искусства в России, а также регулировании системы дополнительного образования на федеральном уровне в настоящее время. «Передвижная выставка детского изобразительного творчества» определяется как важный проект в поиске приоритетных направлений для выявления одаренных детей и подростков.
Ключевые слова: дополнительное образование, одаренность, детский изобразительный конкурс, передвижная детская выставка, музей детского рисунка, педагог-художник.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ СПО ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ»
Исследуются вопросы по развитию творческих способностей студентов среднего профессионального образования специальности «Дизайн» (по отраслям) на примере дисциплины «Рисунок с основами перспективы». Дается краткая характеристика понятию «одаренность». На конкретных примерах раскрываются факторы, характеризующие процесс развития творческих способностей студентов.
Ключевые слова: рисунок с основами перспективы, развитие способностей, творческая деятельность, одарённые студенты, самостоятельная работа студента, поддержка педагога.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Представлена комплексная система развития одаренных учащихся в условиях объединения «Детская художественная школа» муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда».
Ключевые слова: одаренный ребенок, комплексная программа, методы выявления одаренности, индивидуальные образовательные маршруты, мониторинг, профессиональная ориентация.
Педагогические науки и психология
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются психологические аспекты решения проблем педагогики, связанных с межличностным взаимодействием в процессе обучения. Представлен обзор психологических составляющих личности педагога, механизмов перцепции: эмпатии, рефлексии, казуальной атрибуции и др. Особое внимание уделено профессиональным установкам педагога, как основополагающему фактору в продуктивном осуществлении личностно-ориентированного обучения. Приводятся результаты исследования профессиональных установок преподавателя на восприятие студентов. Работа проводилась на базе Карагандинского государственного технического университета (Республика Казахстан) и Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В исследовании приняли участие 80 преподавателей вуза в возрасте от 35–65 лет.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, личность, взаимодействие, восприятие, установка.
МЕТОД СОКРАТА В ШКОЛЕ
Анализируются структура и фабула сократического диалога. Выявляются основные формы и принципы метода, а также соотносятся его результаты с требованиями ФГОС основного общего образования для возможной апробации метода учителями гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, педагогика, педагогические методы, метод Сократа, Сократ, сократический диалог, философия.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрываются особенности подготовки педагогических кадров к работе с лицами с расстройствами аутистического спектра в соответствии с требованиями ФГОС 3++. Освещается специфика компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплин по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основное содержание статьи посвящено организации научно-исследовательской работы студентов по профилям бакалавриата и магистерским программам.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, расстройства аутистического спектра, компетентностный подход, научно-исследовательская работа, научные конкурсы, региональная инновационная площадка, онлайн-курсы.
Филологические науки
ОСТРОТА КАК ИГРОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Рассматривается острота со структурно-семантической и прагмалингвистической точек зрения как высказывание, имеющее комический эффект и как разновидность игрового коммуникативного действия соответственно. Наблюдения авторов подкрепляются анализом острот из спонтанного игрового диалога на английском языке.
Ключевые слова: игровое коммуникативное действие, обмен остротами, острота, устный дискурс, юмор.
МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ КОД ТЕМЫ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ (на материале рассказов Л. Горалик «Агата возвращается домой» и Л. Петрушевской «Глюк»)
Исследуется специфика мифопоэтических образов и мотивов, связанных с темой детства, в современной постмодернистской прозы. Раскрывается проблема соотношения рационального и иррационального в мифопоэтике детства на материале рассказов Л. Горалик и Л. Петрушевской.
Ключевые слова: постмодернизм, тема детства, образ ребенка, мифопоэтика, хронотоп. иррациональное пространство.