кандидат биологических наук, доцент кафедры эколого-биологического образования и медико-педагогических дисциплин Волгоградского государственного социально-педагогического университета .
Список публикаций: (11)
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ У УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Исследовалось индивидуальное восприятие времени и пространственная ориентация у обучающихся с различными психофизиологическими особенностями. Установлено, что время индивидуальной минуты у учащихся зависит от психотипа, темперамента и уровня тревожности. При выполнении проб на пространственную ориентацию затруднения возникали только в младшем школьном возрасте, среди испытуемых с повышенным уровнем тревожности.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ХРОНОТИПОВ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Проведено исследование взаимосвязи уровня тревожности студентов во время экзаменационного и межсессионного периодов от их хронотипов. Выявлена зависимость уровня тревожности студентов от их хронотипов.
ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Проведено исследование умственной работоспособности обучающихся с разными типами высшей нервной деятельности. Была выявлена тенденция снижения показателей умственной работоспособности школьников к концу учебного года, независимо от типа высшей нервной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНОБИОТИПАМИ
Проведено исследование взаимосвязи функционального состояния системы кровообращения студентов с различными хронобиотипами. Было выявлено снижение уровня адаптационного потенциала лиц с вечерним хронобиотипом к концу учебного года.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ПОДРОСТКОВ СЕВЕРНЫХ И ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Исследованы особенности латерализации сенсомоторных функций у подростков 13–14 лет разных климатогеографических зон. Показано, что среди учащихся южного региона процент лиц с левосторонним фенотипом, а также с высокой степенью доминантности каждого латерального признака значительно выше, чем у школьников, проживающих на севере.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Исследована взаимосвязь функционального состояния системы кровообращения и уровня тревожности у студентов во время экзаменационного и межсессионного периодов. Показано, что период сессии является сильным стрессогенным фактором, который в зависимости от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, в разной степени влияет на психофизиологический статус первокурсников.
ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВНУШАЕМОСТИ
Изучены особенности вегетативного реагирования лиц с различным уровнем внушаемости в покое и в ответ на воздействие стандартных функциональных нагрузочных проб. Показано, что особенности динамики вегетативного реагирования при эмоциогенной нагрузке является дифференцирующим оценочным и прогностическим психофизиологическим критерием для лиц с высоким уровнем внушаемости.
ВИДОВОЙ СОСТАВ СКРЫТОЖИВУЩИХ ЧЛЕНИСТОНОГИХ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ РОДА Ulmus spp.
Представлены результаты исследований эндобионтных филлофагов древесных растений рода Ulmus – одной из главных пород зеленых насаждений аридной зоны. Было выявлено 35 видов вредителей из двух классов: Insecta и Arachnida. Отмечена зависимость видового разнообразия и количественного обилия скрытоживущих членистоногих от категории насаждений.
Изучение биологического возраста как метод оценки физического здоровья студентов
Анализируется состояния здоровья студентов с использованием методики определения биологического возраста по показателям внешнего дыхания. Выявлено, что по окончанию первого курса обучения у обследуемого контингента наблюдается высокий процент лиц с ускоренным темпом инволюции системы дыхания.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к эмоциональным нагрузкам в период обучения в вузе
Рассматриваются изменения показателей сердечно-сосудистой системы при эмоциональных нагрузках в период учебного процесса у студентов различных курсов. У студентов V курса выражена адаптация сердечно-сосудистой системы к стрессорному фактору
Показатели форсированного выдоха у лиц пожилого, старческого возраста и долгожителей
Проведено исследование возрастных изменений показателей форсированной спирометрии у людей пожилого, старческого возраста и долгожителей в сравнении с лицами возраста 18 – 22 лет. Выявлено, что показатели форсированной спирометрии информативны у лиц пожилого, старческого возраста и долгожителей за двухсекундный интервал фазы экспирации, параметры дифференциальной спирометрии уменьшаются по мере старения человека.