Материалы XI Методологического семинар памяти профессора В.С.Ильина «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается»
Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX – начала XX вв.
Рассматриваются основные социально-экономические, политические и иные предпосылки этого процесса. Выделяются основные направления организации образования и воспитания в детских садах.
Ключевые слова: Дошкольные образовательные учреждения, детский сад, Россия второй половины XIX – начала XX века, педагогические журналы.
Развивающий потенциал иностранного языка в средней школе МОУ СШ № 7 Центрального района Волгограда
Показывается значимость актуализации развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык» в процессе обучения в школе. Рассматриваются специфические особенности иностранного языка как учебного предмета и средства межкультурной коммуникации. Подчеркивается первостепенная необходимость реализации принципа индивидуализации именно в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: иностранный язык, коммуникация, проектная деятельность, развития способностей учащихся, будущие педагоги
Технологии практико-ориентированного обучения в подготовке педагогов среднего профессионального образования
Рассматриваются современные тенденции развития технологий практико-ориентированного обучения в рамках прикладного бакалавриата на основе компетентностного подхода; представляется опыт их использования в образовательной практике подготовки педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования в Калмыцком государственном университете.
Ключевые слова: практико-ориентированные технологии, профессиональное обучение, педагог среднего профессионального образования
Целостный подход в подготовке будущего учителя к педагогическому взаимодействию с родителями
Рассматривается сущность педагогического взаимодействия с родителями, элементы педагогического общения с родителями, формы работы по подготовке будущего учителя к педагогическому взаимодействию с родителями.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, целостный подход, педагогическая ситуация, тренинг, работа с родителями.
Целостный подход вподготовке будущих педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Рассматривается актуальность подготовки будущих педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Представляется система научно-методической подготовки бакалавров педагогического образования профили «География – биология», «География» факультета естественнонаучного образования физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского государственного социально-педагогического университета к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, научное общество учащихся, проектная деятельность, профессиональные компетенции, будущие педагоги
Педагогика и методика обучения
Правописные умения студентов-филологов и пути их совершенствования
Рассматривается классификация орфографических и пунктуационных ошибок, которые допускают студенты в курсе изучения «Практикума по орфографии и пунктуации».
Ключевые слова: орфограмма, орфографическая ошибка, пунктуационная ошибка, морфема.
Ценностное отношение к трудовым традициям как личностный результат школьного обучения
Рассматривается проблема героизма и героических традиций служения Отечеству. Анализируется научная литература по проблеме дефиниций «традиции», «героизм», «труд» и их связь в историко-культурном пространстве цивилизации и трансформация данных категорий в социуме. Ценностное отношение к трудовым традициям рассматривается как личностный результат обучения.
Ключевые слова: традиции, героизм, героические традиции, труд, ценностное отношение.
Актуальные проблемы адаптации студентов-первокурсников при изучении иностранных языков в вузе и некоторые пути их решения
Анализируются проблемы адаптации студентов первых курсов вузов при изучении дисциплины «Иностранный язык». Рассматриваются психологические и индивидуальные особенности современных первокурсников. Предпринята попытка обосновать психолого-педагогическую систему подготовки студентов к новым условиям изучения иностранного языка в высшем учебном заведении и выработать практические рекомендации по обеспечению наиболее эффективного протекания данного процесса.
Ключевые слова: уровень базовой языковой подготовки; обучение иностранному языку в вузе; психологические особенности нового поколения; формирование способности к коммуникации; организующая и направляющая (контролирующая) функция преподавателя; специальная методика «адаптационного периода»;рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Методика создания буктрейлера в процессе изучения художественных произведений с гротескной направленностью
Рассматривается процесс применения технологии создания буктрейлеров на уроке литературы. Обосновывается необходимость обращения к данной технологии в связи с визуалоцентричностью культуры, в среде которой воспитываются школьники. Отмечается ориентация на задачи коммуникативной педагогики при организации процесса формирования понятия «гротеск». Рассматриваются формы включения анализа буктрейлеров в систему герменевтической дискуссии на примере изучения рассказов из сборника «Московские сказки» Александра Кабакова. Анализируются способы создания художественного образа в вербальном и визуальных текстах.
Ключевые слова: гротеск, интегративный подход, интеграция, буктрейлеры, герменевтическая дискуссия, приемы анализа художественного образа, Александр Кабаков.
Содержание школьного исторического образования в контексте Федерального государственного образовательного стандарта
Содержание школьного исторического образования рассматривается как средство сохранения единого образовательного пространства. Анализируется содержание отечественной истории сквозь призму Историко-культурного стандарта и Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Ключевые слова: содержание образования, школьное историческое образование, единое образовательное пространство, историко-культурный стандарт, примерная основная образовательная программа, ценности.
Областной фонетический конкурс на английском языке как эффективное средство формирования и развития коммуникативной и социокультурной компетенций и познавательного интереса к иностранному языку у будущих педагогов и учащихся
Представляются основные результаты областного фонетического конкурса на английском языке, являющимся одним из эффективных средств формирования и развития коммуникативной и социокультурной компетенций, а также познавательного интереса к английскому языку у будущих педагогов и учащихся.
Ключевые слова: Областной фонетический конкурс, иностранный язык, познавательный интерес, коммуникативная и социокультурная компетенции, студенты, школьники.
Становление среднего образования в КНР и его первые реформы
Рассматривается политика Китайской Народной Республики в сфере среднего образования в период с 1949 по 1965 год. Описывается реализация идей всестороннего развития, а также обращение к советскому опыту. Раскрывается сущность реформ, связанных с идеологическим и трудовым воспитанием.
Ключевые слова: средняя школа, образовательная политика, всестороннее образование, реформы, Китай.
Физиология
Изучение биологического возраста как метод оценки физического здоровья студентов
Анализируется состояния здоровья студентов с использованием методики определения биологического возраста по показателям внешнего дыхания. Выявлено, что по окончанию первого курса обучения у обследуемого контингента наблюдается высокий процент лиц с ускоренным темпом инволюции системы дыхания.
Ключевые слова: биологический возраст, физическое здоровье, спирометрия.
Филология
Лингвокультурный типаж «иммигрант»: перцептивно-образная составляющая
Рассматривается лингвокультурный типаж «иммигрант». Приводится описание паспорта лингвокультурного типажа, который включает в себя образные характеристики: внешний образ, одежда, возраст, гендерный признак, происхождение, сфера деятельности, досуг, окружение, коммуникативные особенности.
Ключевые слова: иммигрант, лингвистика, лингвокультурный типаж, перцептивно-образная составляющая ЛКТ, Франция.
Лингвокультурный типаж «домохозяйка» в русской и британскойкультурах
Описываются социокультурная и понятийная составляющие лингвокультурного типажа «домохозяйка» в русской и британской культурах. Приводится краткий исторический обзор, репрезентирующий типаж в двух культурах, его характерные черты и дифференцирующие понятийные признаки.
Ключевые слова: лингвистика, лингвокультурный типаж, домохозяйка, понятийная составляющая, Россия, Великобритания, концепт.
Лингвокультурный типаж «патриот»: понятийная составляющая
Рассматривается понятийная составляющая лингвокультурного типажа «патриот» в русской и британской культурах, описываются его характерные черты и дифференцирующие признаки.
Ключевые слова: лингвистика, лингвокультурный типаж, патриот, понятийная составляющая, Россия, Великобритания.
Методология описания лингвокультурных типажей
Освещаются проблемы моделирования лингвокультурных типажей, предлагается введение нового разряда типажей – современный прототипический, а также представлены методы, используемые для моделирования современного прототипического лингвокультурного типажа.
Ключевые слова: лингвокультурный типаж, методы, цыганка, прототипический, этнос.
Философия
Трансформация «образа» человека и образовательная деятельность
Рассматривается один из аспектов философской антропологии, открывающему проблему поиска человеком себя, связи открытого «образа» и образовательной деятельности. Обосновывается мысль, что практики познания, коммуникации, социализации, образования и пр., оказываются напрямую связанными с формами осознания себя: самостью, личностью, субъектом.
Ключевые слова: самоопределение, самость, личность, субъект, образовательная деятельность
История и философия: три главных вопроса Э.Брейе
Анализируются методологические особенности истории философии и ее специфические отличия от истории науки, а также концепция построения истории философии французского философа Э. Брейе, в рамках которой задается три вопроса о сущности истории философии.
Ключевые слова: философия, история философии, французская философия, Э.Брейе, методология истории философии.
Экономика
Диверсификация продукции и производства на предприятии
Рассматриваются теоретические и практические вопросы диверсификации. Проводится анализ понятия «диверсификация» в современном мире, разрабатываются стратегии в соответствии с данным понятием. Рассматривается подробная классификация видов, типов и процессов диверсификации.
Ключевые слова: диверсификация, диверсификация предприятия, интеграция, процессы диверсификации
Влияние оптимизации процесса поставок на эффективность деятельности предприятия
Рассматриваются вопросы, касающиеся оптимизации процесса поставок на предприятиях розничной торговли. На примере отрасли торговли показывается необходимость оптимизации процеса транспортно-логистической цепи с целью оптимизации процесса поставок на предприятии в целом.
Ключевые слова: процесс поставок, оптимизация, арендованный транспорт, эффективность деятельности предприятия, транспортно- логистическая цепь.
Управление технологическими изменениями
Рассматриваются вопросы, касающиеся рационализаторской деятельности на предприятиях. На примере отрасли машиностроения показывается необходимость осуществления технологических изменений с целью повышения культуры производства, экономии материальных и трудовых затрат.
Ключевые слова: рационализаторское предложение, технологические изменения, инновации, прогрессивные технологии, культура производства.
Проба пера
Разработка форсайт-модели инновационного развития системы трудовой деятельности персонала на муниципальном учреждении «Благоустройство и озеленение» города Урюпинска
Представляются результаты исследования для разработки модели развития системы мотивации трудовой деятельности персонала организации.
Ключевые слова: мотивация, мотивация трудовой деятельности, трудовая деятельность.
Хроника
Вербализация интеллекта в культуре: аксиологический подход
(Рецензия на монографию С.Г. Воркачева «Lumen naturale: аксиология интеллекта в языке». Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2016. 296 с.)