Главная| Редакция| Авторам
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1
2
3


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№3 (37) 2015
05.04.15 г.

Вступительное слово к целевому выпуску журнала «Грани познания»

21-22 апреля 2015 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете проводится IV Международный форум «Золотая звезда», посвященный 70-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В программе Форума II Международная научная конференция преподавателей русского языка и литературы славянских стран СНГ «Сталинградская гвоздика»; Всероссийская научно-практическая конференция студентов гуманитарных и исторических специальностей «Россия в мировых войнах XX века: дискуссионные проблемы истории»; интернет-сессия о патриотическом воспитании молодежи Волгоградского научно-образовательного центра Российской Академии Образования; международный круглый стол «Поисковое движение в России: история и современность» и круглый стол «Опыт реализации программ и проектов по патриотическому воспитанию студенческой молодежи в образовательных организациях высшего образования»; ученическая научно-практическая конференция «Живая нить памяти»; принятие Меморандума Международного форума «Золотая звезда» о стратегических приоритетах развития системы патриотического воспитания детей и молодёжи; защита молодыми исследователями социально-педагогических старт-ап проектов.

В рамках форума запланировано торжественное открытие регионального Волгоградского научно-образовательного центра Российской Академии Образования, подписание договоров с ассоциированными членами центра, а также программное заседание совета центра.

В работе Форума планируется участие руководителей образовательных организаций высшего образования городов-героев и городов воинской славы России, Содружества Независимых Государств, представителей исполнительной и законодательной власти Волгоградской области, депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей Министерства образования и науки РФ, Российской Академии Образования, Общественной Палаты России, представителей ветеранских и молодежных общественных организаций.

Этот выпуск журнала посвящен проблематике предстоящего форума и его авторами стали признанные исследователи, чье участие ожидается в дискуссиях и «круглых столах» на восьми площадках форума. Надеюсь, что материалы журнала найдут отклик не только в обсуждениях на форуме, но и в дальнейшей научно-исследовательской работе.

Н.К. Сергеев, ректор ВГСПУ, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, проф.

Педагогика
Патриотическое воспитание кадетов в условиях общеобразовательной школы
Обосновывается актуальность патриотического воспитания кадетов в условиях общеобразовательной школы. Выявляются философские и социо-культурные основы патриотического воспитания и кадетского образования в России, как единых процессов
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, кадеты
Загрузить | PDF, 787 Kb
Образ женщины в Сталинградской битве как средство патриотического воспитания молодежи
Обосновывается эмоционально-образный подход в патриотическом воспитании и раскрывается содержательный аспект работы с мемуарами женщин – участниц Великой отечественной войны
Ключевые слова: патриотизм, образ, эмоции, воспитание
Загрузить | PDF, 798 Kb
Феномен деятельностного патриотизма в развитии Творческих способностей подростка
Феномен деятельностного патриотизма рассматривается в контексте развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Анализируются основные подходы к исследованию понятия «патриотизм». Обосновывается актуальность реализации педагогического потенциала русской народной культуры в формировании деятельностного патриотизма, который является важнейшим фактором творческого развития личности
Ключевые слова: деятельностный патриотизм, русская народная культура, педагогический потенциал, творческие способности, подросток
Загрузить | PDF, 800 Kb
Воспитание патриотического самосознания обучающихся средствами музейной педагогики
Актуализируется музейная педагогика как средство патриотического воспитания молодежи. Обосновываются нормативно-правовая основа проблемы патриотического воспитания школьников в условиях сельского школьного музея, направления и принципы построения музейно-образовательного комплекса
Ключевые слова: школьный музей, патриотическое воспитание, музейно-образовательный комплекс
Загрузить | PDF, 798 Kb
Формирование и развитие социально значимых патриотических ценностей у подростков общеобразовательной школы
Обосновывается актуальность формирования и развития социально значимых патриотических ценностей у подростков общеобразовательной школы
Ключевые слова: опыт патриотической деятельности, традиций казачества, воспитания подрастающего поколения, национальные ценности, гражданственность, любовь к России и к своему народу
Загрузить | PDF, 774 Kb
Реализация идей кадетского образования (на примере кадетских классов общеобразовательной школы)
Рассматривается 12-летний опыт создания и функционирования системы кадетского образования, получивший заслуженное признание в округе. Описаны требования к технологии кадетского образования, а также его структура, содержание и организация
Ключевые слова: патриотизм, кадетское образование, кадетская школа, кадетский класс, образовательная модель, офицер-воспитатель, военизированная составляющая, уклад жизни, атрибутика, традиции
Загрузить | PDF, 789 Kb
Концептуальное обоснование программы внеурочной деятельности патриотической направленности «кадетство как событие и со-бытие»
Рассматривается научно-педагогическое обоснование программы внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание школьников в системе кадетского образования на базе общеобразовательной школы
Ключевые слова: кадетство, патриотизм, личностные качества кадетов, добросердечие, способность к выбору рода деятельности, смыслопоиску, событие, со-бытие, критерии качества, результат кадетского образования
Загрузить | PDF, 789 Kb
Интернет-технологии в формировании патриотической культуры подростков
Обосновывается сущность понятия и структура патриотической культуры подростка, рассматривается опыт формирования патриотической культуры подростков посредством интернет-технологий
Ключевые слова: патриотизм, культура, патриотическая культура, подросток, Интернет-технологии, 3D панорама.
Загрузить | PDF, 796 Kb
Семейные уроки патриотизма в России и Китае
Рассматривается проблема понимания патриотизма и патриотического воспитания в Китае и России на этапе инновационного развития. Особое внимание уделяется организации этого процесса в семье и дают рекомендации родителям по патриотическому воспитанию детей в семье
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитания в семье, Китай, Россия.
Загрузить | PDF, 778 Kb
Опыт реализации патриотического воспитания школьников Новониколаевского района
Обосновывается значимость воспитания гражданственности и патриотизма в современное время
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, клуб, сетевая игра.
Загрузить | PDF, 770 Kb
История
Военнослужащие Красной Армии, побывавшие в плену или вышедшие из окружения, на восстановлении г. Сталинграда (1943–1945 гг.)
Анализируются проблема использования труда военнослужащих Красной Армии, побывавших в плену или окружении, на различных объектах восстановления в г. Сталинграде в 1943–1945 гг. и значение их трудовой деятельности в общем ходе возрождения города.
Ключевые слова: специальный лагерь, бывшие советские военнопленные, спецконтингент, восстановление Сталинграда, принудительные работы
Загрузить | PDF, 820 Kb
Актуализация проблемы итогов и последствий Сталинградской битвы: ценностный аспект
В контексте актуализации научной проблемы итогов и последствий Сталинградской битвы рассматривается значимость духовного культурного наследия как неотъемлемой части истории Волгоградского региона.
Ключевые слова: духовное наследие, Сталинградская битва, Победа, патриотизм, толерантность, подвиг, фальсификация истории, социальные практики, восстановительный процесс.
Загрузить | PDF, 791 Kb
Сталинград – Волгоград в движении породненных городов во второй половине XX в.
Рассматривается роль Сталинградской битвы в усилении народной дипломатии в системе международных отношений во второй половине XX века; анализируются взаимодействия между городами-побратимами, выявлено значение сохранения исторической памяти о Сталинградской битве в ходе их взаимодействия
Ключевые слова: Сталинградская битва, народная дипломатия, города-побратимы, Сталинград, Ковентри,Всемирная Федерация породненных городов
Загрузить | PDF, 794 Kb
Реализация государственной политики в области физической культуры и массового спорта в Сталинграде в 1943-1945 гг.
Рассматривается процесс возрождения сферы физической культуры и массового спорта в Сталинграде после окончания битвы на Волге, анализируется государственная политика по развитию физкультурного движения в городе на завершающем этапе Великой Отечественной войны
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, массовый спорт, физическая культура, добровольные спортивные общества (ДСО), спортивная инфраструктура
Загрузить | PDF, 808 Kb
Волгоградский государственный социально-педагогический университет как хранитель и транслятор наследия Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы
Рассматриваются вопросы фальсификации в современной отечественной исторической науке истории Великой Отечественной войны, а также вклад Волгоградского государственного социально-педагогического университета в сохранение и популяризацию героических страниц Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы через развитие поискового движения
Ключевые слова: фальсификация истории Великой Отечественной войны в отечественной исторической науке, поисковое движение, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, хранители и трансляторы наследия Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы
Загрузить | PDF, 806 Kb
Роль Сталинградского отделения Союза советских художников в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в культурной жизни города
Анализируется деятельность Сталинградского отделения Союза художников в годы Великой Отечественной войны и восстановительный период и выявляется его роль для развития культурной жизни Сталинграда
Ключевые слова: Сталинградское отделение Союза советских художников, культурная жизнь Сталинграда, Великая Отечественная война, восстановительный период.
Загрузить | PDF, 797 Kb
Сохранение памяти о подвиге чекистов в топонимической системе
Освещается проблема сохранения исторической памяти в форме наименования именами героев – чекистов, защищавших Сталинград в составе 10-й дивизии НКВД, улиц, переулков и площадей города – героя Волгограда
Ключевые слова: Великая Отечественная война, чекисты, Сталинградская битва, названия улиц, топоним, историческая память
Загрузить | PDF, 789 Kb
К вопросу о трудовой мобилизации женщин после окончания Сталинградской битвы.
На основе данных статистики рассматриваются особенности трудовой мобилизации женского населения Сталинградской области в 1943 – 1945 гг., анализируется нормативно-правовая база. Рассматривается обусловленность привлечения женщин на восстановление разрушенной экономики развитием сети детских дошкольных учреждений
Ключевые слова: трудовая мобилизация, восстановление народного хозяйства, Сталинградская битва, женщины
Загрузить | PDF, 794 Kb
Филология
К вопросу о духовной прозе как литературе нон-фикшн
На материале книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы"» рассматриваются малые жанры духовной прозы как литературы нон-фикшн.
Ключевые слова: литература нон-фикшн, духовная проза, рассказ, очерк, новелла
Загрузить | PDF, 781 Kb
Картина мира и национальный характер
Рассматривается картина мира, которая может быть объективной и субъективной, общей и индивидуальной, научной и практической, реальной и мифологической, глобальной и ограниченной, целостной и локальной. Картина мира включает в себя субъективные моменты, поскольку формируется у каждого индивида и постоянно меняется. Рассматривается индивидуальная картина мира.
Ключевые слова: картина мира, национальный характер, нормы, обычаи, традиции.
Загрузить | PDF, 770 Kb
К вопросу о жанре отрывка в творчестве К. Пруткова
Рассматриваются пародии на жанр отрывок в творчестве К. Пруткова. Исследуются как содержательные аспекты жанра, так и особенности его формы
Ключевые слова: жанровая форма, отрывок, неоконченное (d`inachive), пародия, сатирическая поэзия
Загрузить | PDF, 811 Kb
Экспликация модуса мнения при посредстве различных типов комментария в литературной критике
Рассматривается грамматическая организация категории субъективной модальности, которая определяется как квалифицирующая категория, являющая собой систему смыслов, репрезентирующих в тексте модус мнения субъекта речи (и шире – агента предложения). В литературно-критическом тексте используется прием комментирования в качестве текстообразующего компонента.
Ключевые слова: субъективная модальность, литературно-критические текст, комментирование, модус мнения субъекта речи, негативная оценка
Загрузить | PDF, 809 Kb
Отражение богословских и духовно-нравственных понятий в записях под титлом (на примере жития святого благоверного и великого князя Александра Невского)
Рассматриваются слова под титлом, относящиеся в житии св. Александра Невского к главному герою. Они раскрывают его подвиги и дела, совершенные во имя Бога, показывая в его житии пример для подражания всем
Ключевые слова: титло, житие, криптография, стенография
Загрузить | PDF, 946 Kb