Вступительное слово к целевому выпуску журнала «Грани познания»
	21-22 апреля 2015 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете проводится IV Международный форум «Золотая звезда», посвященный 70-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
	В программе Форума II Международная научная конференция преподавателей русского языка и литературы славянских стран СНГ «Сталинградская гвоздика»; Всероссийская научно-практическая конференция студентов гуманитарных и исторических специальностей «Россия в мировых войнах XX века: дискуссионные проблемы истории»; интернет-сессия о патриотическом воспитании молодежи Волгоградского научно-образовательного центра Российской Академии Образования; международный круглый стол «Поисковое движение в России: история и современность» и круглый стол «Опыт реализации программ и проектов по патриотическому воспитанию студенческой молодежи в образовательных организациях высшего образования»; ученическая научно-практическая конференция «Живая нить памяти»; принятие Меморандума Международного форума «Золотая звезда» о стратегических приоритетах развития системы патриотического воспитания детей и молодёжи; защита молодыми исследователями социально-педагогических старт-ап проектов.
	В рамках форума запланировано торжественное открытие регионального Волгоградского научно-образовательного центра Российской Академии Образования, подписание договоров с ассоциированными членами центра, а также программное заседание совета центра.
	В работе Форума планируется участие руководителей образовательных организаций высшего образования городов-героев и городов воинской славы России, Содружества Независимых Государств, представителей исполнительной и законодательной власти Волгоградской области, депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей Министерства образования и науки РФ, Российской Академии Образования, Общественной Палаты России, представителей ветеранских и молодежных общественных организаций.
	Этот выпуск журнала посвящен проблематике предстоящего форума и его авторами стали признанные исследователи, чье участие ожидается в дискуссиях и «круглых столах» на восьми площадках форума. Надеюсь, что материалы журнала найдут отклик не только в обсуждениях на форуме, но и в дальнейшей научно-исследовательской работе.
	Н.К. Сергеев, ректор ВГСПУ, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, проф.
 
    
         
        
    
    
Педагогика
        
        
Патриотическое воспитание кадетов в условиях общеобразовательной школы
        
Обосновывается актуальность патриотического воспитания кадетов в условиях общеобразовательной школы. Выявляются философские и социо-культурные основы патриотического воспитания и кадетского образования в России, как единых процессов
	
	Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, кадеты	
	
     
    
        
        
Образ женщины в Сталинградской битве как средство патриотического воспитания молодежи
        
Обосновывается эмоционально-образный подход в патриотическом воспитании и раскрывается содержательный аспект работы с мемуарами женщин – участниц Великой отечественной войны
	
	Ключевые слова: патриотизм, образ, эмоции, воспитание	
	
     
    
        
        
Феномен деятельностного патриотизма в развитии 
Творческих способностей подростка
        
Феномен деятельностного патриотизма рассматривается в контексте развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Анализируются основные подходы к исследованию понятия «патриотизм». Обосновывается актуальность реализации педагогического потенциала русской народной культуры в формировании деятельностного патриотизма, который является важнейшим фактором творческого развития личности
	
	Ключевые слова: деятельностный патриотизм, русская народная культура, педагогический потенциал, творческие способности, подросток	
	
     
    
        
        
Воспитание патриотического самосознания обучающихся средствами музейной педагогики
        
Актуализируется музейная педагогика как средство патриотического воспитания молодежи.  Обосновываются нормативно-правовая основа проблемы патриотического воспитания школьников в условиях сельского школьного музея, направления и принципы построения музейно-образовательного комплекса
	
	Ключевые слова: школьный музей, патриотическое воспитание, музейно-образовательный комплекс	
	
     
    
        
        
Формирование и развитие социально значимых патриотических ценностей у подростков общеобразовательной школы
        
Обосновывается актуальность формирования и развития социально значимых патриотических ценностей у подростков общеобразовательной школы
	
	Ключевые слова: опыт патриотической деятельности, традиций казачества, воспитания подрастающего поколения, национальные ценности, гражданственность, любовь к России и к  своему народу	
	
     
    
        
        
Реализация идей кадетского образования (на примере кадетских классов общеобразовательной школы)
        
Рассматривается 12-летний опыт создания и функционирования системы кадетского образования, получивший заслуженное признание в округе. Описаны требования к технологии кадетского образования, а также его структура, содержание и организация
	
	Ключевые слова: патриотизм, кадетское образование, кадетская школа, кадетский класс, образовательная модель, офицер-воспитатель, военизированная составляющая, уклад жизни, атрибутика, традиции	
	
     
    
        
        
Концептуальное обоснование программы внеурочной деятельности патриотической направленности «кадетство как событие и со-бытие»
        
Рассматривается научно-педагогическое обоснование программы внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание школьников в системе кадетского образования на базе общеобразовательной школы
	
	Ключевые слова: кадетство, патриотизм, личностные качества кадетов, добросердечие, способность к выбору рода деятельности, смыслопоиску, событие, со-бытие, критерии качества, результат кадетского образования	
	
     
    
        
        
Интернет-технологии в формировании патриотической культуры подростков
        
Обосновывается сущность понятия и структура патриотической культуры подростка, рассматривается опыт формирования патриотической культуры подростков посредством интернет-технологий
	
	Ключевые слова: патриотизм, культура, патриотическая культура, подросток, Интернет-технологии, 3D панорама.	
	
     
    
        
        
Семейные уроки патриотизма в России и Китае
        
Рассматривается проблема понимания патриотизма и патриотического воспитания в Китае и России на этапе инновационного развития. Особое внимание уделяется организации этого процесса в семье и дают рекомендации родителям по патриотическому воспитанию детей в семье
	
	Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитания в семье, Китай, Россия.	
	
     
    
        
        
Опыт реализации патриотического воспитания школьников Новониколаевского района
        
Обосновывается значимость воспитания гражданственности и патриотизма в современное время
	
	Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, клуб, сетевая игра.	
	
     
    
         
        
    
    
История
        
        
Военнослужащие Красной Армии, побывавшие в плену или вышедшие из окружения,  на восстановлении г. Сталинграда (1943–1945 гг.)
        
Анализируются проблема использования труда военнослужащих Красной Армии, побывавших в плену или окружении, на различных объектах восстановления в г. Сталинграде в 1943–1945 гг. и значение их трудовой деятельности в общем ходе возрождения города.
	
	Ключевые слова: специальный лагерь, бывшие советские военнопленные, спецконтингент, восстановление Сталинграда, принудительные работы	
	
     
    
        
        
Актуализация проблемы итогов и последствий Сталинградской битвы: ценностный аспект
        
В контексте актуализации научной проблемы итогов и последствий Сталинградской битвы рассматривается значимость духовного культурного наследия как неотъемлемой части истории Волгоградского региона. 
	
	Ключевые слова: духовное наследие, Сталинградская битва, Победа, патриотизм, толерантность, подвиг, фальсификация истории, социальные практики, восстановительный процесс.	
	
     
    
        
        
Сталинград – Волгоград в движении породненных городов во второй половине XX в.
        
Рассматривается роль Сталинградской битвы в усилении народной дипломатии в системе международных отношений во второй половине XX века; анализируются взаимодействия между городами-побратимами, выявлено значение сохранения исторической памяти о Сталинградской битве в ходе их взаимодействия
	
	Ключевые слова: Сталинградская битва, народная дипломатия, города-побратимы, Сталинград, Ковентри,Всемирная Федерация породненных городов	
	
     
    
        
        
Реализация государственной политики в области 
физической культуры и массового спорта в Сталинграде в 1943-1945 гг.
        
Рассматривается процесс возрождения сферы физической культуры и массового спорта в Сталинграде после окончания битвы на Волге, анализируется государственная политика по развитию физкультурного движения в городе на завершающем этапе Великой Отечественной войны
	
	Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, массовый спорт, физическая культура, добровольные спортивные общества (ДСО), спортивная инфраструктура	
	
     
    
        
        
Волгоградский государственный социально-педагогический университет как хранитель и транслятор наследия Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы
        
Рассматриваются вопросы фальсификации  в современной отечественной исторической науке истории Великой Отечественной войны, а также вклад Волгоградского государственного социально-педагогического университета в сохранение и популяризацию героических страниц Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы через развитие поискового движения
	
	Ключевые слова: фальсификация истории Великой Отечественной войны в отечественной исторической науке, поисковое движение, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,  хранители и трансляторы наследия Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы	
	
     
    
        
        
Роль Сталинградского отделения Союза советских художников в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в культурной жизни города
        
Анализируется деятельность Сталинградского отделения Союза художников в годы Великой Отечественной войны и восстановительный период и выявляется его роль для развития культурной жизни Сталинграда
	
	Ключевые слова: Сталинградское отделение Союза советских художников, культурная жизнь Сталинграда, Великая Отечественная война, восстановительный период.	
	
     
    
        
        
Сохранение памяти о подвиге чекистов в топонимической системе
        
Освещается проблема сохранения исторической памяти в форме наименования именами героев – чекистов, защищавших Сталинград в составе 10-й дивизии НКВД, улиц, переулков и площадей города – героя Волгограда
	
	Ключевые слова: Великая Отечественная война, чекисты, Сталинградская битва, названия улиц, топоним, историческая память	
	
     
    
        
        
К вопросу о трудовой мобилизации женщин после окончания Сталинградской битвы.
        
На основе данных статистики рассматриваются особенности трудовой мобилизации женского населения Сталинградской области в 1943 – 1945 гг.,  анализируется нормативно-правовая база. Рассматривается обусловленность привлечения женщин на восстановление разрушенной экономики развитием сети детских дошкольных учреждений
	
	Ключевые слова: трудовая мобилизация, восстановление народного хозяйства, Сталинградская битва, женщины	
	
     
    
         
        
    
    
Филология
        
        
К вопросу о духовной прозе как литературе нон-фикшн
        
На материале книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы"» рассматриваются малые жанры духовной прозы как литературы нон-фикшн.
	
	Ключевые слова: литература нон-фикшн, духовная проза, рассказ, очерк, новелла	
	
     
    
        
        
Картина мира и национальный характер
        
Рассматривается картина мира, которая  может быть объективной и субъективной, общей и индивидуальной, научной и практической, реальной и мифологической, глобальной и ограниченной, целостной и локальной. Картина мира включает в себя субъективные моменты, поскольку формируется у каждого индивида и постоянно меняется. Рассматривается индивидуальная картина мира.
	
	Ключевые слова: картина мира, национальный характер, нормы, обычаи, традиции.	
	
     
    
        
        
К вопросу о жанре отрывка в творчестве К. Пруткова
        
Рассматриваются пародии на жанр отрывок в творчестве К. Пруткова. Исследуются как содержательные аспекты жанра, так и особенности его формы
	
	Ключевые слова: жанровая форма, отрывок, неоконченное (d`inachive), пародия, сатирическая поэзия	
	
     
    
        
        
Экспликация модуса мнения при посредстве различных типов комментария в литературной критике
        
Рассматривается грамматическая организация категории субъективной модальности, которая определяется как квалифицирующая категория, являющая собой систему смыслов, репрезентирующих в тексте модус мнения субъекта речи (и шире – агента предложения). В литературно-критическом тексте используется прием комментирования в качестве текстообразующего компонента.
	
	Ключевые слова: субъективная модальность, литературно-критические текст, комментирование, модус мнения субъекта речи, негативная оценка	
	
     
    
        
        
Отражение богословских и духовно-нравственных понятий в записях под титлом (на примере жития святого благоверного и великого князя Александра Невского)
        
Рассматриваются слова под титлом, относящиеся в житии св. Александра Невского к главному герою. Они раскрывают его подвиги и дела, совершенные во имя Бога, показывая в его житии пример для подражания всем
	
	Ключевые слова: титло, житие, криптография, стенография