№ 9 (43) 2015
24.12.15г.
Тема номера: Материалы VIII Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре»

VIII Международная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» развивает заложенные в трудах профессора А.М. Буланова традиции исследования соотношения «ума» и «сердца» в словесном творчестве. Конференция, организованная кафедрой литературы Волгоградского государственного социально-педагогического университета, проходила 28октября  2015 годасовместно с Бакинским Славянским университетом на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ». Программа мероприятия состояла из пленарного заседания в формате видеоконференции, работы секций и молодежного форума.

В конференции приняли участие литературоведы, фольклористы, лингвисты, культурологи  из городов России, зарубежные коллеги из  Азербайджана, Ирака, Италии, Китая, студенты, магистранты, аспиранты ВГСПУ, ВолГУ, МГУ, преподаватели колледжей, учителя литературы школ и гимназий Волгограда и Волгоградской области, школьники.

Взгляд специалистов различных дисциплин на проблему «рациональное-эмоциональное»  способствовал углублению существующих в науке представлений о художественной феноменологии изображения «внутреннего человека» в словесности. В докладах и выступлениях участников конференции были рассмотрены различные аспекты обозначенной проблемы, продуктивное изучение которой возможно при интегрированном подходе.

В процессе проведения конференции был представлен широкий круг тем, предложены новые теоретико-методологические разработки в области изучения рационального и эмоционального в литературе и фольклоре, намечены пути внедрения их результатов в практику школьного и вузовского преподавания. В представленных исследованиях рассмотрен существенный перечень фольклорных текстов, произведений русской и зарубежной литературы.

Представленные на конференции работы составили основной корпус  издания настоящего выпуска журнала.

 

 

Оргкомитет конференции 

Характер сознания лирического героя М.Ю. Лермонтова
Рассматриваются многоплановость сознания лирического «я» М.Ю. Лермонтова и его хронологическое изменение.
Ключевые слова: интерсубъектность, моносубъектность, разум, рассудок, самопознание, сознание
Загрузить  | PDF, 829Kb
Рациональное в сатирическом освещении: цикл «Медицинских стихотворений» А.К. Толстого
Рассматриваются сатирические приемы и образы цикла «Медицинские стихотворения» А.К. Толстого, ставшие своеобразной реакцией на засилье утилитаризма и рационализма, символом которых во второй половине XIX в. становятся естественные науки, прежде всего – медицина.
Ключевые слова: рациональное и эмоциональное, сатира, образ врача, энтомологические образы, комедии дель арте, карнавальная традиция.
Загрузить  | PDF, 835Kb
Воинствующий рационализм и «Птичий свист» в Русской поэзии второй половины XIX в.
Рассматривается проблема соотношения рационального и эмоционального в русской поэзии второй половины XIX в., анализируется глубокое противоречие между рационализмом эпохи и системой традиционных православных христианских ценностей, которое отразилось в религиозно-философской лирике А.К. Толстого, А.Н. Майкова и Я.П. Полонского. Выявлены ведущие темы, сквозные мотивы, эмблематичные словообразы в творчестве поэтов середины XIX в.
Ключевые слова: рационализм, христианская метафизика, религиозно-философская поэзия, мотив, художественный образ
Загрузить  | PDF, 865Kb
А.П. Чехов глазами Иракских критиков
Рассматриваются работы иракских критиков об А.П. Чехове. Характеризуются черты личности и творчества писателя, наиболее близкие иракскому общественному сознанию.
Ключевые слова: Чехов, иракская критика, гуманизм, социальная проблематика.
Загрузить  | PDF, 800Kb
Проблема религиозного чувства в прозе Р.П. Кумова и А.П. Чехова
Рассматриваются особенности художественного решения проблемы религиозного чувства у героев прозы Р.П. Кумова и А.П. Чехова. Выявляется роль чеховской традиции в изображении эмоциональной жизни персонажа рассказа Р.П. Кумова «На родине» и специфика творческого диалога писателя со своим литературным предшественником.
Ключевые слова: Кумов, Чехов, традиция, религиозное чувство, рациональное, эмоциональное.
Загрузить  | PDF, 816Kb
Объективация эмоций детей-персонажей в произведениях А.П. Гайдара для детей
Рассматриваются особенности объективации эмоций детей-персонажей в творчестве Гайдара, что может способствовать углублению современных представлений о творчестве писателя и особенностях методической интерпретации его произведений.
Ключевые слова: детская литература, произведения для детей, Гайдар, образы детей в художественной литературе, объективация эмоций, эмоциональный интеллект.
Загрузить  | PDF, 810Kb
«От нас военные года все дальше…»: память о Великой Отечественной войне в современной русской литературе
Рассматривается тема памяти о Великой Отечественной войне в русской литературе конца ХХ – начала ХХ1 вв., объединяющей произведения художников-современников, «задержанную» литературу и книги русского зарубежья
Ключевые слова: лейтенантская проза, память, автор, герой
Загрузить  | PDF, 821Kb
Сопряжение мотивов преступления – наказания и вины – прощения в рассказе Л. Петрушевской «Месть»
Рассматривается сопряжение мотивов преступления – наказания и вины – прощения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в рассказе Л. Петрушевской «Месть». Описывается эмоциональное состояние персонажей до и после совершения преступления. Проводится сопоставительный анализ произведений русских писателей
Ключевые слова: мотив, преступление, наказание, вина, искупление, эмоциональное, рациональное
Загрузить  | PDF, 823Kb
Топос возраста в аспекте соотношения рационального и эмоционального (на материале поэтического сборника Инны Лиснянской «Гром и молния»)
Художественная семантика топоса возраста в поэтическом сборнике И.Лиснянской «Гром и молния» рассматривается с точки зрения динамики наиболее значимых образов антропологического пространства в поэтическом мире Лиснянской, а также в связи со структурными и семантическим модификациями в ее зрелом творчестве других разновидностей лирического пространства – природного, геокультурного, мифопоэтического.
Ключевые слова: антропологическое пространство, геокультурное пространство, топос возраста, экфрасис, визуальное и акустическое пространство, морской лирический пейзаж.
Загрузить  | PDF, 817Kb
Особенности и функции онейрологических мотивов в женской прозе конца XX - начала XXI вв.
Рассматриваются особенности и функции онейрологических мотивов в романах Л. Петрушевской, Л. Улицкой, И. Полянской и О. Славниковой. Описывается система мифопоэтических образов-символов, представленных в снах героев произведений. Представлена типология снов.
Ключевые слова: мотив, образ-символ, онейрология, эмоциональное, рациональное, женская проза
Загрузить  | PDF, 842Kb
Эволюция соотношения рационального и эмоционального в орнитологических образах русских и китайских поэтов (образ павлина)
Рассматривается эволюция соотношения рационального и эмоционального в орнитологической образности русской и китайской поэзии на примере образа павлина.
Ключевые слова: образ, мотив, орнитоним, эмоциональное, художественная семантика
Загрузить  | PDF, 981Kb
Интеллект и психика как смысловые доминанты логических новелл Э.А. По
Рассматриваются новеллы логического мышления Э.По, которые представляющие собой гимн интеллекту, выражающие собой красоту и огромные возможности разума.
Ключевые слова: Э.По, новелла логического мышления, интеллект психологизм
Загрузить  | PDF, 810Kb
Эмоциональная категория «Надежда» в контексте локуса безнадежности (По роману А. Бьой Касареса «Изобретение Мореля»)
Анализируется развития эмоции надежды в локальном пространстве с ярко выраженной семантикой смерти, ада. «Шлейф» эмоции представляется как один из витков ленты Мёбиуса – модели, применимой для символичного описания самого соотношения эмоционального и рационального в романе аргентинского писателя.
Ключевые слова: эмоция, надежда, душа, пространство, рациональное, фантастическое, жизнь, смерть, портал, эксперимент
Загрузить  | PDF, 841Kb
Роман «Дорогостоящая публика» Дж. К. Оутс: иррациональная любовь в «кривом зеркале» человеческого сознания
Рассматривается роман «Дорогостоящая публика», представляюший начальный период творчества Джойс Кэрол Оутс. Из характерных особенностей произведения указываются трагический дискурс, социальный критицизм, острая злободневность. Отмечается также способность писательницы актуализировать бытийную проблематику американской действительности второй половины XX в.
Ключевые слова: американская литература XX в., романистика Дж. К. Оутс, социальная и бытийная проблематика, сатирическая типизация, трагическое
Загрузить  | PDF, 828Kb
Метафоры любви и скорби в романе Дж. Барнса «Уровни жизни»
Рассматриваются разновидности метафорической образности в книге Дж. Барнса «Уровни жизни». Выявляются особенности композиционной логики развертывания метафор, придающих повествованию психологическую глубину. Анализируются формы синтеза жанров исповеди и эссе.
Ключевые слова: метафора, психологизм, субъективность, исповедальность, эссеизм.
Загрузить  | PDF, 843Kb
Восприятие и анализ рассказа Б.П. Екимова «Ночь проходит»
Характеризуется опыт изучения рассказа Б.П. Екимова на уроках внеклассного чтения в 11-м классе. Особое внимание они уделяются анализу художественного мира писателя, выяснению роли изобразительно-выразительных средств, помогающих передать авторское отношение к героям-антагонистам – Шаляпину и Чакалкину.
Ключевые слова: анализ, восприятие, символика заглавия, портрет, нравственный выбор.
Загрузить  | PDF, 822Kb
Использование интегративного и герменевтического подходов в процессе формирования у учащихся понятия «гротеск»
На материале рассказа Андрея Платонова «Усомнившийся Макар» рассматривается логика работы по использованию интегративного и герменевтического подходов в процессе формирования понятия «гротеск» в 11 классе.
Ключевые слова: интегрированный урок, диалог, герменевтика, интерпретация, герменевтическая дискуссия, диалогический метод, метод ассоциаций, гротеск, сатира, А.Платонов, формирование теоретико-литературных понятий.
Загрузить  | PDF, 830Kb
Использование приема "чтение с остановками" в процессе изучения фантастических произведений
На основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо рассматривается методика изучения фантастических произведений в средних классах на уроках литературы, с помощью приема «чтение с остановками» на материале рассказа А. Азимова «Они не прилетят» демонстрируется стратегия формирования у учащихся умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Ключевые слова: чтение с остановками, критическое мышление, ТРКМ, фантастика, методика преподавания литературы, Азимов.
Загрузить  | PDF, 815Kb
Языковые ресурсы эмотивности в русской лирической песне
Рассматривается эмотивный потенциал русской народной песни. Характреизуются их общий настрой, содержание, а так же эмоциональный ресурс, выраженный имплицитно.
Ключевые слова: русская народная лирическая песня, эмотивность, языковые ресурсы эмотивности, воздействующий потенциал.
Загрузить  | PDF, 806Kb
Образы сказочных героев в устойчивых сравнениях русского языка
Рассматриваются устойчивые сравнения русского языка на примерах русских народных сказок.
Ключевые слова: устойчивые сравнения, сказки, образ-эталон, ценности, антиценности.
Загрузить  | PDF, 803Kb
Выразительные средства в поэзии Э.А. Асадова
Hассматриваются средства выразительности в поэтических текстах Э.А. Асадова, которые помогают передать глубокий смысл его произведений.
Ключевые слова: средства выразительности, троп, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, риторические фигуры.
Загрузить  | PDF, 826Kb