Главная| Редакция| Авторам
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№1 (48) 2017
31.01.17 г.
Современный этап развития теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В.Давыдова
Вопросы истории, теории и практики учебной деятельности в формате сетевой конференции
Представляются итоги международной сетевой конференции «Современный этап развития теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова», прошедшей 6–8 апреля в Волгограде. Рассматриваются проблемы психологии учебной деятельности, связанные с социокультурными изменениями, актуальными задачами модернизации отечественной системы образования.
Ключевые слова: учебная деятельность, развивающее образование, проектирование в образовании, образовательные стандарты, образовательные результаты.
Загрузить | PDF, 858 Kb
Педагогическое сообщество школы как коллективный автор стратегий развития обучающихся
Рассматриваются затруднения организации практики развивающего обучения при отсутствии анализа организационно-управленческой составляющей деятельности педагогических сообществ. Педагогическое сообщество рассматривается как коллективный автор образовательных стратегий, влияющий на постановку обучающимися целей учения и развития в их связи с жизненными замыслами.
Ключевые слова: развивающее обучение, развивающее и развивающееся образовательное пространство, педагогическое сообщество, автор развивающей стратегии, ценности и цели развития, самореализация.
Загрузить | PDF, 854 Kb
Особенности внутренней позиции учащегося у младших подростков в условиях развивающего обучения
Представлено исследование внутренней позиции младших подростков, обучающихся в условиях развивающего образования и по традиционным школьным программам. Выявлены особенности внутренней позиции обучающихся 5-х и 6-х классов в условиях развивающего образования, показана практическая значимость полученных результатов.
Ключевые слова: младшие подростки, внутренняя позиция учащегося, развивающее обучение, мотивация учения, тенденция к саморазвитию.
Загрузить | PDF, 908 Kb
Взаимопонимание в подростковом возрасте: представленность феномена в сознании
Представлено обсуждение результатов исследования самооценки взаимопонимания у подростков 13–14 лет с педагогами и сверстниками. Полученные в исследовании данные позволяют выделить различия в представлениях о наличном и желаемом уровнях взаимопонимания мальчиков и девочек, а также у обучающихся в столичных и региональных образовательных учреждениях
Ключевые слова: подростковый возраст, учебное взаимодействие, взаимопонимание, субъективное шкалирование.
Загрузить | PDF, 854 Kb
Проектирование образовательного процесса в старшей школе: содержательный аспект
Рассматривается вопрос содержания среднего общего образования в свете концепции развивающего обучения, а также структура образовательного процесса, приводится содержательная характеристика каждого образовательного блока. Ключевая идея заключается в необходимости пересмотреть традиционную классно-урочную систему в старшей школе и сформировать образовательный процесс на основе индивидуализации.
Ключевые слова: старшая школа, индивидуализация, индивидуальная образовательная программа, интегрированные курсы, образовательная сессия.
Загрузить | PDF, 854 Kb
Деятельностный подход в формировании мобильности студентов вузов
Рассматриваются вопросы практического применения теории развивающего обучения. Анализируется графическое конспектирование как учебная задача, процесс овладения студентами способов создания графических конспектов, становление мыслительных действий, необходимых для формирования профессиональной мобильности.
Ключевые слова: деятельностный подход, теория развивающего обучения, графический конспект, профессиональная мобильность
Загрузить | PDF, 928 Kb
«Мотивационный ресурс» младщего школьника в субъектной позиции и стремлении к учебной самостоятельности
Рассматривается учебная мотивация учащихся, обучающихся по традиционным и развивающим программам, при переходе из начальной школы в среднюю. Анализируются условия становления у младших школьников субъектной позиции и учебной самостоятельности, а также готовность учителей к мотивационно-конструктивному взаимодействию, выявляется их взаимосвязь с содержанием учебной мотивации
Ключевые слова: учебная мотивация, субъектная позиция, учебная самостоятельности, младший школьный возраст.
Загрузить | PDF, 887 Kb
Шаг профессионального развития магистранта
Рассматриваются проблемы магистерской подготовки психологов в сфере образования, обусловленные необходимостью приведения содержания психолого-педагогического образования требованиям профессионального стандарта деятельности. Раскрываются основные шаги профессионального становления магистранта как исследователя учебной деятельности учащихся, проблем психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, психолого-педагогическое сопровождение
Загрузить | PDF, 839 Kb
Особенности организации практики будущих учителей начальных классов: опыт набережночелнинского государственного педагогического университета
Рассматривается опыт организации практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (учитель начальных классов). Педагогами-кураторами проведена оценка умений студентов-практикантов по методикам «Становление позиции учителя» и «Овладение профессиональными действиями», представлены результаты анкетирования.
Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка, педагог-супервизор, профессиональные компетенции студентов.
Загрузить | PDF, 854 Kb
Подготовка педагогов-психологов разных уровней высшего образования к психодиагностической работе в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся
Рассматривается проблема отбора учебного содержания при подготовке педагогов-психологов уровня бакалавриата и уровня магистратуры, позволяющего развивать у них способность и готовность к самостоятельной психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, компетентностный подход, скрининговые обследования, мониторинг образовательных результатов обучающихся, профессиональные компетенции бакалавров и магистрантов, трудовые действия.
Загрузить | PDF, 859 Kb
Идеи В.В. Давыдова в формировании стратегии сотрудничества при разрешении педагогических конфликтов у студентов учреждений высшего образования
Анализируются возможности применения идей В.В. Давыдова о генетико-моделирующем эксперименте (генезис психических новообразований из коллективно-распределенной деятельности, коллективный субъект как исходная форма развития) в построении экспериментальной модели формирования стратегии сотрудничества в разрешении педагогических конфликтов у будущих педагогов.
Ключевые слова: стратегия сотрудничества, развивающее обучение, коллективный субъект развития, индивидуальный субъект
Загрузить | PDF, 851 Kb
Кукла в инструментарии педагога-психолога при решении задач преодоления школьной тревожности первоклассников
Кукла рассматривается в качестве инструмента диагностической и психокоррекционной работы психолога в решении задач преодоления школьной тревожности на этапе преемственности дошкольного и школьного образования. Разработана и апробирована авторская индивидуальная беседа с первоклассниками о роли куклы в их жизни.
Ключевые слова: школьная тревожность, психологический инструментарий, возрастно-психологический статус первоклассника, куклотерапия, игротерапия.
Загрузить | PDF, 877 Kb
Деятельностная организация занятий по изобразительному искусству для детей с разными возможностями развития
Представляется опыт построения развивающей образовательной инклюзивной практики на примере организации занятий по изобразительной деятельности детей 6–11 лет. Представлен логико-психологический анализ учебной задачи по рисованию орнамента. Выделены этапы и формы организации совместной деятельности детей с разными возможностями развития.
Ключевые слова: орнамент, общий способ действия, организация совместной деятельности, дети с разными возможностями развития.
Загрузить | PDF, 1511 Kb
Формирование у студентов вуза физической культуры профессиональных умений судейства соревнований по баскетболу на основе информационно-деятельностного подхода
Рассматривается процесс формирования профессиональных умений спортивного арбитра у студентов физкультурного вуза. По мнению авторов, информационно-деятельностный подход позволяет сформировать у них общий способ действий при освоении теоретических знаний в области судейства по баскетболу.
Ключевые слова: информационно-деятельностный подход, судейство в баскетболе, электронные образовательные ресурсы, принятие решения о наказании
Загрузить | PDF, 957 Kb