Главная| Редакция| Авторам
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1
2
3


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№1 (6) 2010
19.05.10 г.
Тема номера: Современный русский язык: динамика и функционирование (спецвыпуск)

От редактора

В специальный выпуск журнала помещены материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Современный русский язык: динамика и функционирование», организованной кафедрой русского языка и методики его преподавания ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» с 20 по 30 декабря 2009 г. и проведённой на форуме в виде презентации статей и их обсуждения (интернет-адрес форума: www.linguaconf2009.flybb.ru)

В конференции приняли участие ученые из Волгограда, Москвы, Пушкино, Углича, Орла, Саратова и Владимира. Широкий круг актуальных проблем современной лингвистики обсуждался в рамках следующих основных направлений:

 

  • Особенности развития русского языка на рубеже XX—XXI вв.
  • Текст и дискурс на современном этапе развития лингвистической мысли.
  • Актуальные вопросы истории развития русского языка.
  • Русская словесность как сокровищница духовных традиций русского народа.
  • Современная языковая ситуация и проблемы культуры речи.
  • Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников в условиях модернизации российского образования.


  • Материалы адресованы специалистам в области современного русского языка, аспирантам и студентам филологических факультетов вузов, а также всем, кто интересуется проблемами развития русского языка и вопросами его преподавания.

     

    Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания ВГПУ, д-р филол. наук, проф. Федосов Ю.В

    Особенности развития русского языка на рубеже XX-XXI вв.
    Принцип “избыточности” как основа построения семантических систем
    Рассмотрена проблема исключения избыточности русского языка на протяжении Новой истории и на конкретном материале показано, что при исключении избыточности информации вместе с ней уходят традиции народной культуры.
    Ключевые слова: избыточность, средневековье, византизм, реформа, сознание, информационный код.
    Загрузить | PDF, 164 Kb
    Фразеологические единицы как основа антонимо-синонимических блоков
    Показана малоизученная проблема антонимо-синонимических отношений на основе фразеологизмов русского языка, анализируются примеры антонимо-синонимических блоков фразеологических единиц.
    Ключевые слова: антонимия, синонимия, фразеологические единицы, антонимо-синонимические блоки.
    Загрузить | PDF, 159 Kb
    Особенности развития лексического состава русского языка на рубеже XX – XXI вв.
    Анализируются динамические процессы в сфере лексики русского языка в период с XX по XXI в. Рассматриваются причины проявления и утраты слов в русском языке, особенности изменения их семантики за указанный хронологический период: преобразование иерархии ЛСВ, гиперо-гипонимические процессы, уточнение оценочности.
    Ключевые слова: словарный состав русского языка, динамические процессы, заимствование, семантика, лексико-семантические варианты, изменение семантической структуры слова, гиперо-гипонимические процессы.
    Загрузить | PDF, 181 Kb
    Лексикографические источники для составления синонимо-антонимического словаря
    Освящается проблема создания комплексного синонимо-антонимического словаря русского языка. Рассматриваются возможные и необходимые лексикографические источники для составления словарных статей.
    Ключевые слова: лексикография, синонимы, антонимы, сочетаемость, словник, синонимо-антонимический блок.
    Загрузить | PDF, 153 Kb
    Текст и дискурс на современном этапе развития лингвистической мысли
    Лингвокреативный потенциал газетного дискурса (на примере образных перифраз)
    Раскрывается семантический, эстетический и аргументативно-риторический потенциал образных перифрастических сочетаний в современном российском газетном дискурсе. Дается когнитивно-прагматическая интерпретация актуально-употребительных перифраз.
    Ключевые слова: образная речь, перифраза, дискурс, коммуникативная тактика, прагматическая функция.
    Загрузить | PDF, 191 Kb
    Дихотомии народного языкознания
    Показана систематизация понятий народного языкознания (выраженного в пословицах), достигаемая посредством дихотомий типа: «говорить – делать», «слово – дело», «спрос – ответ», «хвала – хула», «язык – речь».
    Ключевые слова: дихотомия, народное языкознание, речевого поведения, трудовая деятельность.
    Загрузить | PDF, 196 Kb
    Лексико-семантические особенности языка народной приметы
    Проанализирован значительный комплекс примет, воспроизводящих живую народную речь. Приведены результаты научных наблюдений в области лексикологии русского языка. Анализ включал в себя решение двух взаимосвязанных задач: 1) определить основную роль и функции встречающейся лексики; 2) исследовать характеристики лексем, имеющихся в составе народной приметы.
    Ключевые слова: примета, лексика, семантика, язык, паремия, народ.
    Загрузить | PDF, 171 Kb
    Русская словесность как сокровищница духовных традиций русского народа
    Тенденции использования эпистолярных формул приветствия и прощания в бытовых письмах русских писателей XIX-XX веков
    Выявляются закономерности отбора формул приветствия и прощания в письмах, связанные с нормами эпистолярного этикета, индивидуальными предпочтениями автора, характером его отношений с адресатом; проводится описании эволюции этих закономерностей.
    Ключевые слова: эпистолярный стиль, этикетные формулы, нормы речевого этикета, общение, интенции письма.
    Загрузить | PDF, 347 Kb
    Особенности восприятия некоторых гастрономических метафор под влиянием социокультурных факторов (на материале произведений А.П. Чехова)
    Проводится классификация гастрономических метафор, используемых А.П. Чеховым, восприятие смысла которых может быть затруднено по ряду причин. Ряд примеров сопровождается историко-культурным комментарием. Основной причиной возникновения затруднений признаётся актуальный характер класса гастрометафор, взаимодействие с социокультурным контекстом.
    Ключевые слова: тематические классы метафор, гастрономическая метафора, социокультурный контекст, идиостиль, узуальное и окказиональное употребление, восприятие и понимание языковых явлений.
    Загрузить | PDF, 182 Kb
    Апеллятивизированные онимы как источник пополнения семантической зоны «субъект, являющийся образцом физического качества»
    Рассмотрены прономинанты (имена собственные, перешедшие в разряд нарицательных), которые пополнили семантическую зону «Субъект, являющийся образцом физического качества», анализируются синонимические ряды, включающие данные единицы.
    Ключевые слова: синоним, синонимия, прономинация, метафора, метафоризация.
    Загрузить | PDF, 180 Kb
    Основные черты односоставных номинативных предложений в «орнаментальной» прозе
    На материале произведений Е.И. Замятина и Б.А. Пильняка (представителей орнаментальной прозы) рассмотрены односоставные номинативные предложения, функционирующие в качестве обусловленной черты идиостиля и представляющие собой одну из доминирующих черт орнаментальной прозы; определены наиболее употребительные структурно-семантические модификации номинативных предикативных единиц, подвергнут анализу их стилеобразующий потенциал.
    Ключевые слова: односоставные номинативные предложения, предикат номинативного предложения, расширенная структурная схема предложения, детерминанты, семантика предложения, стиль орнаментальной прозы.
    Загрузить | PDF, 186 Kb
    Актуальные вопросы истории развития русского языка
    Сложные прилагательные в истории развития русского языка
    Описывается формирование и развитие модели сложных прилагательных в русском языке. Выявляются основные этапы в истории развития языка, когда писатели использовали слова-композиты для наименования сложных явлений окружающей действительности.
    Ключевые слова: сложное слово, сложное прилагательное, история развития языка.
    Загрузить | PDF, 173 Kb
    О наименовании международно-правового документа в договорах Руси с греками в X в.
    Анализируются слова, связанные с понятием «договор». Вносятся уточнения в ранее существовавшие интерпретации этого понятия, обозначавшегося словом совещание; определён характер калькирования греческих лексем на русский язык.
    Ключевые слова: договор, словообразовательные и семантические кальки, этимология, архаизм.
    Загрузить | PDF, 219 Kb
    О развитии полисемичности глагольных префиксов в русском языке.
    Изложены основные точки зрения различных учёных по вопросу о многозначности приставок русского языка, представлена позиция автора по данной проблеме, приведены примеры.
    Ключевые слова: префикс, семантика, многозначность, происхождение приставок.
    Загрузить | PDF, 150 Kb
    Современная языковая ситуация и проблемы культуры речи
    Содержание и структура коммуникативной категории вежливости
    Выявляются актуальные для письменного делового общения компоненты содержания категории вежливости, а также особенности её структуры. Анализируются особенности вербальной репрезентации данной коммуникативной категории для реализации различных интенций при ведении деловой переписки.
    Ключевые слова: коммуникативная категория, категория вежливости, деловая речь.
    Загрузить | PDF, 184 Kb
    Эмотивность как признак речекомплекса «поздравление»
    Анализируются тексты поздравлений, даны выводы о значении эмотивных средств в рассматриваемом этикетном речекомплексе.
    Ключевые слова: эмотивность, речекомплекс «Поздравление», экспрессивность, этикетная формула.
    Загрузить | PDF, 148 Kb
    Механизмы публичной речи
    Рассмотрены недостаточно освещённые в отечественной и западной специальной литературе проблемы, связанные с психолого-риторической спецификой публичной речи, основные условия, определяющие степень её удачности. Собраны, систематизированы и детально описаны тактики и приёмы реализации данных условий.
    Ключевые слова: публичная речь, тактики и примы риторики, фрейм, ораторские паузы.
    Загрузить | PDF, 268 Kb
    Откуда берутся дринчуганы, мужиковеды и гиппократши? О характере творческих процессов в современном языке
    Языковые смысловые пространства подвижны, динамика их изменений наиболее ощутима в языковом словотворчестве, осуществляемом в рамках языковой игры. Исследование моделей кодирования содержания в окказионализмах дает ключ к дальнейшему изучению механизмов познания и отражения действительности.
    Ключевые слова: словообразование, языковая игра, смысловое пространство, когнитивное моделирование.
    Загрузить | PDF, 181 Kb
    Эвфемия и дисфемия (на материале идиостиля А. С. Пушкина)
    Рассмотрен вопрос о соотношении эвфемии, дисфемии и тропики в художественной речи. Выявлено отличие дисфемизмов от эвфемизмов, пейоративов, инвектив, псевдоэвфемизмов, вульгаризмов. Предпринята попытка проанализировать эвфемию и дисфемию в художественном тексте с точки зрения стилистики, точнее, – приемов уместности речи.
    Ключевые слова: эвфемия, эвфемизм, дисфемия, дисфемизм, пейоратив, инвектива.
    Загрузить | PDF, 185 Kb
    Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников в условиях модернизации российского образования
    Формирование профессиональной компетентности у студентов-филологов в курсе стилистики
    Становление компетентностного подхода требует пересмотра профессионально значимых качеств, необходимых для работы в области филологии и в сфере образования. Дисциплина «Стилистика», позволяет сформировать важнейшие составляющие профессиональной компетентности.
    Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, стилистика как учебная дисциплина.
    Загрузить | PDF, 158 Kb
    О культуроведческой компетентности студента-филолога
    Раскрывается понятие культуроведческой компетентности студента-филолога педвуза. Большие возможности для её развития содержит курс теории и методики обучения русскому языку на 3-м курсе, а также курс по выбору для студентов 4-го курса «Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся школы». Особое внимание уделяется художественному тексту литературы как материалу для упражнений и разборов, а также средству духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению.
    Ключевые слова: культуроведческая компетентность, духовно-нравственный мир, национальное самосознание, принцип воспитывающего обучения, языковая ретроспектива, национальный феномен.
    Загрузить | PDF, 177 Kb
    Организация исследовательской деятельности студентов-филологов в условиях непрерывного педагогического образования
    Учебно-исследовательская деятельность студентов обладает мощным личностным и ценностным потенциалом. Программа курса «Современный русский литературный язык» может быть построена с учетом принципов организации исследовательской деятельности студентов-филологов.
    Ключевые слова: исследовательская деятельность, непрерывное педагогическое образование, принципы организации исследовательской деятельности студентов.
    Загрузить | PDF, 169 Kb
    Логика и грамматика при формулировании целей урока
    Расскрывается проблема формирования целей урока, анализируются типичные логические ошибки, составлен краткий перечень правил формулирования целей с акцентированием на воспитательный и развивающий аспекты.
    Ключевые слова: логика, формулирование, цель и средства, цель и задачи, логическое мышление, воспитание, развивающее обучение.
    Загрузить | PDF, 170 Kb
    Из опыта включения молодых специалистов-филологов в деятельность коллектива, направленную на создание единого коммуникативного пространства в гимназии
    В статье изложен практический опыт включения молодых специалистов – филологов в единое коммуникативное образовательное пространство. Рассматриваются конкретные формы организации работы.
    Ключевые слова: единое коммуникативное пространство, молодые специалисты, риторизация, интеграция, учебники.
    Загрузить | PDF, 157 Kb
    Развитие культурно-языковой компетенции будущих учителей-словесников (в рамках лингвистических спекцкурсов)
    Рассматривается комплекс проблем, связанных с совершенствованием культурно-языковой компетенции будущих учителей-словесников.
    Ключевые слова: лингвокультурология, культурно-языковая компетенция, модифицированная форма лингвистического спецкурса.
    Загрузить | PDF, 149 Kb