Главная| Редакция| Требования к публикации
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№1 (1) 2008
29.12.08 г.

От редактора

Перед Вами — первый выпуск электронного научно-образовательного журнала Волгоградского государственного педагогического университета «Грани познания».

Приступая к изданию электронного сетевого журнала, мы преследовали цель, с одной стороны, сделать более доступной информацию по проблемам развития науки и образования в России, прежде всего в ее Южном регионе, донести до читателей материалы новейших исследований, и, с другой стороны, предоставить дополнительную трибуну для публикаций работ как заслуженных, так и молодых ученых.

В первом номере журнала собраны статьи по проблемам общей педагогики, физического образования, информатизации образования и филологии. Это не значит, что только этими направлениями и ограничится наш журнал. Он открыт для специалистов в области естественных и гуманитарных наук, математики, культуры и искусства. Но, учитывая специфику вуза-учредителя журнала, отмечу, что центральной его проблемой будет проблема связи науки и образования как на теоретическом, так и на практико-методическом уровне.

Надеемся, что новый журнал станет верным спутником и помощником в Вашей научной и просветительской работе и призываем Вас к сотрудничеству!

 

Главный редактор журнала «Грани познания», д-р пед. наук, профессор А.М. Коротков

Проблемы информатизации образования
Система понятий линии социальной информатики в курсе информатики в школе
Представлена система понятий линии социальной информатики, изучаемой в курсе информатики в 8–11-м классах общеобразовательной школы. Дана характеристика понятий, изучение которых предусматривается Государственным образовательным стандартом. Анализируются существующая образовательная практика освоения данных понятий и возможности ее модернизации.
Ключевые слова: обучение информатике в школе, линия социальной информатики, система понятий, информационное общество, информационные ресурсы, информационная безопасность, информационная этика, информационное право.
Загрузить | PDF, 239 Kb
Компьютерная графика как вариант компьютерного моделирования
Рассматривается проблема использования компьютерной графики в качестве одного из возможных вариантов компьютерного моделирования. Приведены примеры создания моделей графическими средствами ПК.
Ключевые слова: моделирование, компьютерная графика, информационная модель, программные средства ПК.
Загрузить | PDF, 764 Kb
Диалог в компьютерной среде: ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса
Для реализации диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в компьютерной среде предлагается создавать ситуации межсубъектного диалога, в основание которых положено становление субъектной позиции учащегося.
Ключевые слова: диалог, компьютерная среда, межсубъектное взаимодействие, субъектность, учебная ситуация.
Загрузить | PDF, 328 Kb
Эволюция взглядов на информатизацию образования: развитие личности и обучение в сообществах
Дан анализ взглядов образовательного использования компьютерных технологий и сети Интернет. Акцентируется внимание на возможности реализации педагогических технологий, организации проектов и обучения в сетевых сообществах
Ключевые слова: компьютерные технологии, интернет, педагогические технологии, образовательные проекты, сетевые сообщества, образовательная среда, личностное развитие.
Загрузить | PDF, 201 Kb
Развитие инновационного образования на основе использования новых возможностей сети Интернет
Анализируются проблемы развития инновационного образования на основе использования новых возможностей сети Интернет. Осмысливаются особенности инновационного образования, обсуждаются основания разработки моделей его организации, технологии и средства.
Ключевые слова: инновации в образовании, сетевые технологии, гуманитарные технологии, сервисы Веб 2.0.
Загрузить | PDF, 193 Kb
Профессиональное образование
Углубление познаний в сфере морально-этической культуры как компонент профессиональной подготовки будущего учителя.
Проанализированы специфические особенности процесса углубления познания будущих учителей о сфере морально-этической культуры, представлена необходимость внедрения специальных материалов, отражающих сущность моральных категорий, развития научного мышления и проведения тренингов в высших заведениях.
Ключевые слова: морально-этическая культура, профессиональная подготовка студентов
Загрузить | PDF, 194 Kb
Оценочные способности студентов педагогического колледжа
Освещена методика развития оценочных способностей студентов педагогического колледжа. Выделены общие требования, предъявляемые к методике данного процесса.
Ключевые слова: оценка, оценочные способности, самооценка, ориентировочная деятельность, мотивационная сфера.
Загрузить | PDF, 199 Kb
Практикоориентированный принцип как условие подготовки бакалавра: историко-культурный и методологический аспекты
Представлен анализ современной компетентностной модели образования. На основе историко-культурного и методологического анализа проблемы обоснована необходимость нового понимания практикоориентированного принципа образования, в частности, применительно к подготовке бакалавра.
Ключевые слова: компетентностная модель образования, компетентный специалист, бакалавр, практикоориентированный принцип.
Загрузить | PDF, 196 Kb
Подготовка преподавателя вуза к деятельности в информационно-образовательной среде
Выявляются качественные отличия дидактических характеристик традиционного вузовского обучения и обучения в условиях информатизации, раскрываются новые представления о проектировании обучения в вузе как цикла личностно-развивающих ситуаций взаимодействия студента с информационно-образовательной средой, определяются состав и содержание профессиональной подготовки преподавателя к деятельности в информационно-образовательной среде.
Ключевые слова: информатизация образования, проектирование обучения, информационно-образовательная среда, ситуация личностного развития, экранная компьютерная среда.
Загрузить | PDF, 198 Kb
О подготовке ИКТ-специалистов в магистратуре
Проанализированы вопросы перестройки учебного процесса в соответствии с требованиями Болонского процесса и реализацией идеи двухуровневого образования. Изложены требования к профессиональной подготовленности магистра по направлению «Прикладная математика и информатика». Демонстрируется для примера курс на английском языке, предлагаемый в рамках магистерской программы «Системное программирование».
Ключевые слова: Болонский процесс, магистерская подготовка, профессиональная деятельность, двухуровневое образование.
Загрузить | PDF, 185 Kb
Естественные науки и методика их преподавания
Методологические основы формирования у старшеклассников мотивации достижения при изучении физики
Представлена методическая система формирования у старшеклассников мотивации достижения при изучении физики. Рассмотрены методологические основы формирования данного интегративного качества личности (гуманитарный потенциал физической науки; диалектико-материалистический характер познания окружающего мира; контекстный характер предъявления учебного материала) и технологии их реализации в учебном процессе.
Ключевые слова: методическая система, мотивация достижения, старший школьный возраст, учебная ситуация, контекстные задачи.
Загрузить | PDF, 217 Kb
Гуманитаризация физического образования: информационные технологии в решении гуманитарно-ориентированных задач
Анализируются возможности информационных технологий в реализации идей гуманитаризации физического образования. Показана система гуманитарно-ориентированных задач, направленных на гуманитарное развитие личности на уроках физики.
Ключевые слова: гуманитаризация, физическое образование, гуманитарное развитие личности, гуманитарно-ориентированная система задач, информационные технологии.
Загрузить | PDF, 211 Kb
Расчет собственного барьера реакции фотопереноса электрона при тушении флуоресценции
Проведен расчет собственного барьера реакции фотопереноса электрона при тушении флуоресценции для всех пар ряда ароматических соединений. Методом наименьших квадратов определено значение, характеризующих всю серию реагентов, из условия наилучшего совпадения расчетных и экспериментальных значений константы скорости тушения флуоресценции.
Ключевые слова: фотоперенос электрона, флуоресценция, ароматические соединения, константа скорости тушения флуоресценции.
Загрузить | PDF, 1934 Kb
Научная жизнь. Рецензии
Академик Л.Д. Кудрявцев – ученый-математик и педагог
Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося ученого-математика, педагога и мыслителя Л.Д. Кудрявцева, внесшего значительный вклад, как в математическую науку, так и в методику преподавания математики в высшей и средней школе.
Ключевые слова: выдающиеся математики современности; история математики и математического образования.
Загрузить | PDF, 1083 Kb
Рецензия на книгу: Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики: Курс лекций. Ч. 2. Этнопсихолингвистика (М.: Моск. гос. лингв. ун-т, 2007. 228 с.)
Ключевые слова: этнопсихолингвистика, культура, языковое сознание, межкультурная коммуникация, лакунарность, аксиологический компонент, корпоративная семантика.
Загрузить | PDF, 245 Kb