№ 3 (17) 2012
24.09.12г.
Тема номера: Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

В выпуск журнала помещены материалы Всероссийской научно-практической конференции, организованной кафедрой социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета 26 – 28 сентября 2012 г.

В конференции приняли участие ученые, педагоги, учителя из Брянска, Волгограда, Майкопа, Новосибирска, Омска, Тулы и других городов России.

Широкий круг актуальных проблем духовно-нравственного воспитания обсуждался в рамках следующих основных направлений:

  • проблема духовно-нравственного воспитания личности: история и современность;

  • духовно-нравственное развитие личности в поликультурном пространстве современного мира;

  • взаимодействие религиозных организаций и образовательных учреждений в духовном развитии детей и молодежи;

  • роль православной культуры в формировании духовно-нравственного потенциала личности;

  • психологические проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

  • модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе;

  • опыт реализации программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи во внеурочной деятельности образовательного учреждения;

  • воспитательный потенциал совместной деятельности образовательных учреждений и семьи в духовно-нравственном воспитании детей;

  • особенности духовно-нравственного воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • проблема профессиональной подготовки педагога, способного создавать условия для духовно-нравственного развития личности ребенка.

В ходе конференции были организованы пленарные и секционные заседания; мастер-классы; встречи ученых с педагогами-практиками; посещения социальных и образовательных учреждений.

Материалы рассчитаны на специалистов в области педагогики, социального воспитания, высшего образования, студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, практиков различных социальных и образовательных учреждений, а также на всех, кто интересуется проблемами духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, воспитания духовно-нравственной личности будущего учителя.

кандидат педагогических наук, доцент, 
заведующая кафедрой социальной педагогики,
декан факультета социальной и коррекционной педагогики
Волгоградского государственного социально-педагогического университета

Л.Г. Бородаева

Социально-гуманитарные науки
Отражение глобального в современном духовно-нравственном воспитании
С позиции категориально-системной методологии предпринята попытка выявления и обоснования сущности и цели современного духовно-нравственного воспитания в условиях глобализации социального пространства.
Ключевые слова: воспитание, глобализация, глобальное общество, глобальный человек, духовно-нравственное воспитание, категориально-системная методология
Загрузить  | PDF, 827Kb
Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков
Освещена проблема отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Проанализирован опыт социально-педагогической работы ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» в сфере духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
Ключевые слова: духовность, нравственность, развитие, воспитание, профилактика, отклоняющееся поведение, несовершеннолетние
Загрузить  | PDF, 817Kb
Духовно-нравственное воспитание школьников: аспект воспитания толерантности
С позиций ценностного подхода обосновываются задачи и способы воспитания у школьников толерантности, характеризуются проблемы, с которыми может столкнуться педагог в процессе воспитания толерантности как составляющей духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, толерантность, нравственная позиция, диалогическое взаимодействие, педагогическая задача
Загрузить  | PDF, 822Kb
Возможности изобразительного искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания детей
Раскрывается сущность эстетического воспитания, выявляются возможности изобразительной деятельности в формировании нравственных качеств и эстетического вкуса детей.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, нравственно-эстетическая отзывчивость, категория красота, духовные ценности
Загрузить  | PDF, 824Kb
Воспитательный потенциал школы и семьи в духовно-нравственном воспитании учащихся (на примере России и США)
Дан сравнительный анализ общих и особенных характеристик работы школы и семьи в России и США. Подчеркивается важная роль сотрудничества учителей и родителей в воспитании ребенка.
Ключевые слова: учителя-посредники, родители-волонтеры, духовно-нравственное воспитание, поликультурное общество
Загрузить  | PDF, 823Kb
Духовно-нравственное воспитание как аспект целостного процесса профессиональной подготовки будущих специалистов
Определены особенности и представлен опыт реализации духовно-нравственного воспитания в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Проанализированы сущность и основные характеристики категорий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности».
Ключевые слова: воспитательная деятельность в вузе, духовно-нравственные ценности, духовность, нравственность, проект, социальная активность, социокультурная среда
Загрузить  | PDF, 828Kb
Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России
Освещена проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Определены сущность, основные цели и содержание духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи. Выделены критерии оценки и самооценки уровня духовно-нравственной воспитанности студентов.
Ключевые слова: воспитательная деятельность в вузе, духовность, нравственность, нравственные ориентиры, социокультурные условия, социокультурная среда, ценность
Загрузить  | PDF, 827Kb
Этическая концепция духовно-нравственного воспитания
Раскрывается этический (светский) подход к духовно-нравственному воспитанию: цель (этическая позиция), механизмы (эмоции стыда, совести и сострадания), принципы (рефлексивности, интерактивности и самореализации), стратегии (педагогического руководства, поддержки и сопровождения), логика (три фазы).
Ключевые слова: мораль, нравственность, духовность, позиция, стыд, совесть, сострадание, руководство, поддержка и сопровождение
Загрузить  | PDF, 821Kb
Формирование гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в актуальном искусстве
Анализируются произведения и художественные проекты актуального искусства, затрагивающие проблему социализации и восприятия в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлен воспитательный потенциал современных художественных практик духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: актуальное искусство, люди с ограниченными возможностями здоровья
Загрузить  | PDF, 814Kb
Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников
Представлено описание опыта работы педагогического коллектива МОУ «Детский сад №1» Красноармейского района г. Волгограда по организации взаимодействия с семьями воспитанников в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание дошкольников, взаимодействие семьи и образовательного учреждения, опыт работы педагогического коллектива детского сада
Загрузить  | PDF, 827Kb
Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста
Раскрываются основные педагогические принципы и закономерности, выступающие главными методологическими ориентирами в профессиональном воспитании личности будущего специалиста. Показано, что важнейшим условием, обеспечивающим эффективность деятельности, является построение модели в соответствии с закономерностями, отражающими особенности тех процессов и явлений, которые связаны с объектом и предметом исследования.
Ключевые слова: педагогические принципы, педагогические закономерности, методологические ориентиры, профессиональное воспитание, ментальный подход, личность специалиста
Загрузить  | PDF, 819Kb
Родители, дети, педагоги: восхождение к духовной общности
Рассматривается важнейшее условие сохранения и развития детства – духовная общность со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), без которой не состоится воспитание. Духовная общность порождает взаимное понимание, принятие, доверие, а разобщенность – взаимное несогласие и отчуждение, создающие угрозу для жизни и здоровья ребенка.
Ключевые слова: родитель, ребенок, педагог, духовная близость, духовная общность, осознанность
Загрузить  | PDF, 816Kb
Формирование родительских навыков у детей-сирот в системе их духовно-нравственного воспитания
Освещена актуальная проблема формирования родительских навыков у детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната. Рассматривается педагогическая сущность процесса воспитания сознательного родительства, возможности духовно-нравственного воспитания для формирования семейных ценностей у детей-сирот в условиях школы-интерната.
Ключевые слова: семья как педагогическая система, дети-сироты, родительские навыки, родительство, духовно-нравственное воспитание, школа-интернат
Загрузить  | PDF, 817Kb
Организация педагогических условий по реализации принципов ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе учреждения «прогимназия»
Обосновано значение использования принципов педагогики ненасилия во взаимодействии образовательного учреждения и семей воспитанников. Описана специфика основных педагогических условий, способствующих реализации идей ненасильственного взаимодействия.
Ключевые слова: ненасилие, ненасильственное взаимодействие, способность к ненасильственному взаимодействию, педагогические условия, позиция ненасилия
Загрузить  | PDF, 821Kb
К вопросу о единстве уровней методологического знания (на примере исследования проблем духовного воспитания)
На основании методологических функций экзистенциального подхода уточнено его отношение к философскому уровню методологического знания. Рассмотрена трансформация философских идей экзистенциализма в логике уровней методологического знания, что отражает единство их реализации в исследовании духовного воспитания.
Ключевые слова: духовное воспитание, экзистенциальный подход, методологический подход, ценностно-смысловая проблемная ситуация, уровни методологического знания
Загрузить  | PDF, 821Kb
Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития личности студента
Рассматривается потенциал художественно-творческой деятельности для духовно-нравственного развития личности будущего учителя начальных классов в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом».
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие личности студента, изобразительное искусство, личностно-профессиональное развитие педагога, художественно-педагогическая деятельность, художественно-творческая деятельность
Загрузить  | PDF, 823Kb
Духовность как базовая ценность национального образования России
Выявляются особенности и сущность проблемы духовности на современном этапе. Дается характеристика духовности как базовой ценности национального образования России.
Ключевые слова: духовная культура, духовная основа личности, духовность, ценность
Загрузить  | PDF, 836Kb
Духовно-нравственный потенциал материнства в приемной семье
Рассматривается роль приемной семьи в сохранении сущности материнства; определяются условия реализации духовно-нравственного потенциала приемных родителей; выявляются социально-педагогические средства, обеспечивающие обогащение образа матери у детей, оставшихся без попечения кровной семьи.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, приемная семья, приемное материнство
Загрузить  | PDF, 817Kb
Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе организации смыслотворческой деятельности учащихся
Раскрываются особенности организации процесса формирования духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках обществознания через ситуации смыслотворческой деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие обучающихся, базовые национальные ценности, ситуации смыслотворческой деятельности.
Загрузить  | PDF, 822Kb
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в современной России
Обосновывается актуальность духовно-нравственного воспитания как одного из компонентов системы образования в современной России.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, личность
Загрузить  | PDF, 814Kb
Педагогика духовности: взгляд с позиций гуманитарной педагогической парадигмы
Раскрывается сущность педагогики духовности с позиций гуманитарной педагогической парадигмы: перенос акцентов с психологических и социокультурных аспектов воспитания на его онтологические аспекты, трактовка воспитания как смысложизненного феномена, обращение к аксиологическому потенциалу воспитательных явлений, процессов и деятельности.
Ключевые слова: духовность, педагогика духовности, гуманитарная парадигма, смысл, ценности, культура
Загрузить  | PDF, 822Kb
Духовно-нравственные ориентиры социального воспитания детей и молодежи
Определены особенности социального воспитания человека в современной России. Рассмотрены сущность, задачи и условия духовно-нравственного воспитания гражданина.
Ключевые слова: социальное воспитание, духовность, духовно-нравственное воспитание личности, национальные ценности
Загрузить  | PDF, 821Kb
Возможности мультимедийных средств обучения в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников
В контексте преподавания основ православной культуры в начальной школе обосновывается понятие «мультимедийные средства обучения», а также показываются особенности использования мультимедийных средств обучения в рамках ситуационного подхода.
Ключевые слова: мультимедийные средства обучения, основы православной культуры, культурологический подход
Загрузить  | PDF, 822Kb
Экспликация и рефлексия этнонациональных установок у студентов в контексте нравственного развития
Рассматриваются этнонациональные установки. Проблема формирования и изменения установок обсуждается в контексте нравственного развития. Обоснована актуальность исследования этнонациональных установок у студентов. Представлены методические разработки, демонстрирующие возможность направленной экспликации установочных образований для их последующей рефлексии.
Ключевые слова: национальное самосознание, этнонациональные установки, экспликация, рефлексия, социально-возрастная группа, студенты
Загрузить  | PDF, 818Kb
Ценности как основа целеполагания в сфере духовно-нравственного воспитания
Рассматривается проблема формулирования цели-идеала в сфере духовно-нравственного воспитания на основе базовых национальных ценностей и с учетом содержательных характеристик духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, цель-идеал, целеполагание, базовые национальные ценности
Загрузить  | PDF, 820Kb
Формирование эмоционального интеллекта у младших школьников в образовательном процессе
Представлена модель процесса формирования эмоционального интеллекта у младших школьников, разработанная на основе гуманитарно-антропологического подхода. Показана специфика работы учителя начальных классов по формированию эмоционального интеллекта у младших школьников в образовательном процессе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, личностное развитие младшего школьника, опыт работы учителя начальных классов
Загрузить  | PDF, 830Kb
Специфика организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе
Рассматривается организация преподавания дисциплин духовно-нравственного характера в средних школах Волгоградской области. Описана история преподавания основ православной культуры в регионе, выявллены проблемы с организацией учебно-воспитательного процесса в данной образовательной области.
Ключевые слова: основы православной культуры, свобода совести, повышение квалификации педагогов, подготовка тьюторов
Загрузить  | PDF, 824Kb
Деятельность по укреплению здоровья c акцентом на развитие духовно-нравственной сферы дошкольников
Исследуются возможности непосредственно образовательной деятельности по укреплению здоровья для формирования двигательных и коммуникативных способностей как компонента духовно-нравственной сферы детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: непосредственно образовательная деятельность, коммуникативные способности, методика, подвижные игры.
Загрузить  | PDF, 821Kb
Роль государственной молодежной политики в духовно-нравственном воспитании молодежи
Анализируются причины увеличения роли государственной молодежной политики в духовно-нравственном воспитании молодежи, проводится сравнительная характеристика приоритетов российской и зарубежной государственной молодежной политики. Выявлены условия социального партнерства молодежи и государства в области духовно-нравственного воспитания общества.
Ключевые слова: социализация, государственная молодежная политика
Загрузить  | PDF, 821Kb
Обучающее управление школой университетского типа в посткатастрофической социокультурной среде
Анализируются концепция и опыт реализации в посткатастрофической социокультурной среде социально-педагогического образования и профессионального становления специалистов комплексных служб. Рассматриваются стратегии развития школ университетского типа, их миссия, модель и стадии развития системы обучающего управления в региональной системе образования.
Ключевые слова: комплексная социально-психологическая служба (КСПС); модель обучающего управления школой университетского типа; стратегия, миссия и стадии развития системы обучающего управления специалистов службы
Загрузить  | PDF, 822Kb
Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки
Дается представление о стратегических целях и образовательных приоритетах в воспитании духовно-нравственной личности будущего учителя; анализируется опыт использования образовательно-воспитательных технологий в духовно-нравственном воспитании студентов.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание студентов, технологии повышения педагогической компетентности будущих учителей в сфере духовно-нравственного воспитания школьников
Загрузить  | PDF, 818Kb
Духовность как компонент содержания высшего образования
Обосновывается актуальность духовно-нравственного воспитания как одного из компонентов содержания высшего образования; рассматриваются вопросы духовного воспитания студентов, представлены критерии нравственной воспитанности в системе образования
Ключевые слова: духовное воспитание студентов, духовность, нравственность, социализация
Загрузить  | PDF, 816Kb