№ 5 (64) 2019
31.10.19г.
Тема номера: I Международный психолого-педагогический форум Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России»
Выходные данные
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Загрузить  | PDF, 694Kb
«Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России»
СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья посвящена актуальному направлению модернизации дошкольного образования – художественно-эстетическому развитию как одному из основных средств духовно-нравственного, культурного воспитания личности. Обоснована и представлена система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе активного включения ребенка в деятельность художественно-эстетической направленности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольник, критерии и показатели эффективности развития духовно- нравственной сферы, система работы по художественно-эстетическому развитию, региональный компонент.
Загрузить  | PDF, 640Kb
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
Раскрывается понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся. Проанализирована динамика развития отдельных универсальных учебных коммуникативных действий у детей на этапе перехода из начальной школы в среднюю. Приводятся результаты реализации авторской программы, направленной на формирование коммуникативной компетентности у учащихся.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, универсальные учебные коммуникативные действия, коммуникация, интеракция, перцепция, взаимопомощь, взаимный контроль, умение договариваться, младшие школьники, подростки.
Загрузить  | PDF, 585Kb
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ДОНСКИХ КАЗАКОВ В СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматривается целесообразность интеграции фольклора в учебно-воспитательный процесс в сфере общего образования, особенности варьирования песенного фольклора донских казаков. Выделяются уровни сформированности навыка варьирования песенного фольклора донских казаков у старшеклассников. Описываются отдельные педагогические средства по формированию навыка варьирования.
Ключевые слова: песенный фольклор донских казаков, дополнительное общее образование, навык варьирования песенного фольклора донских казаков, этнические традиции культуры, смыслопоисковая деятельность.
Загрузить  | PDF, 554Kb
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ СЕБЯ КАК ЧЛЕНА СЕМЬИ
Отражены результаты исследования отдельных аспектов восприятия студентами себя как члена семьи и взаимосвязи между ними.
Ключевые слова: восприятие, самовосприятие, социальная перцепция, студенты, семейные отношения.
Загрузить  | PDF, 540Kb
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Представлен опыт использования различных форм смешанного и онлайн обучения при освоении студентами профиля «Психология образования» курса «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований». Рассмотрены психолого-педагогические, методические и технологические основания проектирования соответствующего онлайн-курса, организация экспериментальной работы по оценке его эффективности. Приведены эмпирические данные, позволяющие сделать отдельные выводы о сравнительной эффективности обучения в смешанном формате и с преимущественной работой студентов в онлайн-режиме.
Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, исследовательская компетентность, высшее образование, электронное обучение, онлайн-курс.
Загрузить  | PDF, 607Kb
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КАВКАЗСКАЯ МОДЕЛЬ ООН “ОЧАГ МИРА”»
Статья посвящена обоснованию необходимости использования социокультурного подхода для внедрения образовательных инноваций в поликультурной среде. Рассматриваются особенности «Кавказской модели ООН «Очаг мира» как профессионально ориентированной ролевой игры-конференции для формирования навыков публичной дипломатии.
Ключевые слова: современное образование, социокультурный контекст, поликультурное образование, публичная дипломатия, дипломатический профиль
Загрузить  | PDF, 565Kb
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Исследуется проблема формирования гуманистических ценностей современной студенческой молодежи в контексте серьезных преобразований общества. Автор, опираясь на исследования авторитетных ученых, делает попытку определить эффективные пути решения проблемы.
Ключевые слова: гуманизация, общество, студенческая молодежь, духовная культура, гуманистические ценности, общечеловеческая культура.
Загрузить  | PDF, 554Kb
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируется саморегуляция деятельности подростка с позиции требований ФГОС основного общего образования. Выявлены компоненты регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств подростков. Представлен рабочий проект программы, направленной на развитие саморегуляции подростков.
Ключевые слова: саморегуляция, подросток, процессы саморегуляции, регуляторно-личностные свойства, программа.
Загрузить  | PDF, 607Kb
Лингвистика
РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА «НЕУДАЧНИК» В АНГЛОЯЗЫЧНОМ КИНОДИСКУРСЕ
Рассматриваются вербальные и невербальные признаки коммуникативного поведения типизируемой личности неудачника. Типаж «неудачник» рассматривается с позиций лингвокультурологии и паралингвистики. Проводится контекстуальный анализ жестов и мимики персонажей художественных кинофильмов. Делается вывод об использовании персонажами-неудачниками жестов и мимики, выражающих отрицательные эмоции, а также лексем, несущих преимущественно отрицательный коммуникативный заряд в большинстве коммуникативных ситуаций, представленных в исследуемых кинофильмах.
Ключевые слова: лингвокультурология, лингвоконцептология, лингвоперсонология, аксиологическая лингвистика, теория лингвокультурных типажей, паралингвистика, жесты, мимика, лексика, междометия, лингвокультурный типаж «неудачник».
Загрузить  | PDF, 592Kb
Педагогика и методика обучения
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ (ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ) ЗАДАЧ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Рассматривается использование профессионально ориентированных (лингводидактических) задач в ходе текущего контроля для определения уровня сформированности лингводидактической компетенции бакалавра педагогического направления подготовки в рамках дисциплины «Методика обучения иностранному языку» (английский язык). Обосновывается целесообразность их применения в условиях перехода системы высшего образования на новые образовательные стандарты, обеспечивающие системные изменения в педагогическом образовании в соответствии с потребностями общества и государства, и ориентированные на подготовку современного методически грамотного учителя иностранного языка, готового эффективно реализовывать цели обучения иностранному языку.
Ключевые слова: профессионально ориентированные (лингводидактические) задачи, бакалавр педагогического направления подготовки, лингводидактическая компетенция, целостность методической и лингвистической подготовки, методика обучения иностранному языку, текущий контроль.
Загрузить  | PDF, 570Kb
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Анализируются технологические подходы к созданию инструментальных средств электронной информационно-образовательной среды. Приведены примеры систем управления контентом, обеспечивающих повышение качества образования и совершенствование образовательной деятельности.
Ключевые слова: WordPress, 1С-Битрикс, CMS, система управления контентом, электронная информационно- образовательная среда.
Загрузить  | PDF, 596Kb
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В MS ACCESS
Рассматриваются теоретические аспекты использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Описана авторская база данных электронного учебно-методического комплекса по информатике «Проверь себя». Показаны возможности ее применения в учебной деятельности.
Ключевые слова: информатика, цифровые образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, база данных, MS Access.
Загрузить  | PDF, 1384Kb
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СЕМЬЯ – ШКОЛА ЛЮБВИ»
Описывается модель школы взаимного обучения многодетных семей и молодежи «Семья – школа любви». Разработанная модель школы отличается от существующих оздоровительных и трудовых лагерей и краткосрочных школ круглосуточного пребывания многопрофильной направленностью и ведущим методическим принципом, основанным на триединстве человеческой природы. Эксперимент проводился в рамках долгосрочного проекта № 1802090 международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019».
Ключевые слова: школа взаимного обучения, система воспитания, методическая модель, православная педагогика, семья, семейные ценности.
Загрузить  | PDF, 614Kb
Экономика
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ЦЕЛЕЙ
Современное состояние и развитие экономики нашей страны способствует формированию эффективной системы управления персоналом на предприятиях различных форм собственности. По этой причине возникает необходимость дальнейшей разработки методов, а также формирования направлений эффективного использования персонала.
Ключевые слова: бизнес, образование, предпринимательство, персонал, управление, система контроля, эффективность, информационные ресурсы, баланс целей.
Загрузить  | PDF, 583Kb