Выходные данные
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
«Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России»
СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья посвящена актуальному направлению модернизации дошкольного образования – художественно-эстетическому развитию как одному из основных средств духовно-нравственного, культурного воспитания личности. Обоснована и представлена система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе активного включения ребенка в деятельность художественно-эстетической направленности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольник, критерии и показатели эффективности развития духовно-
нравственной сферы, система работы по художественно-эстетическому развитию, региональный компонент.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
Раскрывается понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся. Проанализирована динамика развития отдельных универсальных учебных коммуникативных действий у детей на этапе перехода из начальной школы в среднюю. Приводятся результаты реализации авторской программы, направленной на формирование коммуникативной компетентности у учащихся.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, универсальные учебные коммуникативные действия, коммуникация,
интеракция, перцепция, взаимопомощь, взаимный контроль, умение договариваться, младшие школьники, подростки.
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ДОНСКИХ КАЗАКОВ В СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматривается целесообразность интеграции фольклора в учебно-воспитательный процесс в сфере общего образования, особенности варьирования песенного фольклора донских казаков. Выделяются уровни сформированности навыка варьирования песенного фольклора донских казаков у старшеклассников. Описываются отдельные педагогические средства по формированию навыка варьирования.
Ключевые слова: песенный фольклор донских казаков, дополнительное общее образование, навык варьирования песенного
фольклора донских казаков, этнические традиции культуры, смыслопоисковая деятельность.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ СЕБЯ КАК ЧЛЕНА СЕМЬИ
Отражены результаты исследования отдельных аспектов восприятия студентами себя как члена семьи и взаимосвязи между ними.
Ключевые слова: восприятие, самовосприятие, социальная перцепция, студенты, семейные отношения.
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Представлен опыт использования различных форм смешанного и онлайн обучения при освоении студентами профиля «Психология образования» курса «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований». Рассмотрены психолого-педагогические, методические и технологические основания проектирования соответствующего онлайн-курса, организация экспериментальной работы по оценке его эффективности. Приведены эмпирические данные, позволяющие сделать отдельные выводы о сравнительной эффективности обучения в смешанном формате и с преимущественной работой студентов в онлайн-режиме.
Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, исследовательская компетентность, высшее образование, электронное обучение, онлайн-курс.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КАВКАЗСКАЯ МОДЕЛЬ ООН “ОЧАГ МИРА”»
Статья посвящена обоснованию необходимости использования социокультурного подхода для внедрения образовательных инноваций в поликультурной среде. Рассматриваются особенности «Кавказской модели ООН «Очаг мира» как профессионально ориентированной ролевой игры-конференции для формирования навыков публичной дипломатии.
Ключевые слова: современное образование, социокультурный контекст, поликультурное образование, публичная дипломатия, дипломатический профиль
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Исследуется проблема формирования гуманистических ценностей современной студенческой молодежи в контексте серьезных преобразований общества. Автор, опираясь на исследования авторитетных ученых, делает попытку определить эффективные пути решения проблемы.
Ключевые слова: гуманизация, общество, студенческая молодежь, духовная культура, гуманистические ценности, общечеловеческая культура.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируется саморегуляция деятельности подростка с позиции требований ФГОС основного общего образования. Выявлены компоненты регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств подростков. Представлен рабочий проект программы, направленной на развитие саморегуляции подростков.
Ключевые слова: саморегуляция, подросток, процессы саморегуляции, регуляторно-личностные свойства, программа.
Лингвистика
РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА «НЕУДАЧНИК» В АНГЛОЯЗЫЧНОМ КИНОДИСКУРСЕ
Рассматриваются вербальные и невербальные признаки коммуникативного поведения типизируемой личности неудачника. Типаж «неудачник» рассматривается с позиций лингвокультурологии и паралингвистики. Проводится контекстуальный анализ жестов и мимики персонажей художественных кинофильмов. Делается вывод об использовании персонажами-неудачниками жестов и мимики, выражающих отрицательные эмоции, а также лексем, несущих преимущественно отрицательный коммуникативный заряд в большинстве коммуникативных ситуаций, представленных в исследуемых кинофильмах.
Ключевые слова: лингвокультурология, лингвоконцептология, лингвоперсонология, аксиологическая лингвистика, теория лингвокультурных типажей, паралингвистика, жесты, мимика, лексика, междометия, лингвокультурный типаж «неудачник».
Педагогика и методика обучения
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ (ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ) ЗАДАЧ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Рассматривается использование профессионально ориентированных (лингводидактических) задач в ходе текущего контроля для определения уровня сформированности лингводидактической компетенции бакалавра педагогического направления подготовки в рамках дисциплины «Методика обучения иностранному языку» (английский язык). Обосновывается целесообразность их применения в условиях перехода системы высшего образования на новые образовательные стандарты, обеспечивающие системные изменения в педагогическом образовании в соответствии с потребностями общества и государства, и ориентированные на подготовку современного методически грамотного учителя иностранного языка, готового эффективно реализовывать цели обучения иностранному языку.
Ключевые слова: профессионально ориентированные (лингводидактические) задачи, бакалавр педагогического направления
подготовки, лингводидактическая компетенция, целостность методической и лингвистической подготовки, методика обучения иностранному языку, текущий контроль.
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Анализируются технологические подходы к созданию инструментальных средств электронной информационно-образовательной среды. Приведены примеры систем управления контентом, обеспечивающих повышение качества образования и совершенствование образовательной деятельности.
Ключевые слова: WordPress, 1С-Битрикс, CMS, система управления контентом, электронная информационно-
образовательная среда.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В MS ACCESS
Рассматриваются теоретические аспекты использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Описана авторская база данных электронного учебно-методического комплекса по информатике «Проверь себя». Показаны возможности ее применения в учебной деятельности.
Ключевые слова: информатика, цифровые образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, база
данных, MS Access.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СЕМЬЯ – ШКОЛА ЛЮБВИ»
Описывается модель школы взаимного обучения многодетных семей и молодежи «Семья – школа любви». Разработанная модель школы отличается от существующих оздоровительных и трудовых лагерей и краткосрочных школ круглосуточного пребывания многопрофильной направленностью и ведущим методическим принципом, основанным на триединстве человеческой природы. Эксперимент проводился в рамках долгосрочного проекта № 1802090 международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019».
Ключевые слова: школа взаимного обучения, система воспитания, методическая модель, православная педагогика, семья,
семейные ценности.
Экономика
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ЦЕЛЕЙ
Современное состояние и развитие экономики нашей страны способствует формированию эффективной системы управления персоналом на предприятиях различных форм собственности. По этой причине возникает необходимость дальнейшей разработки методов, а также формирования направлений эффективного использования персонала.
Ключевые слова: бизнес, образование, предпринимательство, персонал, управление, система контроля, эффективность,
информационные ресурсы, баланс целей.