Выходные данные
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Международный психолого-педагогический форум «Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций»
СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Описывается опыт создания службы психологической поддержки в период пандемии во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьева Столетовых.
Ключевые слова: Covid‑19, студенческая молодёжь, психологическая поддержка, дистанционное обучение, психологическая служба поддержки.
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируются основные компоненты эстетического вкуса, доказывается необходимость в развитии эстетического вкуса учащихся на уроках географии. Обобщается эстетический потенциал уроков географии в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: эстетический вкус, география, дистанционное обучение, эстетические знания, эстетические интересы, эстетический опыт.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматриваются основные понятия и принципы реализации дистанционного обучения. Более подробно описаны информационно-коммуникационные технологии, которые помогут реализовать дистанционную форму обучения как на базе платформы Moodle, так и на внешних сервисах. Выявлены и рассмотрены основные плюсы и минусы дистанционного образования.
Ключевые слова: информатизация образования, дистанционное обучение, обучение математике, информационно-коммуникационные технологии, образовательная парадигма.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ «ЭКОЛОГИЯ»
Анализируются методологические вопросы перехода образовательного процесса на онлайн-режим, рассматриваются достоинства и недостатки данного вида обучения на примере Воронежского государственного педагогического университета по экологическим направлениям подготовки студентов. Проводится анализ методов дистанционного обучения и их особенностей, а также сравнение методики работы в удаленном режиме в разных университетах города.
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн обучение, личный кабинет обучающегося, социальные сети, мессенджеры.
ВЛИЯНИЕ АУТОКОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлены результаты эмпирического исследования, направленные на изучение роли аутокомпетентности, как одной из ведущих компетентностей профессиональной деятельности педагога в условиях дистанционного образования. Описан опыт внедрения полученных практических результатов исследования в практику работы с педагогами в том числе и в дистанционном формате.
Ключевые слова: дистанционное образование, профессиональное развитие педагога, саморазвитие, самообразование, аутокомпетентность.
РОЛЬ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЛИКА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Раскрывается роль кадетских классов в формировании облика современной молодёжи и её значение в веке информационных технологий.
Ключевые слова: общее развитие кадета, проблемы формирования облика современной молодёжи, особенности каждого кадета, подготовка и культура воспитания, роль кадетов в жизни общества, профессиональная ориентация подростков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ GEOGEBRA В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Рассмотрены актуальные вопросы проектирования методической системы дистанционного обучения математике. Предложены фрагменты методической разработки по изучению темы «Квадратичная функция» с применением возможностей динамической среды GeoGebra.
Ключевые слова: технология дистанционного обучения, математика, квадратичная функция, GeoGebra, интерактивные технологии.
РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Рассматривается применение мобильных технологий при организации проектной деятельности обучающихся. Предлагается пример разработки мобильного приложения в среде визуального программирования App Inventor в рамках изучения основ алгоритмизации и программирования.
Ключевые слова: алгоритмизация, программирование проектная деятельность, мобильные приложения, App Inventor.
"История и современное состояние географических исследований Нижнего Поволжья и сопредельных территорий"
СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ КИКВИДЗЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются основные геоэкологические проблемы на территории Киквидзенского района.
Ключевые слова: геоэкологические проблемы, загрязнения, пожары, антропогенные преобразования, транспортная, селитебная, хозяйственная нагрузка.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Освещаются вопросы, связанные с сущностью и содержанием духовно-нравственного воспитания будущих учителей. Рассмотрены основные позиции исследователей в отношении категорий духовности и нравственности, педагогических ценностей, формирование духовно-нравственных ценностей через системно-организованную деятельность в вузе.
Ключевые слова: духовность, нравственность, педагогические ценности, воспитание, духовно-нравственное развитие, личность.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (В ПРЕДЕЛАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ): ОТ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ 1768–1774 ГГ. ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГГ.
Кратко изложена история исследования минеральных ресурсов Волгоградской области, охватывающая время со второй половины XVIII в. до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Особенно с 1917 по 1945 гг.
Ключевые слова: Академические экспедиции 1768–1774 гг., полезные ископаемые, фосфориты, Нижнее Поволжье, Волго-Донское Поречье, Область Войска Донского, Саратовская губерния, Царицынская губерния, Сталинградская губерния, Волга, Дон, Хопёр, Медведица, Иловля, Эльтон.
Исторические науки
КАЗАЧЬИ ГОРОДКИ МАЛОЙ ИЗЛУЧИНЫ ДОНА И ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД
Рассматриваются найденные вещи петровского периода, встреченные при раскопках и разведках ранних поселениях казачества Малой излучины Дона. Большая часть археологических объектов еще не изучена и не известна. К этой категории памятников относятся и первичные места обитания казаков. Пополнить же исторический материал того или иного населенного пункта можно только при проведении официальных, квалифицированных археологических раскопок.
Ключевые слова: Царицын, Старогригорьевский казачий городок, нумизматика, керамика, археология, Иловлинский городок, нелегальные раскопки, антиквариат.
Культурология
ОРГАНИЗАЦИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ И АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В РЕЛИГИОЗНОМ ЛАНДШАФТЕ СОВРЕМЕННОГО ВОЛГОГРАДА
Рассматривается деятельность религиозных организаций Римско-католической и Армянской апостольской церквей. Анализируются численность и демографический состав верующих. Рассматриваются направления и конкретные формы социальной помощи, оказываемой религиозными организациями, а также аспекты религиозного образования и воспитания детей и молодежи. Дается оценка перспектив развития религиозных организаций в ближайшем будущем.
Ключевые слова: религиозный ландшафт современного Волгограда, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, религиозная организация, демографический состав верующих, религиозное образование и воспитание, социальная помощь населению.
Педагогические науки и психология
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Обозначается нарастающая проблема межнационального общения среди российских школьников, главное внимание обращено на решение этих проблем путем интегрированных технологий в предметной области «Технология» и дается их характеристика. Особое внимание уделяется описанию процесса интегрирования в технологическое образование средств воспитания культуры межнационального общения у школьников.
Ключевые слова: интегрированные технологии, интегрированный подход, технологическое образование, культура межнационального общения, национальная культура.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПОНЕНТНОГО АНАЛИЗА СЕМАНТИКИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается применение компонентного анализа семантики фразеологических единиц в методике изучения фразеологии в начальной школе. Выделяется несколько направлений в рамках заявленной методики. Указывается на способность анализа лексических единиц в структуре фразеологизмов выделять семантические компоненты фразеологического значения.
Ключевые слова: компонентный анализ, дефиниции фразеологизмов, классификация фразеологизмов, систематизация семантики фразеологических единиц, семантические признаки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассмотрены психологические особенности женщин, воспитывающих детей с инвалидностью. Описана комплексная программа помощи матерям, в которую входят: спортивно-оздоровительный, социально-педагогический, анимационный (досуговый), социально-психологический блок. Подробно раскрыты направления психологической поддержки. Проанализированы изменения в эмоциональной, физической, творческой и коммуникативной сфере женщин.
Ключевые слова: ребенок-инвалид, родители детей с инвалидностью, семья больного ребенка, матери детей с ОВЗ, психологические особенности женщин, комплексная поддержка, психологическая помощь.
Филологические науки
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗООНИМОСОДЕРЖАЩИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ЯЗЫКОВ
Данная статья направлена на анализ зоонимосодержащих фразеологизмов. Учитывая тесное взаимодействие человека и животного, последние получили символизацию в лингвокультуре, животному приписывали характер человека. Новизна исследования заключается в анализе фразеологических единиц на материале двух языков: китайской и русской.
Ключевые слова: сравнительный анализ, лингвокультурная специфика, зоонимосодержащий фразеологизм, китайские студенты, фразеологическая единица.
АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МЕДИЙНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА
Объектом настоящего исследования является медийно-развлекательный дискурс. Целью статьи является обоснование аспектного изучения дискурса. Приводится краткий анализ концептуального и исторического аспектов медийно-развлекательного дискурса.
Ключевые слова: медийно-развлекательный дискурс, развлекательное телевидение, исторический аспект анализа, концептуальный аспект, массовая культура, массовый адресат.
ШИББОЛЕТЫ И ИХ ТИПОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ США
Статья посвящена выявлению и описанию основных типов шибболетов. Автором даётся понятие шибболетов. Характеризуются особенности функционирования фонологических и лексических шибболетов в американской речи. Анализируются перспективы дальнейшего развития проблематики исследования.
Ключевые слова: шибболеты, лингвистический маркер, лингвистический пароль, фонологический шибболет, лексический шибболет.
НОВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ КАК ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Проводится анализ современных английских социологических терминов и переводных заимствований в русском языке с точки зрения их формы и концептуального содержания, степени их закрепленности в социологическом тезаурусе и возможности адекватного перевода терминологического значения с английского языка на русский. Выявляются переводческие ошибки, а также предлагаются пути решения переводческих проблем.
Ключевые слова: социологический термин, терминологическая система социологии, концепт, неологизм, перевод.
Рецензии
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Н.А. ПРОМ «ФАКТУАЛИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИАДИСКУРСЕ: ХАРАКТЕРИСТИКИ, ТИПЫ, СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ». ВОЛГОГРАД: ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2020. 188 С.)