№ 3 (13) 2011
28.12.11г.
Педагогика
Какое образование сообразно человеку?
Описываются роли заказчиков образования, раскрывается сущность человекосообразного образования, а также излагаются принципы научной школы человекосообразного образования.
Ключевые слова: образование, миссия человека, принцип человекосообразности образования.
Загрузить  | PDF, 850Kb
Гуманитарные аспекты национально-культурной самореализации будущего педагога в условиях высшей школы
Анализируются основные направления реформирования современного российского образования, поясняется роль гуманитаризации образования в качестве фактора, определяющего самореализацию будущего педагога.
Ключевые слова: педагог, самореализация, гуманитаризация, регионализация, мультикультурное образование.
Загрузить  | PDF, 841Kb
Ситуации формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента на этапе довузовской подготовки
Приведено научное понимание профессионально-языковой компетентности и условий ее формирования в процессе довузовской подготовки, которые складываются в дидактическую ситуацию. Выявлены стадии развития ситуации, каждой из которых соответствует определенный тип учебно-познавательных задач.
Ключевые слова: компетентность, профессионально-языковая, ситуация, стадия.
Загрузить  | PDF, 835Kb
Закономерности формирования компетентности инженера при оптимизации обучения профессиональным дисциплинам
Рассмотрены возможности использования закономерностей компетентностного и целевого подходов в оптимизации профессионального обучения студентов инженерно-технических вузов. Показано, что при формировании компетентности выпускников инженерно-технических вузов преподаватели используют варианты обучения, основанные как на субъективных, так и на объективных закономерностях образовательного процесса.
Ключевые слова: компетентностный подход, целевое обучение, образовательный маршрут, образовательная траектория.
Загрузить  | PDF, 861Kb
Семья как ценность в трудах отечественных философов
Рассмотрена проблема семьи в контексте ценностного подхода. Проведен анализ трудов отечественных философов в аспекте ценности семьи.
Ключевые слова: семья, ценностное отношение, ценность, ценностный подход, философия.
Загрузить  | PDF, 834Kb
Условия эффективности воспитательного процесса в высшей школе
Представлены результаты научного поиска в области целевых ориентиров, содержания, технологий осуществления воспитания в высшей школе, приоритетом которого является работа по самопознанию и развитию смыслопоисковой сферы личности будущего специалиста.
Ключевые слова: личностно-развивающее воспитание, личностные качества и виды личностного опыта, закономерности и принципы развития личности, жизненная ситуация, проблемы студенчества.
Загрузить  | PDF, 893Kb
Педагогическая помощь как одна из тактик педагогической деятельности
Рассматривается важность педагогической поддержки студентов колледжа в среднем профессиональном образовательном учреждении. Педагогическая помощь в преодолении возникающих затруднений должна быть адресной и направленной на изменение (дополнение) субъекта, а не содержания и процесса образования. Помощь студентам заключается в изучении индивидуального стиля, выявлении затруднений и их причин.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, гуманитарное образовательное пространство, педагогическое взаимодействие, препятствие, педагогическая помощь, гуманитаризация, педагогическое руководство, педагогическое сопровождение.
Загрузить  | PDF, 821Kb
Социальная работа
Социальная терапия как художественно-творческая технология социальной работы с инвалидами
Анализируется арт-терапия как компонент технологии социальной терапии в социальной работе с инвалидами. Описаны приемы и направления работы с инвалидами в процессе сказкотерапии, библиотерапии, музыкотерапии, имаготерапии, изотерапии.
Ключевые слова: социальная работа с инвалидами, социальная терапия, технология, сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, изотерапия, фольклоротерапия.
Загрузить  | PDF, 829Kb
Элементы арт-терапии как ресурс повышения профессиональной компетенции социального работника
Рассматриваются аспекты профессионального взаимодействия специалиста и клиента в процессе арт-терапевтической работы. Описывается потенциал творческих методов в профессиональной подготовке и профилактике профессионального выгорания специалистов социальной работы.
Ключевые слова: арт-терапия, социальная ситуация клиента, экосистемная модель, творческие методы, профессиональные компетенции, профессиональное выгорание, саморефлексия.
Загрузить  | PDF, 833Kb
Музыкально-творческое развитие личности специалиста: эстетико-семиотический подход
Анализируется эстетико-семиотический подход к развитию и воспитанию музыкально-творческой личности на разных ступенях образования. Рассматриваются основные понятия этого подхода. Представлена модель музыкально-творческого развития личности обучающегося, воспитанника в образовательном процессе.
Ключевые слова: эстетико-семиотический подход, гуманизация образования, музыкальное искусство, творческая личность, вторичная музыкальная личность, музыкально-творческая среда.
Загрузить  | PDF, 848Kb
Социальная реабилитация наркозависимых подростков в учреждении здравоохранения средствами художественно-творческой деятельности
Рассматриваются организация и содержание социальной реабилитации наркозависимых подростков в ГУЗ «Волгоградская областная наркологическая больница». Анализируются возможности использования средств художественно-творческой деятельности в социальной реабилитации наркозависимых подростков. Представлен опыт реализации индивидуальной и групповой реабилитационной программы на базе амбулаторно-реабилитационного отделения.
Ключевые слова: наркомания, аддиктивное поведение, социальная реабилитация наркозависимых, художественно-творческая деятельность, импровизация, инсценировка, коллаж, анимация, лепка.
Загрузить  | PDF, 830Kb
Художественно-творческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: целостный подход
Рассматриваются художественно-творческие технологии в аспекте практической помощи клиентам и формирования профессиональной компетентности специалистов социальной работы. Описана система формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы за счет создания условий для реализации педагогического потенциала художественно-творческих технологий как системообразующего средства.
Ключевые слова: художественно-творческие технологии, профессиональная компетентность, этапы формирования профессиональной компетентности, кинокритика, драматические игры, изобразительные технологии, творческая мастерская, культурный проект.
Загрузить  | PDF, 833Kb
Формирование жизненных устремлений детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкальной деятельности
Представлены основные научные подходы к изучению возможностей музыкальной деятельности в социализации молодежи. Изложены результаты исследования музыкальной деятельности как средства социализации личности в условиях профессионального лицея. Описан опыт реализации комплексной социально-педагогической программы «Музыкальная гостиная».
Ключевые слова: социализация, музыка, социальная адаптированность, музыкальные предпочтения, социально-педагогический подход, социальная идентификация, уровень музыкальных способностей.
Загрузить  | PDF, 835Kb
Физиология
Возрастное развитие функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы подростков
Рассматриваются возрастные изменения показателей центральной гемодинамики у подростков 10 – 14 лет в зависимости от степени биологической зрелости.
Ключевые слова: функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, подростковый возраст, нейро-эндокринная перестройка, ударный объем, частота сердечных сокращений, минутный объем крови.
Загрузить  | PDF, 857Kb
Филология
Концепт «гламур» в массовом развлекательном нарративе
Рассматривается концепт «гламур», определяется его значимость для русской лингвокультуры на современном этапе. Выявляются типичные словоупотребления изучаемой лексемы в текстах развлекательного нарратива, анализируется ценностная сторона концепта.
Ключевые слова: концепт, развлекательный нарратив, заимствование, коннотация, лексема, массовая культура.
Загрузить  | PDF, 855Kb
Базовые характеристики интериоризованного дискурса
Интериоризованный дискурс рассматривается как отражение внутренней речи и мыслей персонажа в тексте художественного произведения. Описываются базовые характеристики такого типа дискурса.
Ключевые слова: интериоризованный дискурс, экстериоризованный дискурс, внутренняя речь, художественное произведение, авторский замысел, глубина интериоризации.
Загрузить  | PDF, 868Kb
Философия
Социально-экономическая картина мира
Рассматриваются понятие и структура социально-экономической картины мира, ее основные и специальные черты. Анализируется представление об идеальном социально-экономическом устройстве и справедливости в русском общественном сознании начала и конца XX в.
Ключевые слова: социально-экономическая картина мира, ценность, потребности, потребительский идеал, производственные отношения, социальные трансформации, справедливость.
Загрузить  | PDF, 875Kb
Устойчивость научных теорий: теоретико-системное видение проблемы
Анализируется проблема устойчивости научных теорий. Дается сравнительный анализ классических и неклассических теорий с позиции их устойчивости и изменчивости с целью выявить пути минимизации научной теории.
Ключевые слова: теория, главный признак минимальности научных теорий, устойчивость и неустойчивость теории, деформация теории.
Загрузить  | PDF, 844Kb
Экономика
Кадровый аудит как инструмент реструктуризации кадрового потенциала предприятия
Раскрывается понятие о кадровом аудите, выступающем в качестве инструмента реструктуризации кадрового потенциала предприятия. Приводится историческая справка аудита, определяются его типы, предмет и направления.
Ключевые слова: аудит, финансовый аудит, промышленный аудит, аудит знаний, аудит персонала, институализация, персонал, кризисное предприятие, реструктуризация, кадровый потенциал, ядро аудита.
Загрузить  | PDF, 1536Kb