Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы
Предисловие к
разделу "Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие,
проблемы и перспективы"
Ключевые слова: конференция, речевая коммуникация, социализация
Организация логопедической работы с детьми раннего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в оздоровительном учреждении санаторного типа
Описывается организация логопедической работы с дошкольниками с ДЦП в оздоровительном учреждении санаторного типа, раскрывается важная роль комплексного воздействия специалистов различного профиля на развитие речи таких детей.
Ключевые слова: ранний возраст, логопедическая работа, методы логопедического воздействия,
требования к проведению артикуляционных упражнений
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений о необходимости
проведения здоровьесберегающих мероприятий для детей с аллергическими заболеваниями
Приведены результаты социологического опроса воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда о необходимости проведения здоровьесберегающих мероприятий в специализированных группах для детей с аллергическими заболеваниями.
Ключевые слова: аллергические заболевания, специализированные группы, гипоаллергенный быт
«Отщепенец» и «безродный космополит» как антонимы лингвоидеологемы «народ»
На материале русской лексикографии и текстов Национального корпуса русского языка исследуется антонимическая периферия идеологемы «народ». Описываются этимология, семантическая эволюция и речевое употребление таких лексических единиц, как «отщепенец», «безродный космополит» и «Иван не помнящий родства».
Ключевые слова: народ, лингвоидеологема, антонимическая периферия, отщепенец, безродный
Современные коммуникации и задачи учителя-логопеда в работе с детьми
Описаны распространенные признаки нарушения речи детей, усугубленные манипулированием информацией в сети Интернет, запаздыванием кристаллизации смыслов, развитием информационной аномии.
Ключевые слова: коммуникация, информационная аномия, восстановление речи, логопедия, индивидуальный подход
Клинико-психопатологические и экспериментально-патопсихологические аспекты речевых нарушений детского и подросткового возраста
Рассматриваются отношения «речевых» пациентов с врачом, их лечение в стационаре, психотерапия как социальные условия, способные повлиять на комплекс «речевой диагноз – диагноз психического расстройства».
Ключевые слова: нарушения речевого общения, речевой диагноз, функциональная система,
системный подход, психотерапия
Типы ритмических моделей прозаических текстов
Обсуждается понятие ритмической матрицы прозаического текста, рассматриваются ритмические
модели – фоническая, лексическая, морфологическая и интонационная.
Ключевые слова: прозаический текст, ритмические единицы, ритмическая организация, ритмическая модель
Речевая коммуникация: дискурсивный аспект
Рассматривается дискурсивное измерение речевой коммуникации. Анализируются подходы к пониманию дискурса с учетом достижений лингвистики текста, прагмалингвистики, социолингвистики, лингвокультурологии, лингвосемиотики, теории речевых жанров и теории дискурса.
Ключевые слова: коммуникация, текст, дискурс, социолингвистика, лингвокультурология, прагмалингвистика
Аксиомы коммуникации в анализе социальных интеракций
Характеризуются возможности аксиом коммуникации, предложенных П. Вацлавиком, Д. Бивин
и Д. Джексоном для проведения семейной психотерапии, в рассмотрении коммуникации как функциональной
плоскости культурной семиосферы, а также предлагается новая формула изучения процесса
вербального взаимодействия.
Ключевые слова: межличностная, социокультурная, этнокультурная коммуникация,
менталитет, интеракция
Технические средства коррекции нарушений слуха у детей как необходимое условие развития коммуникативных способностей
Обосновывается необходимость адекватного слухопротезирования для развития коммуникативных
способностей у детей с нарушением слуха при проведении педагогической коррекции.
Ключевые слова: технические средства, тугоухость, дети, речь, коррекция, слуховые аппараты,
слухопротезирование, коммуникативные способности
Концепт "дискурсивная личность": междисциплинарная параметризация
Доказывается, что в описание дискурсивной личности должен включаться интеракциональный фактор,
проявляющий и мотивирующий (с позиций дискурсивной психологии, психолингвистики, социолингвистики,
лингвокультурологии) интерактивное пребывание личности в широком и многообразном
коммуникативном пространстве
Ключевые слова: дискурс, дискурсивная личность, языковая личность, ментальный фактор, интеракция,
лингвоперсонология
Творческий подход к подбору материала для занятий по системе М. Монтессори
Рассматриваются формы работы с сенсорным и социально-бытовым материалом Монтессори,
адаптированным для занятий со старшеклассниками в условиях Центра реабилитации детей-инвалидов.
Представлен творческий подход к разработке нового стимульного материала с учетом принципов
педагогики М. Монтессори.
Ключевые слова: творческий подход, материал Монтессори, старшие подростки, вариативное мышление,
зрительно-моторная координация
Нарушения речи у детей с пароксизмальными состояниями: клинико-психологический аспект
Освещаются вопросы нарушения речи у детей с пароксизмальными состояниями, результаты современных
зарубежных и отечественных психологических исследований речевых нарушений при эпилепсии, поднимается
проблема необходимости изучения патологии речи при неэпилептических пароксизмальных состояниях.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, нарушения речи, пароксизмальные состояния, эпилепсия,
неэпилептические пароксизмальные состояния
Педагогика
Специфика стиля учебно-профессиональной деятельности учителя
начальных классов: содержательный и процессуальный аспекты
Описывается проявление специфики стиля учебно-профессиональной деятельности будущего учителя
начальных классов, учет которой позволяет преодолевать трудности в личностно-профессиональном
развитии на этапе вузовского обучения и минимизировать возможные трудности в будущей
профессиональной деятельности.
Ключевые слова: стиль, учебно-профессиональная деятельность, субъектность,
личностно-профессиональное развитие
Разработка и использование антинаркотических задач
в практике педагогической работы
Обосновывается необходимость внедрения в педагогическую практику эффективных технологий,
обеспечивающих антинаркотическую устойчивость детей и молодежи.
Ключевые слова: наркомания, педагогическая профилактика, задачи с антинаркотическим содержанием
Методика организации школьного физического эксперимента
на основе системно-деятельностного подхода
Представлена методика организации физического эксперимента на основе системно-деятельностного
подхода. Выделен специфический вид физических задач – контекстные экспериментальные.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, компетенции, теория и методика обучения физике,
учебный физический эксперимент, контекстная физическая задача
Обучение школьников поиску идеи решения геометрической задачи
различными способами
Освещена проблема реализации методической системы обучения решению алгебраических и геометрических
задач различными способами как средства повышения качества математического образования школьников.
Выделены и описаны основные цели и методика обучения школьников решению математических задач
различными способами.
Ключевые слова: цель обучения, методика обучения решению задач, способ решения задачи, система задач
Графическая интерпретация математических фактов как условие
преемственности обучения математическому анализу в школе и вузе
Рассмотрены проблема изучения курса начал анализа и способ ее решения. Проанализировано содержание
школьных учебников с точки зрения наличия графической интерпретации фактов. Приведены примеры
достаточного признака возрастания и убывания функции, теоремы Ферма, теоремы Вейерштрасса
в графической интерпретации.
Ключевые слова: преемственность обучения, математический анализ, графическая интерпретация,
график функции
Реализация идей диалога культур при подготовке будущих учителей:
концептуальные положения и особенности проектирования
педагогического взаимодействия
Анализируются сущностные характеристики диалога культур, значимые с точки зрения профессиональной
подготовки будущих учителей, характеризуются ценности, составляющие содержательную основу
диалога культур.
Ключевые слова: непрерывное образование, диалог культур, профессионально-педагогические ценности
К вопросу о профессиональной подготовке магистров в контексте
федеральных государственных образовательных стандартов третьего
поколения
Рассматривается подготовка учителей начальных классов в рамках компетентностного подхода,
осмысляются пути обновления преподавания в контексте федеральных государственных образовательных
стандартов третьего поколения.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, современные образовательные технологии,
профессиональная подготовка
Филология
Отражение фольклорного концепта «Труд» в языке русской
и болгарской народной сказки
Рассмотрена репрезентация концепта «Труд» в русских и болгарских народных сказках, анализируется
отношение к труду в обеих культурах.
Ключевые слова: труд, языковая картина мира, паремия, сказка
Современные представления о полевых структурах в языке
Излагаются основы теории полевых структур в языке, отмечаются основные характеристики поля,
а также приводятся классификации поля. Большое внимание уделяется теории семантического поля
и основному показателю полевых структур.
Ключевые слова: полевые структуры, ядро, периферия, ядерные семы, периферийные семы, лексическое
значение слова
Коммуникативная категория «откровенность»:
лингвоэкологический аспект
На основе анализа результатов проведенного опроса выявлены дифференциальные признаки понятия
«откровенность», рассмотрена роль адресата откровенности, поставлен вопрос о том, насколько
откровенность в межличностном взаимодействии способствует гармоничным отношениям и обусловливает
экологичность коммуникации.
Ключевые слова: доверие, искренность, лингвоэкология, откровенность, экологичная коммуникация
Проблема массовой литературы в отечественном литературоведении
Раскрывается многозначность понятия «массовая литература» в историческом развитии,
рассматриваются различные интерпретации и основные этапы изучения данного феномена в отечественном
литературоведении.
Ключевые слова: массовая литература, писатели «второго ряда», социально-эстетический антагонизм,
эстетико-художественная ценность
Хроника
Общероссийский научно-теоретический семинар «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве»
Ключевые слова: семинар, лингвоэкология