Главная| Редакция| Авторам
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1
2
3


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№1 (21) 2013
14.02.13 г.
Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы
Предисловие к разделу "Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы"
Ключевые слова: конференция, речевая коммуникация, социализация
Загрузить | PDF, 786 Kb
Организация логопедической работы с детьми раннего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в оздоровительном учреждении санаторного типа
Описывается организация логопедической работы с дошкольниками с ДЦП в оздоровительном учреждении санаторного типа, раскрывается важная роль комплексного воздействия специалистов различного профиля на развитие речи таких детей.
Ключевые слова: ранний возраст, логопедическая работа, методы логопедического воздействия, требования к проведению артикуляционных упражнений
Загрузить | PDF, 930 Kb
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений о необходимости проведения здоровьесберегающих мероприятий для детей с аллергическими заболеваниями
Приведены результаты социологического опроса воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда о необходимости проведения здоровьесберегающих мероприятий в специализированных группах для детей с аллергическими заболеваниями.
Ключевые слова: аллергические заболевания, специализированные группы, гипоаллергенный быт
Загрузить | PDF, 943 Kb
«Отщепенец» и «безродный космополит» как антонимы лингвоидеологемы «народ»
На материале русской лексикографии и текстов Национального корпуса русского языка исследуется антонимическая периферия идеологемы «народ». Описываются этимология, семантическая эволюция и речевое употребление таких лексических единиц, как «отщепенец», «безродный космополит» и «Иван не помнящий родства».
Ключевые слова: народ, лингвоидеологема, антонимическая периферия, отщепенец, безродный
Загрузить | PDF, 958 Kb
Современные коммуникации и задачи учителя-логопеда в работе с детьми
Описаны распространенные признаки нарушения речи детей, усугубленные манипулированием информацией в сети Интернет, запаздыванием кристаллизации смыслов, развитием информационной аномии.
Ключевые слова: коммуникация, информационная аномия, восстановление речи, логопедия, индивидуальный подход
Загрузить | PDF, 930 Kb
Клинико-психопатологические и экспериментально-патопсихологические аспекты речевых нарушений детского и подросткового возраста
Рассматриваются отношения «речевых» пациентов с врачом, их лечение в стационаре, психотерапия как социальные условия, способные повлиять на комплекс «речевой диагноз – диагноз психического расстройства».
Ключевые слова: нарушения речевого общения, речевой диагноз, функциональная система, системный подход, психотерапия
Загрузить | PDF, 937 Kb
Типы ритмических моделей прозаических текстов
Обсуждается понятие ритмической матрицы прозаического текста, рассматриваются ритмические модели – фоническая, лексическая, морфологическая и интонационная.
Ключевые слова: прозаический текст, ритмические единицы, ритмическая организация, ритмическая модель
Загрузить | PDF, 954 Kb
Речевая коммуникация: дискурсивный аспект
Рассматривается дискурсивное измерение речевой коммуникации. Анализируются подходы к пониманию дискурса с учетом достижений лингвистики текста, прагмалингвистики, социолингвистики, лингвокультурологии, лингвосемиотики, теории речевых жанров и теории дискурса.
Ключевые слова: коммуникация, текст, дискурс, социолингвистика, лингвокультурология, прагмалингвистика
Загрузить | PDF, 982 Kb
Аксиомы коммуникации в анализе социальных интеракций
Характеризуются возможности аксиом коммуникации, предложенных П. Вацлавиком, Д. Бивин и Д. Джексоном для проведения семейной психотерапии, в рассмотрении коммуникации как функциональной плоскости культурной семиосферы, а также предлагается новая формула изучения процесса вербального взаимодействия.
Ключевые слова: межличностная, социокультурная, этнокультурная коммуникация, менталитет, интеракция
Загрузить | PDF, 944 Kb
Технические средства коррекции нарушений слуха у детей как необходимое условие развития коммуникативных способностей
Обосновывается необходимость адекватного слухопротезирования для развития коммуникативных способностей у детей с нарушением слуха при проведении педагогической коррекции.
Ключевые слова: технические средства, тугоухость, дети, речь, коррекция, слуховые аппараты, слухопротезирование, коммуникативные способности
Загрузить | PDF, 945 Kb
Концепт "дискурсивная личность": междисциплинарная параметризация
Доказывается, что в описание дискурсивной личности должен включаться интеракциональный фактор, проявляющий и мотивирующий (с позиций дискурсивной психологии, психолингвистики, социолингвистики, лингвокультурологии) интерактивное пребывание личности в широком и многообразном коммуникативном пространстве
Ключевые слова: дискурс, дискурсивная личность, языковая личность, ментальный фактор, интеракция, лингвоперсонология
Загрузить | PDF, 932 Kb
Творческий подход к подбору материала для занятий по системе М. Монтессори
Рассматриваются формы работы с сенсорным и социально-бытовым материалом Монтессори, адаптированным для занятий со старшеклассниками в условиях Центра реабилитации детей-инвалидов. Представлен творческий подход к разработке нового стимульного материала с учетом принципов педагогики М. Монтессори.
Ключевые слова: творческий подход, материал Монтессори, старшие подростки, вариативное мышление, зрительно-моторная координация
Загрузить | PDF, 933 Kb
Нарушения речи у детей с пароксизмальными состояниями: клинико-психологический аспект
Освещаются вопросы нарушения речи у детей с пароксизмальными состояниями, результаты современных зарубежных и отечественных психологических исследований речевых нарушений при эпилепсии, поднимается проблема необходимости изучения патологии речи при неэпилептических пароксизмальных состояниях.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, нарушения речи, пароксизмальные состояния, эпилепсия, неэпилептические пароксизмальные состояния
Загрузить | PDF, 931 Kb
Педагогика
Специфика стиля учебно-профессиональной деятельности учителя начальных классов: содержательный и процессуальный аспекты
Описывается проявление специфики стиля учебно-профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, учет которой позволяет преодолевать трудности в личностно-профессиональном развитии на этапе вузовского обучения и минимизировать возможные трудности в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: стиль, учебно-профессиональная деятельность, субъектность, личностно-профессиональное развитие
Загрузить | PDF, 936 Kb
Разработка и использование антинаркотических задач в практике педагогической работы
Обосновывается необходимость внедрения в педагогическую практику эффективных технологий, обеспечивающих антинаркотическую устойчивость детей и молодежи.
Ключевые слова: наркомания, педагогическая профилактика, задачи с антинаркотическим содержанием
Загрузить | PDF, 940 Kb
Методика организации школьного физического эксперимента на основе системно-деятельностного подхода
Представлена методика организации физического эксперимента на основе системно-деятельностного подхода. Выделен специфический вид физических задач – контекстные экспериментальные.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, компетенции, теория и методика обучения физике, учебный физический эксперимент, контекстная физическая задача
Загрузить | PDF, 954 Kb
Обучение школьников поиску идеи решения геометрической задачи различными способами
Освещена проблема реализации методической системы обучения решению алгебраических и геометрических задач различными способами как средства повышения качества математического образования школьников. Выделены и описаны основные цели и методика обучения школьников решению математических задач различными способами.
Ключевые слова: цель обучения, методика обучения решению задач, способ решения задачи, система задач
Загрузить | PDF, 1117 Kb
Графическая интерпретация математических фактов как условие преемственности обучения математическому анализу в школе и вузе
Рассмотрены проблема изучения курса начал анализа и способ ее решения. Проанализировано содержание школьных учебников с точки зрения наличия графической интерпретации фактов. Приведены примеры достаточного признака возрастания и убывания функции, теоремы Ферма, теоремы Вейерштрасса в графической интерпретации.
Ключевые слова: преемственность обучения, математический анализ, графическая интерпретация, график функции
Загрузить | PDF, 1720 Kb
Реализация идей диалога культур при подготовке будущих учителей: концептуальные положения и особенности проектирования педагогического взаимодействия
Анализируются сущностные характеристики диалога культур, значимые с точки зрения профессиональной подготовки будущих учителей, характеризуются ценности, составляющие содержательную основу диалога культур.
Ключевые слова: непрерывное образование, диалог культур, профессионально-педагогические ценности
Загрузить | PDF, 941 Kb
К вопросу о профессиональной подготовке магистров в контексте федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения
Рассматривается подготовка учителей начальных классов в рамках компетентностного подхода, осмысляются пути обновления преподавания в контексте федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, современные образовательные технологии, профессиональная подготовка
Загрузить | PDF, 943 Kb
Филология
Отражение фольклорного концепта «Труд» в языке русской и болгарской народной сказки
Рассмотрена репрезентация концепта «Труд» в русских и болгарских народных сказках, анализируется отношение к труду в обеих культурах.
Ключевые слова: труд, языковая картина мира, паремия, сказка
Загрузить | PDF, 962 Kb
Современные представления о полевых структурах в языке
Излагаются основы теории полевых структур в языке, отмечаются основные характеристики поля, а также приводятся классификации поля. Большое внимание уделяется теории семантического поля и основному показателю полевых структур.
Ключевые слова: полевые структуры, ядро, периферия, ядерные семы, периферийные семы, лексическое значение слова
Загрузить | PDF, 944 Kb
Коммуникативная категория «откровенность»: лингвоэкологический аспект
На основе анализа результатов проведенного опроса выявлены дифференциальные признаки понятия «откровенность», рассмотрена роль адресата откровенности, поставлен вопрос о том, насколько откровенность в межличностном взаимодействии способствует гармоничным отношениям и обусловливает экологичность коммуникации.
Ключевые слова: доверие, искренность, лингвоэкология, откровенность, экологичная коммуникация
Загрузить | PDF, 972 Kb
Проблема массовой литературы в отечественном литературоведении
Раскрывается многозначность понятия «массовая литература» в историческом развитии, рассматриваются различные интерпретации и основные этапы изучения данного феномена в отечественном литературоведении.
Ключевые слова: массовая литература, писатели «второго ряда», социально-эстетический антагонизм, эстетико-художественная ценность
Загрузить | PDF, 960 Kb
Хроника
Общероссийский научно-теоретический семинар «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве»
Ключевые слова: семинар, лингвоэкология
Загрузить | PDF, 851 Kb