 В выпуск журнала помещены материалы Всероссийской научно-практической конференции, организованной Министерством образования и науки Волгоградской области, Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом, Волгоградской государственной академией повышения квалификации и переподготовки работников образования 15 – 17 мая 2013 г. В работе конференции приняли участие ведущие в области воспитания  ученые и педагоги-практики из Волгограда, Воронежа, Ижевска, Москвы, Пскова, Санкт-Петербурга, Тулы и других городов России.
В выпуск журнала помещены материалы Всероссийской научно-практической конференции, организованной Министерством образования и науки Волгоградской области, Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом, Волгоградской государственной академией повышения квалификации и переподготовки работников образования 15 – 17 мая 2013 г. В работе конференции приняли участие ведущие в области воспитания  ученые и педагоги-практики из Волгограда, Воронежа, Ижевска, Москвы, Пскова, Санкт-Петербурга, Тулы и других городов России.
	    Главными задачами конференции являлись обмен опытом и достижениями в сфере развития современного воспитания  в России, преемственности отечественного воспитания в условиях перехода школьного образования на ФГОС, введения необходимых новаций и адаптации имеющегося опыта школьного воспитания к новым социально-экономическим условиям.
	         Широкий круг актуальных проблем  воспитания в условиях перехода к ФГОС общего образования обсуждался в рамках следующих основных направлений:
	–   стратегия школьного воспитания в условиях перехода к ФГОС общего образования;
	–   воспитание в структуре основной образовательной программы начального, основного и среднего (полного) общего образования;
	–   воспитательная система школы и ее роль в формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы;
	–   специфика научного исследования в сфере воспитания в условиях перехода к ФГОС;
	–   формирование личностных результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы;
	–   патриотизм и российская гражданская идентичность обучающихся как результаты освоения основной образовательной программы;
	–   владение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантность;
	–    формирование социальной активности, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
	–    формирование здорового и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
	–    взаимодействие школы, семьи и общества в формировании личностных результатов образования, развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
	–    тьюторские технологии в построении индивидуальной траектории развития обучающегося;
	–    социальные практики обучающихся, их участие в детско-юношеских организациях и объединениях, ученическом самоуправлении как способ формирования субъектности обучающихся;
	–   роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования;
	–    новые требования к подготовке педагога-воспитателя в системе непрерывного профессионального образования;
	–   мониторинг формирования личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
	      В ходе конференции были организованы пленарные и секционные заседания, мастер-классы, работы фокус-групп, встречи ведущих ученых с педагогами-практиками, посещения образовательных учреждений.
	      Материалы рассчитаны на специалистов в области педагогики, социального воспитания, высшего образования, студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, практиков различных образовательных учреждений, а также на всех, кто интересуется проблемами воспитания детей, подростков и молодежи.
	     доктор педагогических наук,
	профессор кафедры педагогики
	Волгоградского государственного
	социально-педагогического университета
	Н.М. Борытко
 
    
         
        
    
    
Воспитание в условиях перехода к ФГОС общего образования: новации и преемственность
        
        
Позиция члена детского общественного объединения – показатель развития личности подростка
        
На основании результатов многолетних исследований по проблемам воспитания в детском общественном объединении дано научное обоснование специфического потенциала детского общественного объединения в развитии личности подростка через формирование интегрированного показателя – позиции подростка. Определены специфика и показатели развития личности подростка, позиции члена детского общественного объединения; комплекс методов, форм, средств активного включения подростка в деятельность объединения как  главное условие формирования новой его субъектной позиции. 
	
	Ключевые слова: субъектность подростка, позиция подростка, детское общественное объединение, 
самоуправление.	
	
     
    
        
        
Развитие социальных практик взаимодействия 
организаций и учреждений образования 
с молодежными объединениями
        
Поставлена проблема позитивного взаимодействия социальных институтов и учреждений образования с молодежными объединениями, намечены перспективы этого взаимодействия как особой общественной (социальной) практики. Подчеркивается необходимость типологии анализа молодежной общности 
как инструментария выработки адекватной социально-педагогической позиции учреждений образования
в оценке рисков, ограничений и поиске форм диалога и конструктивного партнерства 
с молодежными организациями.
	
	Ключевые слова: социальные институты, социальные (общественные) практики, молодежь, молодежное объединение, молодежная общность, взаимодействие, образовательные учреждения, организации.
	
	
     
    
        
        
Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях перехода 
на новые образовательные стандарты
        
Показано значение духовно-нравственного воспитания как социокультурной ценности на современном этапе развития общества. Особое внимание уделено специфике формирования и развития личности ребенка в семье и школе. Процесс духовно-нравственного развития молодежи рассматривается как моральные нормы 
и принципы педагога, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни.
	
	Ключевые слова:  развитие, духовно-нравственное воспитание, семья и школа, личность педагога.
	
	
     
    
        
        
Обновление приоритетов взаимодействия школы и семьи в условиях перехода к ФГОС общего образования 
        
Образование благодаря своей ценностно-ориентирующей функции рассматривается как основной канал приобщения обучающегося к ценностям культуры, социума и мира. С этих позиций требуется пересмотр приоритетов взаимодействия школы и семьи. Обосновывается субъектная позиция родителей 
в организации образовательного процесса. 
	
	Ключевые слова: взаимодействие, ценностное взаимодействие, ценностное взаимодействие школы и семьи.
	
	
     
    
        
        
Традиции культуры донских казаков в пространстве воспитания образовательного учреждения 
        
Рассматриваются сущностные характеристики традиций культуры, выделяются функции 
и структурные компоненты традиций культуры донских казаков. 
	
	Ключевые слова: традиции культуры, социокультурные функции традиций культуры донских казаков, структурно-содержательные компоненты традиций культуры донских казаков.
	
	
     
    
        
        
Грани социального партнерства школы и семьи в развитии воспитания
        
Социальное партнерство рассматривается как инструмент взаимообразного повышения воспитательного потенциала субъектов социального партнерства – школы и семьи.
	
	Ключевые слова: социальное партнерство, система социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания, типы и модели социального партнерства школы и семьи, воспитательные эффекты.
	
	
     
    
        
        
Подготовка педагога-воспитателя в системе непрерывного профессионального образования средствами культурно-исторического наследия Тульского края
        
Раскрываются потенциальные возможности культурно-исторического  наследия Тульского края в подготовке педагогов-воспитателей. Представлена практика развития духовно-нравственных ценностей личности педагога в системе повышения квалификации работников образования Тульской области.
	
	Ключевые слова: культурно-историческое наследие, духовно-нравственное воспитание, дополнительное образование, педагог-воспитатель.
	
	
     
    
        
        
Работодатели о готовности молодых учителей к воспитательной деятельности
        
Представлены результаты изучения мнения руководителей образовательных учреждений о готовности молодых учителей к воспитательной деятельности. Особое внимание обращено на проблемные области в подготовке учителей, описаны формы работы кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета по подготовке студентов к воспитательной деятельности.
	
	Ключевые слова: воспитательная деятельность, готовность к воспитательной деятельности, мониторинг, работодатель, молодые учителя, федеральный государственный образовательный стандарт.
	
	
     
    
        
        
Метапредметность в системе требования ФГОС общего образования второго поколения
        
Рассматривается актуальная проблема содержания ФГОС общего образования второго поколения, 
в частности его метапредметный компонент. Выявлена роль метапредметного компонента результата освоения образовательных программ, показаны пути вычленения метапредметного содержания 
учебного материала.
	
	Ключевые слова: ФГОС, метапредметность, культурологический компонент, мировоззренческое 
содержание образования, культура личности.
	
	
     
    
        
        
Таксономический подход к формированию и оценке личностных результатов образования
        
Раскрывается таксономический подход к оценке личностных результатов образования, являющихся одним 
из требований ФГОС, формированию эмоционально-личностного отношения ученика к окружающему миру.  
	
	Ключевые слова: ФГОС, личностные результаты обучения, таксономия образовательных целей, таксономический подход в образовании, групповая работа. 
	
	
     
    
        
        
Социокультурные доминанты национального идеала воспитания   
в условиях стандартизации общего образования России
        
Осуществлен философский и исторический анализ процесса становления национального идеала воспитания 
в отечественной педагогике и предложены его социокультурные доминанты в качестве ответа 
на современные проблемы воспитания, сложившиеся в педагогической теории и практике в условиях 
перехода на ФГОС общего образования.
	
	Ключевые слова: социокультурные доминанты, национальный идеал воспитания, базовые национальные ценности, ФГОС общего образования.
	
	
     
    
        
        
Демократизация образования: быть или не быть?
        
Раскрываются основные идеи и проблемы демократизации образования, 
конкретизируются основные задачи по их  реализации, прослеживается преемственность 
демократических идей в отечественной (дореволюционной и первых лет советской власти) 
и современной педагогической практике. 
	
	Ключевые слова: демократизация образования, субъекты образования, педагогический процесс.
	
	
     
    
        
        
Методическая разработка «Эффективные методы социального 
развития подростка»
        
Рассматривается социальное развитие подростка в контексте требований ФГОС второго поколения, показателями которого является сформированность социальной компетентности и социальной успешности. Предложенная система занятий по социальному проектированию  способствует вхождению 
подростка в социум.
	
	Ключевые слова: социальное развитие, подросток, социальная компетентность, социальная успешность, школьное ученическое самоуправление, проектная деятельность.
	
	
     
    
        
        
Формирование субъектной позиции учащихся в профильной школе
        
Утверждается необходимость формирования субъектной позиции учащихся, познавательной активности 
и деятельности, способности к целеполаганию и самоанализу как на уроке, так и всей системой 
образования в школе.
	
	Ключевые слова: субъектная позиция, профессионализация, социализация, познавательная активность, познавательная деятельность, целеполагание, рефлексия.
	
	
     
    
        
        
Анимационные средства воспитания толерантности во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
        
Представлены опыт подготовки педагогов к воспитанию толерантности обучающихся как одного 
из личностных результатов на примере педагогического проекта «Мультипликационный фильм Г. Бардина “Гадкий утенок” как средство воспитания толерантности», а также текст авторской методики «Наблюдение за процессом воспитания толерантности».
	
	Ключевые слова: личностные результаты, три уровня достижений воспитательного результата, толерантность, проектирование, внеурочная деятельность, оценка качества процесса 
воспитания толерантности.
	
	
     
    
        
        
Организация работы художественно-эстетического центра как один 
из концептуальных подходов к развитию воспитательной системы школы в рамках реализации ФГОС
        
Рассмотрены социальные и образовательные проблемы, актуализирующие роль воспитания в условиях реализации ФГОС. Художественно-эстетическое воспитание представлено как ключевая идея 
в культурологической концепции воспитания школы. Предложены диагностические, целевые, 
содержательные и организационные характеристики воспитательной системы школы 
при переходе к ФГОС.
	
	Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, воспитательная система школы, миссия школы, критерии успешности воспитательной системы, механизмы реализации.
	
	
     
    
        
        
Воспитание патриотизма обучающихся средствами народной педагогики в условиях перехода к ФГОС общего образования
        
Рассматривается потенциал применения средств народной педагогики в воспитании патриотизма обучающихся в условиях перехода к ФГОС общего образования. Анализируются черты русского патриотизма, присущие средствам народной педагогики.
	
	Ключевые слова:  патриотизм, воспитание патриотизма обучающихся, народная педагогика, средства народной педагогики, черты русского патриотизма.
	
	
     
    
        
        
Потенциал культурно-образовательной среды общеобразовательного учреждения в становлении социальной компетентности подростка
        
Описаны сущностные характеристики, средообразующие компоненты культурно-образовательной среды общеобразовательного учреждения, закономерности педагогической практики в создании условий 
для становления социальной компетентности подростка и принципы организации культурно-образовательной среды общеобразовательного учреждения.
	
	Ключевые слова: культурно-образовательная среда общеобразовательного учреждения, 
социальная компетентность подростка, гуманитарное пространство самоопределения подростков 
в культурных ценностях.
	
	
     
    
        
        
Влияние математики на самоопределение школьника в мире профессий
        
Предложены педагогические условия успешной реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников. Приведены примеры математических задач, построенных на материале различных профессий и предметных областей, выделены критерии и уровни сформированности осознания учащимися значимости математики для будущей профессии.
	
	Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностный потенциал математики, 
межпредметные связи, задача.
	
	
     
    
        
        
Идентичность школьников как личностный результат образования: проблема педагога
        
В контексте современных представлений о сущности и особенностях процесса формирования идентичности личности рассматриваются типичные проблемы, с которыми могут столкнуться педагоги, обеспечивая один из личностных результатов образования, обозначенных ФГОС.
	
	Ключевые слова: педагог, стандартизация образования, личностный результат образования, 
идентичность личности.
	
	
     
    
        
        
Реализация воспитательного потенциала современного образовательного учреждения в рамках новых ФГОС
        
Рассматривается проблема создания системы образования с приоритетом воспитания. Представлен обзор различных подходов к формированию системы воспитания в школе в рамках новых ФГОС, развитию самостоятельной деятельности субъектов воспитания, анализ опыта формирования воспитательного пространства образовательными учреждениями и учреждениями культуры Санкт-Петербурга.
	
	Ключевые слова: воспитательный потенциал образовательного учреждения, воспитательное 
пространство, диверсификация, субъекты воспитания.
	
	
     
    
        
        
Введение инноваций в воспитательную систему 
образовательного учреждения на основе исследовательской 
деятельности педагогов-практиков
        
Рассматриваются проблемы инновационной и исследовательской деятельности в сфере воспитания. Раскрыты основные аспекты исследовательской  деятельности педагогов-практиков.
	
	Ключевые слова: воспитание, инновация, исследовательская деятельность, методы исследования.