 
        
    
    
Педагогика и методика обучения
        
        
Учебно-познавательная компетентность учащихся, формируемая 
при обучении физике: содержание, критерии и уровни сформированности
        
Представлены результаты теоретико-методологического анализа понятия «учебно-познавательная компетентность учащихся, формируемая при обучении физике»: определение, содержание, 
уровни и критерии сформированности.
	
	Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, 
теория и методика обучения физике, учебно-познавательная компетентность.
	
	
     
    
        
        
Роль учителя химии в период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
        
Рассматриваются рекомендации по эффективной организации профессиональной деятельности 
учителя химии в период стандартизации школьного химического образования.
	
	Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетентность учителя, системно-деятельностный подход, конструирование, управление уроком	
	
     
    
        
        
Опыт организации исследовательской работы школьного музейного актива в системе дистанционного взаимодействия "Мирознай"
        
Рассматриваются вопросы организации дистанционного взаимодействия учащихся в процессе реализации сетевых исследовательских проектов по краеведению. Приводится анализ опыта проведения 
областного конкурса «Музей-школа-музей».
	
	Ключевые слова: краеведение, исследовательская деятельность учащихся, сетевые образовательные проекты	
	
     
    
        
        
Содержание высшего образования 
как семантически открытая система знаний 
        
Обосновывается необходимость субъективации структуры содержания высшего образования. 
Сравниваются две системы знаний: представленных в среде обучения и востребованных 
в современной общественной практике.
	
	Ключевые слова: семантически открытая система знаний, семантически закрытая система знаний, субъектная структура, содержание образования	
	
     
    
        
        
Личностно-творческий потенциал преподавателя высшей школы как педагогическая проблема
        
Раскрывается личностный смысл творческой деятельности преподавателя вуза.
	
	Ключевые слова: педагог, творчество, потенциал, личностно-творческий потенциал	
	
     
    
        
        
Принципы гуманистического воспитания в концепции либерального образования Дж.Г. Ньюмена
        
Рассматриваются основы педагогического процесса в концепции либерального образования английского мыслителя XIX в. Дж.Г. Ньюмена, основные идейно-теоретические положения ученого относительно 
средств и методов гуманистического обучения и воспитания.
	
	Ключевые слова: антисциентизм, история педагогики, либерализм, Ньюмен Дж. Г., педагогика, 
принципы образования	
	
     
    
         
        
    
    
Историческое образование в школе и вузе: проблемы, тенденции, перспективы
        
        
Формирование гражданской позиции старшеклассников 
на уроках истории в рамках компетентностного подхода
        
Рассматривается процесс формирования гражданской позиции школьников на уроках истории в контексте компетентностного подхода. Указывается ведущая роль истории в формировании гражданской позиции учащихся, которая раскрывается через ряд ключевых компетенций.
	
	Ключевые слова: гражданская позиция, компетентность, гражданин, гражданственность,
гражданское общество	
	
     
    
        
        
Потенциал уроков истории и обществознания в формировании гражданского самоопределения старшеклассников
        
Анализируются современные учебно-методические комплексы по истории и обществознанию. Рассматриваются возможности их использования при формировании 
гражданского самоопределения старшеклассников.
	
	Ключевые слова: гражданское самоопределение старшеклассников, социально-гуманитарное образование, образовательный стандарт, учебники по истории и обществознанию	
	
     
    
        
        
Метод проектов в обучении истории
        
Рассматривается метод проектов, включающий в себя материалы и рекомендации по организации 
и применению данного метода в обучении истории.
	
	Ключевые слова: метод проектов, проект, семья, обучение истории	
	
     
    
        
        
Деятельностный подход в обучении истории
        
Рассматриваются теоретические и практические аспекты реализации деятельностного подхода в обучении истории в современной школе.
	
	Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, универсальные учебные действия, 
обучение истории, проблемность	
	
     
    
        
        
Организация познавательной деятельности учащихся в обучении истории
        
Рассматриваются этические смысловые конструкты как дидактические средства, 
способствующие активизации познавательного процесса в обучении истории.
	
	Ключевые слова: социально-гуманитарное образование, история, познавательный процесс, 
этические смысловые конструкты	
	
     
    
        
        
Процесс формирования культурного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам 
(на примере истории и обществознания)
        
Определяются сущностные характеристики культурного самоопределения старшеклассника, выделяются этапы процесса культурного самоопределения старшеклассников, обосновываются педагогические средства формирования данного феномена.
	
	Ключевые слова: самоопределение, культурная идентификация, национальные культурные ценности, проблемная ценностно-смысловая ситуация, ценностно-коммуникативные задачи	
	
     
    
        
        
Методологические основания современного исторического образования в контексте ФГОС
        
Рассматриваются тенденции и противоречия реформирования исторического образования 
в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Анализируются компетентностный 
и системно-деятельностный подходы, проблемы их реализации в обучении правовым дисциплинам. Выявляются методические условия формирования универсальных учебных действий и предметных умений 
в обучении истории, являющихся основой обучения в вузе.
	
	Ключевые слова: историческое образование, ФГОС, компетентностный подход, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия	
	
     
    
        
        
Ориентация современных учебников истории на формирование ценностного самоопределения учащихся профильных классов 
        
Рассматриваются специфические возможности дисциплин социально-гуманитарного профиля в формировании ценностного самоопределения старшеклассников. Анализируется содержание школьных учебников истории для профильной школы, способствующее становлению ценностного сознания личности.
	
	Ключевые слова: ценность, ценностное самоопределение, социально-гуманитарное образование, 
профильное обучение, социально-гуманитарный профиль, учебники	
	
     
    
         
        
    
    
Экономика
        
        
Особенности развития малого предпринимательства в России 
        
Рассматривается и анализируется роль и особенности малого предпринимательства в России.
	
	Ключевые слова: малое предпринимательство, отраслевая структура, 
поддержка малого предпринимательства	
	
     
    
        
        
Ретроспектива становления человеческого капитала
        
Рассматривается ретроспектива формирования человека-работника: человек, самостоятельно управляющий своим трудом и орудием труда, человек – предмет труда, человек – ресурс, человек – капитал, 
в контексте развития хозяйственного уклада общества, включающего структуру экономических 
отношений, управленческое воздействие и образование.
	
	Ключевые слова: человеческий капитал, человек-ресурс, управление, принуждение, сотрудничество, 
знания, информация, образование	
	
     
    
        
        
Инвестиционные процессы развития кадрового потенциала предпринимательской структуры
        
Рассматриваются составляющие кадрового потенциала предпринимательской структуры, 
этапы формирования инвестиционного процесса в развитие кадрового потенциала ПС 
и квалификация источников финансирования в развитие данного потенциала.
	
	Ключевые слова: кадровый потенциал ПС, инвестиционный процесс, источники финансирования, персонифицированный потенциал, структурный потенциал	
	
     
    
         
        
    
    
Философия
        
        
О возможности формального объединения дескриптивных 
и прескриптивных высказываний в структуре научной теории
        
Рассматривается вопрос о возможности рассмотрения в структуре научной теории истинностных 
и оценочно-нормативных высказываний как дополнительных по отношению друг к другу. 
Представлены философские и логические следствия такого подхода, в частности строит соответствующее исчисление высказываний и исследует его формальную, непротиворечивость, корректность и полноту.
	
	Ключевые слова: теоретическое знание, научная теория, дескриптивные высказывания, прескриптивные высказывания, принцип Юма, неклассические логики, принцип дополнительности	
	
     
    
         
        
    
    
Рецензии
        
        
 Слово звучащее, письменное, печатное, экранное
(рецензия на книгу: Лишаев С. А. Метаморфозы слова. СПб.: Алетейя, 2011. – 232 с.)
        
     
    
         
        
    
    
Проба пера
        
        
 Понятийный компонент эмоционального концепта «РАДОСТЬ» 
в польской и русской лингвокультурах (на материале словарей)
        
На материале лексикографических источников рассматривается понятийная составляющая базового эмоционального концепта «РАДОСТЬ» в польской и русской лингвокультурах. 
	
	Ключевые слова: концепт, эмоциональный концепт, языковая картина мира, 
структура эмоционального концепта, базовая эмоция