Педагогика и методика обучения
Учебно-познавательная компетентность учащихся, формируемая
при обучении физике: содержание, критерии и уровни сформированности
Представлены результаты теоретико-методологического анализа понятия «учебно-познавательная компетентность учащихся, формируемая при обучении физике»: определение, содержание,
уровни и критерии сформированности.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция,
теория и методика обучения физике, учебно-познавательная компетентность.
Роль учителя химии в период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Рассматриваются рекомендации по эффективной организации профессиональной деятельности
учителя химии в период стандартизации школьного химического образования.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетентность учителя, системно-деятельностный подход, конструирование, управление уроком
Опыт организации исследовательской работы школьного музейного актива в системе дистанционного взаимодействия "Мирознай"
Рассматриваются вопросы организации дистанционного взаимодействия учащихся в процессе реализации сетевых исследовательских проектов по краеведению. Приводится анализ опыта проведения
областного конкурса «Музей-школа-музей».
Ключевые слова: краеведение, исследовательская деятельность учащихся, сетевые образовательные проекты
Содержание высшего образования
как семантически открытая система знаний
Обосновывается необходимость субъективации структуры содержания высшего образования.
Сравниваются две системы знаний: представленных в среде обучения и востребованных
в современной общественной практике.
Ключевые слова: семантически открытая система знаний, семантически закрытая система знаний, субъектная структура, содержание образования
Личностно-творческий потенциал преподавателя высшей школы как педагогическая проблема
Раскрывается личностный смысл творческой деятельности преподавателя вуза.
Ключевые слова: педагог, творчество, потенциал, личностно-творческий потенциал
Принципы гуманистического воспитания в концепции либерального образования Дж.Г. Ньюмена
Рассматриваются основы педагогического процесса в концепции либерального образования английского мыслителя XIX в. Дж.Г. Ньюмена, основные идейно-теоретические положения ученого относительно
средств и методов гуманистического обучения и воспитания.
Ключевые слова: антисциентизм, история педагогики, либерализм, Ньюмен Дж. Г., педагогика,
принципы образования
Историческое образование в школе и вузе: проблемы, тенденции, перспективы
Формирование гражданской позиции старшеклассников
на уроках истории в рамках компетентностного подхода
Рассматривается процесс формирования гражданской позиции школьников на уроках истории в контексте компетентностного подхода. Указывается ведущая роль истории в формировании гражданской позиции учащихся, которая раскрывается через ряд ключевых компетенций.
Ключевые слова: гражданская позиция, компетентность, гражданин, гражданственность,
гражданское общество
Потенциал уроков истории и обществознания в формировании гражданского самоопределения старшеклассников
Анализируются современные учебно-методические комплексы по истории и обществознанию. Рассматриваются возможности их использования при формировании
гражданского самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: гражданское самоопределение старшеклассников, социально-гуманитарное образование, образовательный стандарт, учебники по истории и обществознанию
Метод проектов в обучении истории
Рассматривается метод проектов, включающий в себя материалы и рекомендации по организации
и применению данного метода в обучении истории.
Ключевые слова: метод проектов, проект, семья, обучение истории
Деятельностный подход в обучении истории
Рассматриваются теоретические и практические аспекты реализации деятельностного подхода в обучении истории в современной школе.
Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, универсальные учебные действия,
обучение истории, проблемность
Организация познавательной деятельности учащихся в обучении истории
Рассматриваются этические смысловые конструкты как дидактические средства,
способствующие активизации познавательного процесса в обучении истории.
Ключевые слова: социально-гуманитарное образование, история, познавательный процесс,
этические смысловые конструкты
Процесс формирования культурного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам
(на примере истории и обществознания)
Определяются сущностные характеристики культурного самоопределения старшеклассника, выделяются этапы процесса культурного самоопределения старшеклассников, обосновываются педагогические средства формирования данного феномена.
Ключевые слова: самоопределение, культурная идентификация, национальные культурные ценности, проблемная ценностно-смысловая ситуация, ценностно-коммуникативные задачи
Методологические основания современного исторического образования в контексте ФГОС
Рассматриваются тенденции и противоречия реформирования исторического образования
в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Анализируются компетентностный
и системно-деятельностный подходы, проблемы их реализации в обучении правовым дисциплинам. Выявляются методические условия формирования универсальных учебных действий и предметных умений
в обучении истории, являющихся основой обучения в вузе.
Ключевые слова: историческое образование, ФГОС, компетентностный подход, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия
Ориентация современных учебников истории на формирование ценностного самоопределения учащихся профильных классов
Рассматриваются специфические возможности дисциплин социально-гуманитарного профиля в формировании ценностного самоопределения старшеклассников. Анализируется содержание школьных учебников истории для профильной школы, способствующее становлению ценностного сознания личности.
Ключевые слова: ценность, ценностное самоопределение, социально-гуманитарное образование,
профильное обучение, социально-гуманитарный профиль, учебники
Экономика
Особенности развития малого предпринимательства в России
Рассматривается и анализируется роль и особенности малого предпринимательства в России.
Ключевые слова: малое предпринимательство, отраслевая структура,
поддержка малого предпринимательства
Ретроспектива становления человеческого капитала
Рассматривается ретроспектива формирования человека-работника: человек, самостоятельно управляющий своим трудом и орудием труда, человек – предмет труда, человек – ресурс, человек – капитал,
в контексте развития хозяйственного уклада общества, включающего структуру экономических
отношений, управленческое воздействие и образование.
Ключевые слова: человеческий капитал, человек-ресурс, управление, принуждение, сотрудничество,
знания, информация, образование
Инвестиционные процессы развития кадрового потенциала предпринимательской структуры
Рассматриваются составляющие кадрового потенциала предпринимательской структуры,
этапы формирования инвестиционного процесса в развитие кадрового потенциала ПС
и квалификация источников финансирования в развитие данного потенциала.
Ключевые слова: кадровый потенциал ПС, инвестиционный процесс, источники финансирования, персонифицированный потенциал, структурный потенциал
Философия
О возможности формального объединения дескриптивных
и прескриптивных высказываний в структуре научной теории
Рассматривается вопрос о возможности рассмотрения в структуре научной теории истинностных
и оценочно-нормативных высказываний как дополнительных по отношению друг к другу.
Представлены философские и логические следствия такого подхода, в частности строит соответствующее исчисление высказываний и исследует его формальную, непротиворечивость, корректность и полноту.
Ключевые слова: теоретическое знание, научная теория, дескриптивные высказывания, прескриптивные высказывания, принцип Юма, неклассические логики, принцип дополнительности
Рецензии
Слово звучащее, письменное, печатное, экранное
(рецензия на книгу: Лишаев С. А. Метаморфозы слова. СПб.: Алетейя, 2011. – 232 с.)
Проба пера
Понятийный компонент эмоционального концепта «РАДОСТЬ»
в польской и русской лингвокультурах (на материале словарей)
На материале лексикографических источников рассматривается понятийная составляющая базового эмоционального концепта «РАДОСТЬ» в польской и русской лингвокультурах.
Ключевые слова: концепт, эмоциональный концепт, языковая картина мира,
структура эмоционального концепта, базовая эмоция