Педагогика и методика обучения
Самореализация учителя начальных классов в процессе проведения интегрированных уроков
Рассматриваются особенности творческой деятельности учителя при конструировании интегрированных уроков, этапы разработки последовательных моделей процесса обучения.
Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, самореализация, творчество учителя,
педагогический процесс.
Методические рекомендации применения кейсовых заданий
при изучении дисциплины «Экономика организаций»
Приводятся рекомендации по применению кейсовых методик при изучении отдельных тем курса
«Экономика организаций»
Ключевые слова: экономика организаций, методические рекомендации, кейс,
практические задания, компетенции
Культурно-досуговая деятельность в пространстве непрерывного образования: неиспользованные ресурсы личностного развития взрослого человека
Опреляется роль культурно-досуговой практики, обладающая потенциалом мотивировать взрослых
на включение в осознанную образовательную деятельность, как элемента информального сектора непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, информальное образование, неформальное образование, образование взрослых, культурно-досуговая деятельность.
Модель школьного историко-краеведческого образования в контексте Федерального государственного образовательного стандарта
Предлагается и теоретически обосновывается модель школьного историко-краеведческого образования
в контексте ФГОС
Ключевые слова: историко-краеведческое образование, ФГОС, школьное образование, концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Формирование здравотворческой культуры бакалавра образования
в контексте становления инновационного общества
Рассматривается процесс формирования здравотворческой культуры студентов педвузов как важнейшее условие перехода России на инновационные рельсы развития.
Ключевые слова: здравотворческая культура, бакалавр образования, инновационное общество, калокагатия, идеал здравотворчества.
Разработка модели готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской
Рассматриваются различные подходы к определению содержания подготовки специалистов, приводятся характеристики компетентностного подхода как основного в современных исследованиях профессиональной педагогики. Описывается модель готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий
в процессе обучения с интерактивной доской.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, готовность, подготовка учителя информатики, интернет-технологии, интерактивная доска
Мышление как фактор здоровья и его отражение в образовательных стандартах третьего поколения
Рассматриваются структура, связывающая индивидуальное мышление в информационно-культурном поле этноса со здоровьем, а также вопросы отражения полученных связей в дисциплинах учебных планов ФГОС третьего поколения на примере Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Ключевые слова: здоровье, мышление, культура, связи, федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения.
История
Проблемы охраны и использования археологического культурного наследия природного парка «Донской» Волгоградской области
Рассматривается проблема сохранения уникальных археологических памятников культурного наследия Волгоградской области на территории природного парка «Донской» и дается обоснование для внесение изменений в существующие зоны охраны историко-культурного наследия на территории парка и организации здесь археологического музея-заповедника.
Ключевые слова: природный парк «Донской», археологическое культурное наследие, городки донских казаков, археологический музей-заповедник, исторические поселения Волгоградской области.
Деятельность кинотеатров и киноплощадок Сталинграда в 1950-е гг.
Анализируется деятельность кинотеатров и киноплощадок Сталинграда в период хрущевской «оттепели»
и значение их работы в деле развития региональной культуры.
Ключевые слова: советские кинотеатры, учреждения культуры, «оттепель», Сталинград.
Подготовка научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего Поволжья в 1950-1970-е гг.
Рассматриваются проблемы подготовки научно-педагогических кадров историков вузах Нижнего Поволжья в 50–70-е гг. ХХ в., а также научная деятельность историков Саратовского и Астраханского университетов, Волгоградского педагогического института.
Ключевые слова: высшее историческое образование, аспирантура, диссертация, высшая аттестационная комиссия, вуз, историческая наука.
География
Транспортная инфраструктура и современная география сел Волгоградской области
Рассматриваются значение и особенности транспортной инфраструктуры для развития сел
Волгоградской области.
Ключевые слова: Волгоградская (Сталинградская) область, транспортная инфраструктура, инфраструктурный подход, густота дорожной сети, транспортная сеть, примыкающие дороги.
Проблемы и особенности демографической ситуации в странах постсоветского пространства
Рассматривается демографическая ситуация в постсоветских странах; анализируются причины происходящих демографических процессов.
Ключевые слова: постсоветские страны, демографическая ситуация, численность населения, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста
Современные особенности административно-территориального деления Волгоградской области
Анализируется современное административно-территориальное устройство Волгоградской области, рассматриваются его основные уровни и особенности по состоянию на 2014 г.
Ключевые слова: административно-территориальное устройство, административно-территориальное деление, муниципальное деление, городские округа, муниципальные районы,
административно-территориальные единицы.
Филология
Признаки афоризма как литературного жанра в русском языке
Рассматриваются признаки афоризма как литературного жанра в отличие от пословицы, поговорки, изречения, сентенции, апофтегмы, максимы и гномы.
Ключевые слова: афоризм, изречение, сентенция, апофтегма, максима и гнома.
Эпитеты как художественно-выразительное средство в новелле
Теодора Шторма «Viola Tricolor»
На материале новеллы известного немецкого писателя прошлого века Теодора Шторма «Viola tricolor» выявлены и охарактеризованы используемые в данном произведении эпитеты, служащие эффективным художественно-изобразительным средством.
Ключевые слова: художественно-изобразительная система языка, эпитет, функция, оценка, образ, семантика, атрибут.
Типы ценностей и особенности их репрезентаций в устойчивых
сравнениях русского языка
Рассматриваются устойчивые сравнения русского языка, отражающие ценностные представления о наиболее значимых для русского человека явлениях, качествах, свойствах.
Ключевые слова: устойчивые сравнения, оценка, культура, социальные ценности, моральные ценности, антиценности.
Функционирование глаголов движения
в произведениях современных писателей
Рассматривается использование глаголов движения в произведениях современных писателей
(В. Белова, В. Распутина, Л. Петрушевской, С. Каледина, Т. Толстой); привлекаются исследования по языку художественной литературы и разговорной речи.
Ключевые слова: глаголы движения, сема, прямое значение, переносное значение, язык художественной литературы.
Социализация в иноязычной среде в сфере рекламы и связей
с общественностью: определение понятия
Рассматривается представление о социализации в иноязычной среде в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. На основании проведенного дефиниционного анализа формулируется собственное определение данного понятия.
Ключевые слова: социализация, иноязычная среда, пространство, коммуникативное поведение, коммуникативная сфера, коммуникативные нормы.
Топос города и символика зимнего пейзажа
в поэзии Инны Лиснянской 1960–1970-х гг.
Рассматривается художественная специфика «зимней» метафорики в рамках образной модификации урбанистического пространства в поэзии Инны Лиснянской 1960–1970-х гг.
Ключевые слова: топос, геокультурное пространство, урбанистическое пространство, национальный лирический пейзаж, архетип.
Семантические изменения
в процессе ассимиляции галлицизмов
Рассматриваются этапы заимствования лексических галлицизмов и семантические изменения в процессе
их ассимиляции в современном русском языке конца ХХ – начала XXI вв.
Ключевые слова: заимствование, галлицизм, лексический галлицизм, иноязычное слово,
этапы заимствования.
Еще раз об англицизмах и американизмах в русском языке.
Рассматривается проникновение англицизмов и американизмов в разные сферы русского языка
(культуры, политики, спорта, экономики, компьютерных технологий).
Ключевые слова: американизмы, англицизмы, гаджет, девайс.
Экономика
Социально-экономические основания этнического бытия:
опыт и уроки современности
Рассматриваются актуальные вопросы перехода к новой современности, роль и место этнического бытия
в социально-экономической системе. Уделяется внимание выявлению этнической составляющей транзитивных обществ и специфике функционирования рыночной экономики.
Ключевые слова: современная цивилизация, традиционное общество, социально-экономическая система, этническое бытие, межэтническая интеграция, модернизация, маргинализация.
О социальной политике Российской Федерации
Рассматриваются проблемы социальной политики, реформирование пенсионной системы.
Ключевые слова: финансовые потоки, пенсионная система.
Структурная модель молодежного рынка труда в России
Рассматривается структурный механизм конструирования молодежного рынка труда; предлагается новая модель построения и эффективного функционирования молодежного рынка труда с учетом современных тенденций в рыночной экономике
Ключевые слова: рабочая сила, рынок труда, структурный механизм, трудовой ресурс, работодатель, профессия
Рецензии
Рецензия на монографию Л.Н. Ребриной «Категория памяти в немецком языке: репрезентация и дискурсивная реализация».
(Волгоград: изд-во ВолГУ, 2012. 494 с.)
Проба пера
Употребление кратких сравнений в романе Германа Гессе
«Сиддхартха. Индийская поэма»
(опыт лингвокультурологического анализа)
На материал романа Г.Гессе «Сиддхартха. Индийская поэма» рассматриваются особенности употребления сравнения; определяются лексико-семантические поля его применения.
Ключевые слова: сравнение, краткое сравнение, художественные средства выразительности, идиолект, номинация, троп, лексико-семантическое поле.
Концепт «дети» в русской и китайской лингвокультурах
Анализируются сходные и отличительные структурно-смысловые особенности концепта «дети» в русской и китайской лингвокультурах.
Ключевые слова: концепт, пословица, поговорка, ценность, лингвокультура
Особенности концептов «жадность» и «щедрость» в русской
и китайской линвокультурах
Анализируются сходные и отличительные структурно-смысловые особенности концептов «жадность»
и «щедрость» в русской и китайской лингвокультурах.
Ключевые слова: концепт, лингвокультура, пословица, поговорка, ценность, значение.