14-16 июня 2016 г.
Волгоград – Москва – Элиста – Камышин – Новониколаевский
Идея непрерывного образования учителя, интеграции образовательных учреждений, реализующих подготовку учителя; программ их научной и научно-методической деятельности; сопряжения реализуемых образовательных программ разрабатывалась в Волгоградском государственном педагогическом университете с 70-х годов ХХ века. 15-летний опыт функционирования научно-производственно-педагогического комплекса (НППК, 1975–1990 гг.) был предметом обсуждения на различных научных мероприятиях АПН СССР, РАО, рекомендовался к внедрению в широкую практику подготовки учителя Министерством просвещения СССР, Госкомитетом СССР по народному образованию, Минобразованием РФ. С 1989 г. НППК развивается как университетский научно-производственный комплекс (УНПК) педагогического университета. По различным аспектам проблемы непрерывного педагогического образования были защищены докторские (Н.К. Сергеев, В.В. Арнаутов, Н.М. Борытко, А.В. Петров, Е.И. Сахарчук, Н.В. Тельтевская и др.) и кандидатские (Л.И. Алёшина, Г.А. Алфёрова, Н.А. Живолупова, Е.В.Зудина, Т.В. Кривцова, В.А. Лецко, Е.А. Опфер, Т.П. Резник, С.В. Романов, Е.В. Сергеева, А.В. Штыров и др.) диссертации; изданы монографии, учебные и методические пособия.
Основной замысел проводимой конференции заключается в методологическом осмыслении природы педагогической деятельности в контексте понимания сущности современной педагогической реальности и проектировании на этой основе содержания и технологий непрерывного образовании учителя, отвечающего запросам современного общества.
Конференция проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101).
Результаты апробации модулей практико-ориентированной подготовки учителя начальных классов в условиях модернизации педагогического образования
Представлены результаты апробации модулей практико-ориентированной подготовки учителя начальных классов в качестве соисполнителя проекта модернизации педагогического образования
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, практико-ориентированная подготовка учителя, сетевое взаимодействие образовательных организаций
Дидактические, лингвистические и психолого-педагогические аспекты подготовки будущих педагогов к работе с детьми-билингвами
Рассматриваются различные аспекты подготовки специалистов к работе с детьми-билингвами, проводится анализ влияния феномена билингвизма на речевое развитие ребенка, определяются условия организации обучения ребенка в билингвальной среде.
Ключевые слова: билингвизм, билингвальная среда, дети-билингвы.
Педагогические комплексы в истории непрерывного педагогического образования
(Из опыта Волгоградского государственного социально-педагогического университета)
Представлен опыт совместной творческой деятельности ученых-педагогов с учителями и работниками образования, включающий зарождение идеи непрерывного педагогического образования, ее научную разработку и внедрение. Раскрывается социальная природа научно-производственно-педагогического комплекса, его структура, роль университета в нем как структурообразующего компонента.
Ключевые слова: единство, интеграция, комплексно-целевая программа, научно-производственно–педагогический комплекс, непрерывное образование, профессиограмма, системность, технология.
О довузовском этапе непрерывного образования учителя
Актуализируется непрерывность образования учителя в современный период развития, описывается практика его реализации в довузовском образовательном пространстве. На основе анализа требований к результатам освоения среднего общего и высшего педагогического образования предлагается компетентностная модель выпускника системы довузовского образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, учитель, довузовское образование, лицей, компетенции.
Базовая кафедра педагогического вуза как формат сопровождения непрерывного образования педагогов
Раскрываются особенности современного этапа непрерывного педагогического образования, определяются задачи и перспективные направления научно-методической работы педагогов в рамках базовых кафедр педагогического университета.
Ключевые слова: базовая кафедра педагогического университета, непрерывное образование педагогов, научно-методическая работа в современной школе.
Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности
Рассматривается проблема формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности. На основе анализа нормативно-правовых документов дается авторская классификация профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: профессиональные ценностные ориентации, компетенции, профессиональная подготовка, будущий учитель, безопасность жизнедеятельности.
Театральное искусство как условие непрерывного самосовершенствования учителя
Обосновывается актуальность проблемы, состоящей в изучении школьного самодеятельного театра с помощью подготовки учителя, включенного в непрерывный процесс самосовершенствования.
Ключевые слова: непрерывное образование, театральное самодеятельное творчество, акмеология, социализация, история самодеятельного театрально искусства.
Педагогическая компетентность преподавателя СПО в контексте стандарта профессиональной деятельности
Рассматриваются проблемы педагогической компетентности преподавателей колледжа, возникающие вследствие внедрения нового профессионального стандарта. Дается характеристика новых правовых документов, действующих в сфере профессионального образования.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, преподаватель СПО, профессиональный стандарт.
Педагогический потенциал понимания как фактор профессионально-личностного саморазвития педагога в системе непрерывного образования
Рассматривается авторская позиция определения педагогического потенциала понимания как фактора профессионально-личностного саморазвития педагога в системе непрерывного образования. В основе взгляда авторов характризуется влияние компонентов понимания на функции профессионально-личностного саморазвития педагога в системе непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессионально-личностное саморазвитие, понимание, активное взаимодействие, рефлексивная функция, нормативная функция, познавательно-смысловой компонент, ценностно-коммуникативный компонент, духовно-практический компонент.
Непрерывное образование учителя как ресурс развития потенциала одаренных обучающихся
Рассматривается роль учителя в непрерывном образовании в связи с актуализацией направления развития потенциала одаренных обучающихся.
Ключевые слова: непрерывное образование учителя, одаренные обучающиеся, потенциал одаренного обучающегося.
Формирование профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования: выбор методологических подходов
Обосновывается использование методологических подходов – системного, личностно ориентированного, деятельностно-компетентностного – к исследованию проблемы формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, деятельностно-компетентностный подход, системный подход, личностно ориентированный подход, бакалавр педагогического образования.
Целеполагание непрерывного образования учителя в контексте постиндустриальной трансформации общества
Рассматриваются возможности, создаваемые системой непрерывного образования для саморазвития учителя в условиях перехода от позднеиндустриального общества к постиндустриальному.
Ключевые слова: непрерывное образование, модернизация общества, постиндустриальная трансформация, субъект перемен, homo creator
Летняя воспитательная практика в системе профессиональной подготовки учителя
Рассматриваются особенности подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях. Представлен опыт ВГСПУ по проведению инструктивного сбора, который является составной частью этой практики, а также результаты изучения мнения студентов о влиянии воспитательной практики на качество профессиональной подготовки.
Ключевые слова: летняя воспитательная практика, инструктивный сбор, профессиональная подготовка учителя.
Внедрение инноваций в учебный процесс как условие готовности студентов к непрерывному образованию
Обосновываются пути решения проблемы формирования готовности студентов к осуществлению непрерывного профессионального образования. В качестве приоритетного направления определяется внедрение в образовательный процесс инноваций, побуждающих студентов к деятельности.
Ключевые слова: инновации, виды инноваций, образовательные технологии, готовность, непрерывное образование.
Формирование образовательного заказа будущего учителя в условиях непрерывного образования
Обосновывается сущность понятия образовательного заказа, рассмотрена логика его формирования на примере педагогических дисциплин. Обоснована роль образовательного заказа будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: образовательный заказ, индивидуальный образовательный маршрут, непрерывное образование, профессиональное развитие, будущий учитель.
Развитие исследовательской культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования
Рассматриваются научно-методические основы авторского элективного курса «Развитие исследовательской культуры учителя». Выделяется ключевая идея курса, которая заключается в рассмотрении образа учителя-исследователя, владеющего системой исследовательских умений. Раскрываются особенности методов работы со студентами, слушателями курсов – школьными педагогами.
Ключевые слова: исследовательская культура, учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, интерактивное обучение, дискуссия, деловая игра, компетенции, исследовательские умения, самостоятельная работа.