Личностно-профессиональное развитие педагога – условие развития личности ребенка в условиях стандартизации образования
Рассматриваются результаты исследования профессиональных затруднений учителя начальных классов и обоснованы формы и методы организации учебно-профессиональной деятельности студентов согласно дидактическим принципам развивающего обучения.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, профессиональные затруднения, дидактические принципы, образовательные технологии.
Школьник как субъект информационно-образовательного пространства
Характеризуются педагогические условия становления субъектности школьника в информационно-образовательном пространстве: формирование необходимых компетенций, связанных с деятельностью школьника в информационно-образовательном пространстве; создание здоровой речевой среды; использование виртуального информационного пространства; создание информационно-безопасных условий и т.д.
Ключевые слова: школьник, информационно-образовательное пространство, субъектность, субъект, педагогические условия, здоровая речевая среда.
Подготовка будущих учителей начальных классов в образовательном пространстве «университет – музей»
Рассматривается проблема подготовки учителей начальных классов в образовательном пространстве «университет – музей». Определяются условия создания данного пространства, вводится и обосновывается понятие «музеефикация образования». Описывается качества будущего учителя начальных классов, которые развиваются в образовательном пространстве «университет – музей».
Ключевые слова: образовательное пространство, музей, подготовка учителей, компетенции, компетентностный подход.
Влияние уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий на развитие личности младшего школьника
Характеризуются универсальные учебные действия: планирование, прогнозирование, контроль как отражение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассматриваются их положительное влияние на развитие личности младшего школьника.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, планирование, прогнозирование, операциональность, педагогическая диагностика.
Актуальность проблемы формирования у младших школьников компьютерных умений
Раскрывается актуальность проблемы формирования компьютерных умений у младших школьников. Обосновывается необходимость рассмотрения данных умений в ключе общеучебных умений, а также разработки специальной методики для целенаправленного и контролируемого на всех этапах их формирования.
Ключевые слова: компьютерные умения, информационная компетентность, начальная школа, проблема формирования.
Основы формирования ценностных ориентаций
у будущих учителей начальных классов
Рассматриваются результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы подготовки будущего учителя начальных классов с позиций аксиологического подхода как методологической основы при анализе приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Ключевые слова: аксиологический подход, ценности педагогической деятельности, ценностные ориентации
Подготовка детей 6–7 лет к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема
Представляются результаты исследования образа первоклассника с позиции воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Анализируются особенности современной подготовки детей 6–7 лет к школьному обучению; предлагаются принципы организации педагогического процесса с детьми 6–7 лет.
Ключевые слова: дети 6–7 лет, подготовка к школе, преемственность образования, особенности психического и личностного развития детей дошкольного возраста
Модель мониторинга учебных достижений младших школьников
Определяется понятие мониторинга учебных достижений. Обосновываются критерии и показатели определения уровня учебных достижений младших школьников. Раскрывается содержание этапов мониторинга учебных достижений младших школьников: подготовительный, основной, заключительный.
Ключевые слова: мониторинг, мониторинг в образовании, учебные достижения, мониторинг учебных достижений, модель, функциональная грамотность, ключевые компетенции.
Формирование патриотизма младших школьников в образовательном процессе
Анализируется понятие «патриотизм», рассматриваются особенности формирования патриотизма у младшего школьника. Представлены результаты диагностики уровня сформированности патриотической воспитанности, эффективные методы и приемы формирования патриотизма в образовательном процессе.
Ключевые слова: младший школьник; патриотизм; образовательное пространство
Теоретические аспекты управления партнерством родительской общественности и начальной школы
Характеризуется термин «партнерство», представляются уровни социально-педагогического партнерства в системе образования. Рассматриваются правила организации взаимодействия семьи и образовательной организации с учетом принципов внутришкольного управления.
Ключевые слова: партнерство школы и родительской общественности, социальное партнерство, социально-педагогическое партнерство, готовность к партнерству субъектов образовательного процесса.
Готовность будущих педагогов начальной школы к культурно-просветительской деятельности
Рассматриваются сущностные характеристики готовности будущих педагогов начальной школы к культурно-просветительской деятельности. На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, профессионального стандарта педагога показаны трудовые действия учителя начальных классов в области культурно-просветительской деятельности.
Ключевые слова: готовность, трудовые действия, культурно-просветительская деятельность, педагог начальной школы.
Партнерство семьи и школы в воспитании детей в Германии
Рассматриваются взаимоотношения школы и семьи в Германии; описываются направления совместной работы, способствующие плодотворному сотрудничеству семьи и школы.
Ключевые слова: проблема взаимоотношений семьи и школы, эффективность взаимодействия, работа с родителями, консультации, посещения уроков, сотрудничество семьи и школы в Германии.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий как необходимый фактор развития личности младшего школьника
Рассматривается опыт работы учителей-практиков по формированию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Ключевые слова: регулятивные УДД, приемы, рефлексия, ФГОС, развитие личности.
Духовно-нравственное воспитание школьников
Обосновывается необходимость развития духовно-нравственных качеств обучающихся с помощью искусства. Принцип «от жизни через искусство к жизни» характеризуется в качестве основного при воспитании способности самостоятельного видения мира, а так же при формировании специальных, предметных и общеинтеллектуальных умений.
Ключевые слова: обучение изобразительного искусства, духовно-нравственное воспитание, нравственное сознание, воспитание младших школьников, сказка, арттерапия.
Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся
Представляется теоретическая и практическая информация о методических особенностях урока, обеспечивающих условия социализации обучающихся в начальной школе на примерах по различным школьным дисциплинам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Рассматривается структура урока, игровые действия на уроке, поднимается вопрос о сохранении здоровья.
Ключевые слова: социализация, урок, дидактическая игра, мотивационная структура, здоровье.
Активизация познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей
Представляется опыт работы учителя начальных классов по обучению решению текстовых задач – материала, на котором решается задача развития познавательной активности, математического мышления.
Ключевые слова: познавательная деятельность, приемы активизации познавательной деятельности, познавательная активность, арифметическая текстовая задача
Оценка образовательных результатов младших школьников: из опыта работы школы
Рассматривается комплексный подход к оценке образовательных результатов младших школьников: процедуры, правила оценивания, формирование самооценки обучающихся.
Ключевые слова: образовательные результаты, критерии оценивания, личностный прогресс.
Формирование индивидуального стиля самоорганизации будущего учителя начальных классов в системе среднего профессионального образования
Представляются данные теоретического и практического исследования формирования индивидуального стиля самоорганизации студентов, будущих учителей начальных классов обучающихся в средних специальных заведениях, так как современная образовательная система требует новых профессиональных компетенций.
Ключевые слова: индивидуальный стиль самоорганизации, индивидуальность, саморегуляция, ценности, моделирование образовательной среды, профессиональные умения.