Педагогика
Система работы учителя по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников
Описывается система работы учителя по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, мотивация учения, смыслообразование, сюжетно-ролевые игры, я-концепция.
Освоение аппаратных средств вычислительной техники в процессе
формирования ИТ-компетенций в педагогическом образовании
Рассмотрена одна из возможностей совершенствования ИТ-компетенций в педагогическом образовании, достигаемая введением курса «Электронные средства вычислительной техники» в основную образовательную программу подготовки бакалавров.
Ключевые слова: ИТ-компетенция, педагогическое образование, общеобразовательное учреждение, электронные средства вычислительной техники, технические требования.
Виртуальные музеи: используемые технологии и анализ передового опыта разработки
Рассматриваются технологии создания виртуальных музеев, основанные на использовании 3D-панорам. Анализируются наиболее успешные примеры реализации виртуальных музеев и интернет-ресурсов, систематизирующих информацию о них.
Ключевые слова: виртуальные панорамы, виртуальные туры, виртуальный музей, сетевые проекты, виртуальное музейное пространство.
К вопросу о методах самостоятельной работы студентов в процессе инструментальной подготовки
Характеризуется самостоятельная работа студентов в современных условиях профессиональной подготовки. Выявлена специфика самостоятельной работы в процессе инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, обоснована система технических вариантов, способствующая повышению эффективности инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: инструментальная подготовка, самостоятельная работа студентов, самостоятельность мышления, творческий анализ, современный педагог-музыкант.
О феномене авторских педагогических систем
Раскрывается сущность авторских педагогических систем, характеризуются исторические периоды развития данного понятия, его уровни и принципы.
Ключевые слова: авторская педагогическая система, принципы создания педагогических систем,
аспекты деятельности педагогов-новаторов.
Анализ возможностей курса математической логики в формировании методических умений работать с математическими утверждениями
Анализируются возможности курса математической логики в формировании методических умений учителя математики. Выделены умения, определяющие готовность выполнять логико-математический анализ математических утверждений (понятий, теорем) и конструировать задачи в соответствии с целями этапов формирования понятия и процесса изучения теорем.
Ключевые слова: высказывание, логические операции, математическая логика, методическое умение,
понятие, предикат, теорема.
Формирование познавательного интереса во взаимосвязи с самооценкой у подростков при реализации ФГОС основного общего образования
Представлен авторский подход к формированию познавательного интереса во взаимосвязи с самооценкой у подростков в условиях общеобразовательной школы на этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, даны рекомендации по системе деятельности педагога, сопровождающего поэтапный процесс становления познавательного интереса во взаимосвязи с самооценкой школьников.
Ключевые слова: познавательный интерес, самооценка, уровни взаимосвязи, федеральный
государственный образовательный стандарт.
Мониторинг сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов по дисциплине «Иностранный язык»
Уточнены базовые компетенции при изучении предмета «Иностранный язык», определены принципы и этапы мониторинга сформированности компетенций студентов.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, сформированность компетенций, оценочные средства, последовательность, многоступенчатость, мониторинг.
Идея здравотворческого образования в исторической ретроспективе
Анализируются основные идеи здоровьеориентированного образования на различных этапах развития педагогической мысли. Характеризуются гуманистическая и адаптационная модели здоровья в историко-педагогическом процессе. Рассмотрены педагогические взгляды современных отечественных авторов на проблему здравотворчества.
Ключевые слова: здравотворческая культура, эталон здоровья, калокагатия, адаптационная модель, валеология, развитие личности, модернизация.
Проектирование «нового человека» как инструмент социокультурного воспроизводства в условиях догоняющей модернизации России (1917–1930-е гг.)
Рассматривается процесс проектирования «человека воспитанного» в условиях форсированной модернизации отечественного общества. Утверждается, что он стал важнейшим инструментом воспроизводства России как уникального социокультурного организма.
Ключевые слова: воспитание, проектирование идеала, ядро культуры, модернизация, социокультурное воспроизводство, антропоцентризм, социоцентризм.
Этические смысловые задачи как средство формирования отношения к труду как нравственной ценности в обучении гуманитарным дисциплинам
Освещается один из аспектов проблемы формирования у старшеклассников отношения к труду
как нравственной ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. Предложена система средств формирования данного личностного образования.
Ключевые слова: ценность, нравственные ценности, ценностное отношение, гуманитарные дисциплины, труд, личностно значимые педагогические ситуации, этические смысловые задачи.
Условия активизации исследовательской деятельности будущего учителя начальных классов
Выделены условия активизации исследовательской деятельности будущих учителей начальных классов, а также эмпирически обосновано взаимовлияние мотивации и познавательной активности в исследовательской деятельности будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, условия исследовательской деятельности, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, познавательная активность.
Физиология
Изучение динамики ионизированного кальция у лицеистов при адаптации к начальному этапу образовательного процесса
Рассматривается влияние образовательной среды на количественное содержание важнейшего макронутриента – ионизированного кальция у учащихся 8-х классов Волгоградского педагогического лицея.
Ключевые слова: здоровье, ионизированный кальций, возрастная норма, кальципения,
образовательный процесс, адаптация.
«АМУР» – автомат, моделирующий условные рефлексы
Описывается цифровое устройство, позволяющее демонстрировать методики выработки и торможения условных рефлексов у лабораторного животного и феномен ориентировочного условного рефлекса.
Ключевые слова: фотореле, акустическое реле, одновибратор, счетчик импульсов, мультиплексор,
безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Исследование влияния классической музыки на функциональное состояние людей различных профессий
Рассмотрены результаты исследования по выявлению некоторых физиологических
механизмов влияния классической музыки на функциональное состояние людей,
вовлеченных в трудовую деятельность, сопровождающуюся
различной степенью напряженности.
Ключевые слова: музыкотерапия, эффекты музыки, функциональное состояние,
музыкальное воздействие на организм.
Особенности произвольного внимания подростков с различным уровнем двигательной активности
Описываются результаты исследования влияния уровня двигательной активности на различные свойства внимания учащихся в динамике учебного процесса.
Ключевые слова: двигательная активность, внимание, свойства внимания: объем, устойчивость, распределение и переключение.
Филология
Индивидуально-авторские концепты «целеустремленность», «настойчивость», «терпение», «невозмутимость» в повести Германа Гессе «Сиддхартха. Индийская поэма»
На материале повести Германа Гессе «Сиддхартха. Индийская поэма» рассматриваются базисные концепты «целеустремленность», «настойчивость», «терпение», «невозмутимость». Определены средства вербализации этих концептов, установлены их ценностные составляющие.
Ключевые слова: концепт, индивидуально-авторский концепт, ценность, культура,
языковая картина мира, вербализация.
Индивидуальные авторские концепты Ф. Ницше
Рассматриваются особенности индивидуальных концептов «добродетель», «воля», «дух», «душа» и «истина» немецкого философа Фридриха Ницше. Выявлены способы обозначения и выражения в его языковом сознании данных концептов, а также установлена типология вербализующих их метафор.
Ключевые слова: лингвоконцептология, лингвоаксиология, индивидуально-авторский концепт,
элитарная языковая личность, метафора, сравнение.
О видах центона и центонном стиле (к типологии жанров и стилей интертекста)
Рассмотрены соотношение центона со смежными феноменами и его исторические истоки, составлен свод правил производства центона как компилятивного жанра, проанализированы условия его успеха, изучен вопрос об отношении центона к стихотворной и прозаической формам речи. Разработана общая полиаспектная типология видов центона.
Ключевые слова: центон, стихотворная речь, цитирование, аппликация, интертекстуальность, прецедентность.
Мемуаристика В.Ф. Ходасевича: своеобразие этической позиции
Характеризуется соотношение документализма с элементами вымысла, объективной
и субъективной оценок в мемуаристике В.Ф. Ходасевича.
Ключевые слова: русское зарубежье, мемуарная проза, авторская позиция.
Философия и политология
Взгляд немецких философов на вопрос о методах
экзистенциальной педагогики
Анализируется вопрос о средствах реализации педагогических идей экзистенциализма, о возможности применения феноменологического анализа в качестве основного метода экзистенциальной педагогики.
Ключевые слова: философия существования, эмпирический мир, экзистенция, трансценденция,
педагогическое понимание, феноменологический метод.
Политические права гражданина: исторический аспект
Рассматривается исторический аспект состояния проблемы политических прав гражданина,
их взаимообусловленность в различные исторические периоды.
Ключевые слова: права человека, политические права гражданина, ценностное отношение к политическим правам гражданина, демократия, гражданское общество, правовое государство.
Проба пера
Способы формирования немецкой футбольной
терминологической системы
Описываются наиболее распространенные способы словообразования и их соотношение в немецкой футбольной терминологической системе. Установлено, что наиболее продуктивным способом словообразования в этой терминологической системе является словосложение.
Ключевые слова: словообразование, терминология, заимствование, словосложение,
суффиксация, префиксация.
Формы организации умственной деятельности учащихся на этапе осмысления условия планиметрической задачи
Рассмотрена проблема недостаточной разработки методики организации учебной деятельности учащихся на этапе понимания условия планиметрической задачи. Предлагаются различные формы организации умственной деятельности учащихся в ходе осмысления условия планиметрической задачи, эвристические предписания для самостоятельного анализа учащимися условия планиметрической задачи.
Ключевые слова: планиметрическая задача, этапы решения задачи, анализ условия задачи,
умение проводить анализ условия задачи.