В специальном выпуске журнала приводятся материалы методологического семинара, посвященного 90-летию со дня рождения Владимира Сергеевича Ильина – известного отечественного ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора. В.С. Ильин является автором оригинальной теории целостного учебно-воспитательного процесса, широко известной в педагогической науке, основателем нового направления педагогических исследований и крупной научной школы, объединяющей на настоящий момент свыше 30 докторов наук и более 300 кандидатов наук, в числе которых как его непосредственные ученики, так и те, кто работает под их руководством, а также многочисленные последователи во всех частях нашей страны. Методологические семинары, которые проводятся один раз в два года, посвящены памяти замечательного Ученого и Учителя и призваны способствовать популяризации и развитию теории целостного педагогического процесса, продолжению дела, которому Владимир Сергеевич посвятил свою жизнь и талант.
В работе семинара принимали участие ученые из Астраханской области, Волгограда, Махачкалы, Москвы, Ростова-на-Дону, Саратова, Таганрога и других городов России. В данном выпуске представлены работы, посвященные осмыслению философских и исторических основ целостного подхода в педагогике, раскрывающие особенности гуманитарно-целостного подхода в педагогическом исследовании, уточняющие теоретические основы целостного учебно-воспитательного процесса в школе и вузе, а также развивающие направление, связанное с повышением качества подготовки специалистов для сферы образования путем разработки теоретико-методологических основ целостного педагогического процесса в школе и вузе. Отдельно следует отметить статьи, посвященные анализу научных взглядов В.С. Ильина на теорию и практику целостного учебно-воспитательного процесса, а также осмыслению роли и места его научной школы в современной педагогической науке.
Материалы выпуска предназначены для студентов, аспирантов, преподавателей, руководителей системы образования, а также всех интересующихся методологией и теорией педагогики.
доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного
социально-педагогического университета,
сотрудник Центра научно-методической поддержки реализации приоритетного национального проекта «Образование» ВГСПУ,
кандидат педагогических наук, доцент К.Ю. Грачев
Педагогика и методика обучения
Консервативный мыслитель И.С. Аксаков о проблемах народного просвещения в пореформенной России
Рассматриваются взгляды И.С. Аксакова на проблемы народного просвещения в пореформенной России, в том числе, необходимость проведение реформ сферы образования консервативным путем
Ключевые слова: И.С. Аксаков, народная школа, трудовое обучение, консерватизм
Образовательный потенциал российской интеллигенции в формировании целостного самосознания нации
Анализируется становление образа целостного человека, формировавшегося в российском социально-культурном пространстве наравне с новым слоем общества. Рассматривается и характеризуется феномен «интеллигентный человек»
Ключевые слова: интеллигенция, национальное образование, национальное самосознание, целостность
Становление целостного подхода в философии и истории науки
Рассматривается вопрос об истории и перспективах развития целостного подхода в методологии науки вообще и в методологии педагогики, в частности. Обосновывается роль понимания как когнитивной процедуры, обеспечивающей целостность восприятия
Ключевые слова: целостный подход, образование, понимание, педагогическая реальность
Гуманитарная методология исследования
целостного образовательного процесса в педагогическом вузе
Обосновывается гуманитарная методология, основанная на изучении человека, его бытия в мире образования, создании образа педагогической действительности периода постмодерна, обосновании ценностных ориентаций и авторских взглядов на предмет исследования (целостный образовательный процесс в педагогическом вузе), а также разработку адекватных ему методов с целью проектирования педагогического образования университетского типа, обеспечивающего подготовку педагогов новой формации
Ключевые слова: гуманитарная методология, человек культуры, компетентный профессионал, целостный образовательный процесс, педагогическое образование университетского типа, метаобразование
Соотношение цели и результата в анализе и проектировании педагогической деятельности
Рассматривается вопрос об определении места результата и цели в процессе педагогического целеполагания: видение результата становится основанием для педагогической диагностики, выявления перспектив совершенствования предмета воспитания и определения требуемых изменений в нем. Приводятся также критерии грамотной постановки цели
Ключевые слова: результат, цель, целеполагание, качество, диагностика, педагогическая деятельность
Моделирование ситуации становления
профессионально-личностного самоопределения подростков
как средство профилактики девиантного поведения
Рассматриваются особенности моделирования ситуации становления профессионально-личностного самоопределения подростков как средства профилактики девиантного его поведения. Обосновывается целесообразность поэтапной работы педагога по социально-педагогической поддержке профессионально-личностного самоопределения подростка как средства профилактики девиантного его поведения
Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение подростка, социально-педагогическая профилактика, девиантное поведение подростка, моделирование ситуации становления
Духовная сущность субъектности и формы ее проявления
Рассматриваются психологический, теологический и религиозно-философский контексты осмысления феномена субъектности. Как условие взаимодействия между различными субъектами, выделяется принцип любви, показаны различные формы его проявления
Ключевые слова: духовная сущность субъектности, принцип любви, субъектность в искусстве
Целостный подход как методологический регулятив
гендерных исследований в образовании
Рассматривается целостный подход в качестве методологического регулятива гендерных исследований в образовании. Акцентируется важность разработки теоретико-методологических на основе потребностей практики образования, учитывающих происходящие в обществе и образовании изменения, свободные от гендерных стереотипов
Ключевые слова: целостный подход, целостность, гендерное образование, гендерные исследования, методологический регулятив
Становление социогуманитарной компетентности подростка: моделирование педагогического процесса
На основании методологии гуманитарно-целостного и личностного подходов, а также реализации положения теории целостного процесса формирования личности В.С. Ильина, рассматрвиается теоретическая модель педагогического процесса, адекватного логике становления социогуманитарной компетентности подростка
Ключевые слова: социогуманитарная компетентность подростка, становление, педагогический процесс, гуманитарное развитие
Целостный подход в образовании взрослых
Рассматривается андрагогическая модель обучения, предусматривающая и обеспечивающая активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения
Ключевые слова: образование взрослых, непрерывное образование, андрагогическая модель, мобильность
Формирование интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе
Наряду с традиционными рассматриваются авторские методы формирования интереса к классической музыке у подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе
Ключевые слова: интерес к музыке, подростки, классическая музыка, урок музыки, общеобразовательная школа
Процесс формирования конфликтологической компетентности будущего педагога в целостном учебно-воспитательном процессе вуза
Рассматривается процесс формирования конфликтологической компетентности будущего педагога в целостном учебно-воспитательном процессе вуза. Характеризуются функции и уровни конфликтологической компетентности
Ключевые слова: педагогическая конфликтология, конфликтное взаимодействие, конфликтологическая компетентность, конфликтофобия
Субъективные основания целостности педагогического процесса
Критически анализируется механистические трактовки целостности педагогического процесса, обосновывается роль целостной индивидуально-авторской концепции, которой обладает педагог, как условия построения целостной педагогической системы
Ключевые слова: целостность, категориальные характеристики целостности, целостный подход, самодвижение, целостность субъекта
Условия модернизации образования и целостность
процесса формирования профессионализма будущего специалиста
Характеризуется процесс формирования профессионализма, на основании результатов опроса работодателей обобщается опыт работы по его формированию
Ключевые слова: модернизация образования, целостность, профессионализм, образовательный процесс, подготовка будущего специалиста, ожидания работодателя, формирование профессионализма
Эффективность концепции профессионально-личностного саморазвития учителя в педагогическом образовании
Характеризуется эффективность концепции профессионально-личностного саморазвития учителя в непрерывном образовании; рассматривается применение данное концепции в организации и проектировании элективных курсов для студентов и научного общества учащихся в лицее №8 «Олимпия»
Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие, непрерывное образование, элективный курс, научное общество учащихся
История Волгоградской научной школы целостного учебно-воспитательного процесса
Раскрывается изменение научной проблематики учеными Волгоградского государственного социально-педагогического университета в контексте целостного подхода от исследования частных функций учебно-воспитательного процесса к анализу процесса обучения и воспитания как педагогической системы, обладающей целостными свойствами
Ключевые слова: единство, педагогическая система, средство, учебно-научно-педагогический комплекс, функция, целеполагание, целостность
Моделирование педагогической практики в современных условиях на основе идей целостного подхода В.С. Ильина
Рассматриваются возможности моделирования структуры и программ педагогических практик студентов педагогических вузов в современных условиях на основе идей целостного подхода В.С. Ильина
Ключевые слова: целостный подход, педагогическая практика, студент, школа, образовательный стандарт, программа
Компетентностно-ориентированная
педагогическая деятельность: сущностные характеристики
Рассматриваются характеристики компетентностно-ориентированной педагогической деятельности, предназначенной для создания условий становления ученика человеком культуры информационного общества, который выступает носителем целостной компетентности
Ключевые слова: человек культуры информационного общества, компетентностно-ориентированная педагогическая деятельность
Теоретико-методологические основы целостного педагогического процесса как ресурс повышения качества образования
Рассматриваются возможности теории целостного учебно-воспитательного процесса как ключевого ресурса повышения качества образования в современных культурно-исторических условиях. Выделяются актуальные проблемы, связанные с реализацией целостного подхода в образовании
Ключевые слова: целостный подход, проектирование, педагогическая система, целостность
Целостный подход в формировании
языкового образовательного пространства
Рассматриваются методологические основы формирования языкового образовательного пространства, критерии сформированности компетентностей иноязычного общения, условия осуществления инновационной педагогической деятельность по подготовке и переподготовке учителей города Волгограда
Ключевые слова: языковое образовательное пространство, частно-методические задачи, критерии, мультифрения
Образовательный стандарт как целостная характеристика
качества высшего профессионального образования
Раскрывается реализация принципов системного подхода при проектировании учебно-методического сопровождения дисциплины «Педагогика» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; рассматривается роль коллективного субъекта образовательного процесса в реализации требований стандарта как целостной характеристики качества ВПО
Ключевые слова: качество высшего образования, образовательный стандарт, принципы системного подхода, педагогика
Мониторинг учебных достижений студентов
в целостном учебно-воспитательном процессе вуза
Рассматриваются целостная структура мониторинга учебных достижений студентов и логика его развертывания в образовательном процессе. Представлены основные оценочные процедуры, сочетание которых придает мониторингу учебных достижений студентов целостный характер
Ключевые слова: мониторинг, учебные достижения, оценка
Гуманитарно-целостный подход к формированию системы позитивных отношений у младшего школьника
Рассматриваются вопрос о необходимости формирования системы позитивных отношений как позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте, а также совокупность факторов, стимулирующих развитие позитивных отношений, тем самым, развивают личность ребенка в целом
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, целостный подход, система позитивных отношений, целостность, младший школьник
Средства и условия развития социально-личностной компетентности педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин
Рассматриваются возможности психолого-педагогических дисциплин в развитии социально-личностной компетентности будущих педагогов путем усиления и актуализации ценностно-смысловых аспектов их содержания, использования образовательных технологий в контексте будущей педагогической деятельности
Ключевые слова: педагогическое образование; профессионально-личностная компетентность; педагогические дисциплины; будущие педагоги; образовательные технологии; личностно-ориентированное образование; социально-личностная компетентность
Становление педагогической позиции спортивного тренера: рискологический аспект
Характеризуются проблемы и основные направления реформирования системы подготовки педагогических кадров и в частности педагогов – тренеров. Рассматриваются сущностные характеристики и роль жизненной позиции в профессиональном самосовершенствовании спортивного тренера
Ключевые слова: позиция, жизненная позиция, становление, тренер, педагогический риск