В специальный выпуск журнала помещены материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гендерных исследований в образовании», организованной научно-исследовательским Центром гендерных исследований кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» с 15 по 18 апреля 2009 г.
В конференции приняли участие ученые из Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга, Анапы, Арзамаса, Архангельска, Астрахани, Белгорода, Бишкека, Буденовска, Владимира, Вологды, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Ессентуков, Иркутска, Йошкар-Олы, Казани, Киева, Коломны, Костромы, Краснодара, Красноярска, Кривого Рога, Майкопа, Минска, Нерюнгри, Новороссийска, Новосибирска, Нижневартовска, Омска, Оренбурга, Ош, Пензы, Перми, Самары, Саратова, Саранска, Сочи, Ставрополя, Стерлитамака, Таганрога, Тирасполя, Томска, Ульяновска, Ханты-Мансийска, Харькова, Южно-Сахалинска, Якутска, Ярославля и др. городов. Широкий круг актуальных проблем гендерных исследований в образовании обсуждался в рамках следующих основных направлений:
Методология гендерных исследований в образовании (специфика реализации различных методологических подходов в гендерных педагогических исследованиях;. междисциплинарный подход в гендерных исследованиях).
-
Гендерное образование в России и за рубежом: истоки, современность (генезис идеи гендерного образования; практика дифференцированных женских и мужских образовательных учреждений в России; зарубежный опыт гендерного образования.
-
Инновационная деятельность по гендерному обучению и воспитанию (гендерное образование в учреждениях дошкольного, школьного и профессионального образования; гендерное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей; подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей; качество образования в контексте гендерного подхода).
-
Проблемы культуры гендерных взаимоотношений (взаимодействие школы, вуза и семьи: гендерный аспект; гендерные отношения в семье; воспитание культуры гендерных взаимоотношений дошкольников, школьников и студентов; девиации в гендерных взаимоотношениях и работа педагога с ними).
-
В работе конференции состоялись пленарные и секционные заседания; мастер-классы; встречи ученых с педагогами-практиками.
Материалы рассчитаны на специалистов в области гендерного образования, студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, практиков различных образовательных учреждений, а также на всех, кто интересуется проблемами воспитания девочек и мальчиков, гармонизации взаимоотношений полов, развития гендерных исследований в образовании.
Директор Центра гендерных исследований
кафедры педагогики ВГПУ, д-р пед. наук, проф. Столярчук Л.И .
Методология гендерных исследований в образовании
Проблемные установки феминистской критики науки
Анализу подвергается «анатомия» феминистской критики науки изнутри. Критически исследуется категория объективности, обусловленная семантическим истолкованием понятия «реальность». Делаются выводы в пользу проведения теоретических исследований, включающих в свою методологию ориентиры на женский опыт, интуицию и апелляцию к сердцу. Акцентируется внимание на специфике познания, находящегося на пересечении «разум —сердце», объединяющее ментальность и чувствование, рациональность и эмоции, дающее эффект синергийного во взаимодействии этих начал.
Ключевые слова: женский опыт, женщина как действующий и познающий субъект, трансформация социокода, легитимация статуса женщин
Некоторые размышления о гендерной и возрастной обусловленности отношения к СМИ
Предлагается основа для общественного и профессионального обсуждения гендерных стереотипов и возрастной обусловленности отношения к СМИ. На основе полученных данных возможно определение приемов эффективного медиаобразования различных возрастных и гендерных групп.
Ключевые слова: современные СМИ, гендерные стереотипы, возрастные медиапредпочтения, ценностные установки семьи, негативное влияние СМИ на несовершеннолетних
Гендерное просвещение в условиях глобализации
Поднимается вопрос о гендерном просвещении в условиях глобализации. Говоря о глобальных проблемах цивилизации, не стоит забывать о том, что все они создаются и большинство из них решается человечеством (в лице мужчины или/и женщины). Проблема гендерного просвещения встает на один уровень с существующими культурологическими проблемами 21-го столетия и подразумевает распространение и влияние понятия «гендер» на общество в целом.
Ключевые слова: гендер, гендерное просвещение, глобализация, глобальные проблемы, демократия, толерантность
Особенности эксперимента в гендерном иссследовании
Рассматриваются особенности гендерного исследования подростков. Анализируется соотношение факторов пола и возраста, подчёркиваются важность лонгитюдного метода и необходимость изучения гендерных различий подростков в развитии как процесса.
Ключевые слова: подростковый возраст, пубертат, пол, возраст, гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, недифференцированность
Гендерное образование в России и за рубежом: история и современность
Гендерный подход к профессии дирижера: женщина за оркестровым пультом - миф или реальность?
Когда великого маэстро Артуро Тосканини спросили, почему в его оркестре никогда не было ни одной женщины, дирижер ответил:
— Женщины очень мешают. Если они красивы, то мешают моим музыкантам, а если безобразны, то еще больше мешают мне!..
Исследуется феномен женщины-дирижера в мировом музыкально-исполнительском искусстве. Выбор объекта исследования обусловлен существующей лакуной в отечественном музыкознании и расширяющимся интересом к художественному самоутверждению женщин в роле руководителей симфонического и оперного оркестров.
Ключевые слова: дирижирование, женщина-дирижер, дирижерская техника, оперный и симфонический оркестр, музыкальное произведение
Гендерный аспект реформ образования в годы Великой Отечественной войны
Рассматриваются реформы в системе образования, произошедшие в годы войны: изменения в половом составе учителей, введение раздельного обучения. Делается вывод о том, что в школе сталкивались две противоречивые тенденции: с одной стороны, отчетливо выраженная тенденция к феминизации, с другой — введение раздельного обучения как попытка противостоять этой тенденции и завершение унификации образования под нужды тоталитарного государства.
Ключевые слова: гендер, гендерный подход, раздельное обучение.
Раздельно или вместе - к вопросу об особенностях обучения мальчиков и девочек (исторический аспект)
Рассматриваются вопросы организации обучения мальчиков и девочек с древнейших времён до середины XX в. на Западе и в России. Проводя исторический экскурс, автор указывает на ориентированность многих образовательных систем на мужскую часть населения. Также приводятся фактические данные, связанные с поиском форм совместного обучения мальчиков и девочек. Отдельно рассматриваются вопросы разработки проблем женского образования, активно начатые гуманистами эпохи Возрождения. Автор приходит к выводу, что массовое совместное обучение — достижение последнего столетия, неоднозначное, противоречивое, не учитывающее в полной мере особенности полов.
Ключевые слова: мальчики и девочки, особенности полов, совместное и раздельное обучение, исторический аспект.
Реализация основ дифференцированного обучения в учебных заведениях нового типа в России (вторая половина XIX — первая треть ХХ в.)
Обосновываются тенденции становления и развития дифференцированного обучения в России (вторая половина XIX — первая треть XX в.). Представлена широкая палитра учебных заведений, осуществлявших социально-гуманистическое и образовательно-гуманистическое направления дифференцированного обучения: Санкт-Петербургское сельскохозяйственное училище с педагогическим классом, учительская семинария им. К. Д. Ушинского, Выборгское восьмиклассное коммерческое училище, Тенишевское мужское училище, Частная Поливановская классическая гимназия и др.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, направления дифференцированного обучения, типология учебных заведений, профильная направленность содержания образования, тенденции в развитии образования
Различия гендерных установок у женщин с разным уровнем пренатальной маскулинизации/дефиминизации
Представлены результаты исследования гендерных особенностей женщин с различным уровнем внутриутробной (пренатальной) маскулинизации, определенным при помощи антропометрического исследования соотношения длины пальцев 2D: 4D. Рассматриваются ролевые установки и гендерная идентичность женщин с гетеросексуальной, гомосексуальной ориентацией и с транссексуальными установками.
Ключевые слова: гендерные установки женщин, пренатальная маскулинизация, гендерная атипия, отношения с родителями своего и противоположного пола, гендерная идентичность
Реформирование образования в процессе общепедагогической дискуссии конца 50-х годов ХIХ в.
Рассматриваются реформирование образования конца 50-х годов 19-го столетия, несостоятельность системы воспитания и поиск путей формирования личности. Подчеркивается, что основой возрождения общественной нравственности должно было стать образование женщин.
Ключевые слова: реформирование образования, негативы воспитания, образование женщин
Становление и развитие педагогического образования Германии в XVIII—XIX вв.
Рассматривается история развития педагогического образования в Германии в XVIII—XIX вв., а также подготовка учительниц. Подчеркивается, что в школах преподавало не более 10% женщин от общего числа учителей, что подтверждается соотношением между количеством мужских и женских семинарий.
Ключевые слова: история развития педагогического образования в Германии
Роль антрополого-педагогических концепций России второй половины XIX - начала XX вв. в развитии женского образования
Дана реконструкция процесса становления и развития антрополого-педагогических концепций в России второй половины XIX — начала XX в., что позволяет охарактеризовать основные тенденции развития женского образования данного периода.
Ключевые слова: антропология, антропоцентричность, педагогическая антропология, антрополого-педагогические исследования, антрополого-педагогическая концепция.
"Звучащие" портреты: гендерные исследования в искусствоведении
Рассматриваются религиозные и светские представления о художественном творчестве женщин (аристократического и буржуазного сословий), характерные для XIV—XIX вв. В процессе интенсивной секуляризации искусства религиозные представления о способах творческой самореализации женщин, воплощавшиеся в коннотациях образа св. Цецилии, постепенно трансформировались в светские представления об «идеале творческой женщины».
Ключевые слова: история искусств, синтез искусств, гендерные исследования, художественное творчество женщин, междисциплинарность.
Инновационная деятельность по гендерному обучению и воспитанию
Гендерные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников
Представлены результаты диагностики мотивации достижения юношей и девушек в области профессионального самоопределения; отражены различия между юношами и девушками в профессиональных интересах, склонностях, мотивации достижения, в обосновании привлекательности профессий.
Ключевые слова: гендерные различия, профессиональное самоопределение, учебно-воспитательный процесс, гендерный подход, гендерная идентичность.
Сравнительный анализ структуры личности спортсменов разной специализации: гендерный аспект
Рассматриваются вопросы распределения компонентов личностной сферы (интеллектуального, эмоционально-волевого и коммуникативного) у спортсменов в зависимости от спортивной специализации и половой принадлежности. Исследование структуры личности представителей различных видов спорта и спортивных дисциплин ведется с позиции социального и гендерного аспектов с учетом характера взаимодействия спортсменов-соперников в соревновательной борьбе (автономный, антагонистический и синергетический).
Ключевые слова: гендерные различия в спорте; автономные, антагонистические, синергетические виды спорта; структура личностной сферы.
Формы, методы и приемы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода
Рассматриваются формы и методы обучения младших школьников с учетом гендерных особенностей; анализируются результаты изучения влияния разных методов обучения на развитие мальчиков и девочек, способствующего приобретению ценностных и рефлексивных знаний, направленных на успешную социализацию детей.
Ключевые слова: активные формы и методы обучения мальчиков и девочек, психологические особенности пола, дидактическая игра, поэтапное усвоение знаний, нетрадиционные уроки, высокий темп подачи материала, логические задачи.
Проблемы гендерного образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Рассматриваются различия в эмоциональных проявлениях у девочек и мальчиков по половозрастным характеристикам. Описывается программа, построенная на играх с песком, цель которой — сохранение психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.
Ключевые слова: гендерные различия, базовые эмоции, стрессовая ситуация, развитие познавательных интересов, образовательно-терапевтический эффект.
Половая идентификация дошкольников в контексте социального познания
Описываются особенности половой идентификации в дошкольном детстве у девочек и мальчиков в сюжетно-ролевой игре, которая способствует дифференциации полоролевых стереотипов.
Ключевые слова: половая идентификация, социальное познание, образование, гендерные роли.
Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников
Актуализирована проблема содержательной и методической психолого-педагогической подготовки учителей к внедрению гендерного подхода в обучении, сформулировано понятие «готовность учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников».
Ключевые слова: гендер, готовность учителя к реализации гендерного подхода, гендерная компетентность учителей, гендерный подход как вариация личностно ориентированного образования.
Гендерно-ролевая социализация личности студента в ВУЗе как фактор профессионального воспитания будущего специалиста
Освещаются вопросы определения гендерного «образца», связанного с процессами социальной стратификации, задающей субкультурные границы и предполагающей тем самым обеспечение жизнеспособности системы высшего профессионального образования. Гендерный «образец» личности студента вуза не задает установки поведения, а ориентирует на ценности смысла жизни, творчества, сотрудничества, семьи, взаимоуважения, профессионализма.
Ключевые слова: гендер, социализация, гендерно-ролевая социализация, гендерный «образец», маскулинный тип личности, фемининный тип личности, андрогинный тип личности.
Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного учителя
Обосновывается актуальность гендерной подготовки педагога, раскрывается понятие «гендерная компетентность педагога», определена структура, обозначены педагогические условия, принципы и технологии формирования гендерной компетентности педагога.
Ключевые слова: гендерная компетентность педагога, гендерный подход, личностно ориентированный подход, компетентностный подход, структура гендерной компетентности.
Региональная и гендерная специфика профессионального самоопределения старших школьников республики Саха (Якутия)
Проанализированы особенности процесса гендерной социализации старших школьников и региональная специфика профессионального самоопределения в Республике Саха (Якутия). Обоснована необходимость учета гендерной социализации и гендерных стереотипов в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: гендерная социализация, профессиональное самоопределение, региональная специфика профессиональной ориентации.
Гендерный аспект организации групповой проектно-исследовательской деятельности учащихся
Исследуется одно из направлений гендерно-ориентированного образования — его организация с учетом гендерной доминанты учащегося. Так, при организации групповой проектно-исследовательской деятельности на уроке этот подход, позволяя учитывать индивидуальные образовательные возможности учащихся, повышает личностную ориентацию данной деятельности.
Ключевые слова: гендерная стратегия Российской Федерации, гендерный подход в образовании, гендерная доминанта, групповая проектно-исследовательская деятельность.
Образовательный процесс как пространство воспроизводства гендера
Дан анализ образовательного процесса с точки зрения конструирования в нем гендера. Инструментом анализа служат понятия «скрытая учебная программа» и «точка сборки», под которой понимается связка проблемных полей — философии, образования и гендера. Такая точка сборки в теоретическом плане возникает в новом понимании субъекта, вырабатываемом в неклассических, в том числе и гендерном, подходах.
Ключевые слова: гендерная социализация, образовательный процесс, «скрытая учебная программа», неклассические концепции субъекта.
Предпочтения старшеклассников в использовании ресурсов сети Интернет: гендерный подход
Рассматриваются гендерные различия старших школьников в использовании ресурсов сети Интернет. Выводы делаются на основе результатов анкетирования, проведенного в школах города.
Ключевые слова: Интернет, ресурсы сети, предпочтения, мальчики, девочки, гендерный поход, различия, респонденты.
Гендерные стереотипы в спорте
Рассмотрены проблемы взаимодействия тренера с юношами и девушками в образовательном процессе. Выявлены и проанализированы гендерные стереотипы, существующие в различных видах спорта.
Ключевые слова: образование, гендерные стереотипы, виды спорта, качества личности, спортивная деятельность.
Гендерные особенности отношений спортсменов-инвалидов к тренеру
Представлены экспериментальные данные исследования гендерных особенностей отношения спортсменов-инвалидов, занимающихся баскетболом на колясках, к тренеру. Показаны их сходство и различия по гностическому, поведенческому и эмоциональному параметрам отношений.
Ключевые слова: гендерные особенности, спортсмен-инвалид, тренер.
Концепция осуществления раздельного обучения на основе гендерного подхода
Рассматриваются концептуальные положения и программа опытно-экспериментальной работы по раздельному обучению. Анализируются причины, побудившие осуществить опыт раздельного обучения в общеобразовательной школе. Приводится информационная карта эксперимента в рамках города и доказывается, что отбор содержания обучения и воспитания на основе гендерного подхода способствует приобретению ценностных и рефлексивных знаний, успешной социализации мальчиков и девочек.
Ключевые слова: концепция раздельного обучения в начальной школе, гендерное образование, цели и задачи раздельного обучения, отбор форм и методов раздельного обучения, педагогические условия сохранения здоровья младших школьников.
Специфика учета гендерных особенностей в деятельности небольшой специальной образовательной организации по абстрактно-логическим играм
В рамках системного подхода рассматривается процесс обучения игре в шахматы и другим абстрактно-логическим играм как небольшая специальная образовательная организация.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, педагогическое управление, менеджмент в образовании, младший школьный возраст, система дополнительного образования, организация кружка в системе дополнительного образования.
Роль гендерного подхода в модернизации системы гендерного образования в российской школе
Обосновывается необходимость модернизации системы полового просвещения в школе в современной ситуации реформирования российского образования. Особое внимание уделяется анализу модернизации российского образования сквозь призму социокультурного подхода к пониманию образования. Подвергается критике полоролевой подход в образовании и обосновываются актуальность и преимущества гендерного подхода. Включение гендерной теории в педагогику должно начаться с полового просвещения, утраченного в современной России.
Ключевые слова: модернизация образования, половое образование в школе, гендерный подход в образовании.
Роль специалиста по физической культуре в формировании полоролевого поведения дошкольников
Рассматриваются этапы формирования полоролевого поведения дошкольников, а также деятельность специалиста по физической культуре по его формированию в процессе занятий физическими упражнениями.
Ключевые слова: дошкольники, занятия физическими упражнениями, полоролевое поведение.
Гендерный подход в исследовательской деятельности дошкольного учреждения
Описывается опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе дошкольного учреждения № 139 г. Санкт-Петербурга, основной целью которой выступило выявление необходимости учета половой принадлежности детей в процессе их оздоровления. Дан анализ полученных результатов по трем направлениям: коррекция микроэлементного состава организма у детей, развитие дыхательной функции, регулирование интенсивности физической нагрузки.
Ключевые слова: полоролевое поведение, физическая нагрузка, дыхательная функция, дошкольники, занятия физическими упражнениями, половая принадлежность.
Формирование ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей: гендерный подход в профессиональной подготовке
Исследуется проблема формирования ассоциативно-образного мышления у студентов художественно-графических специальностей с использованием гендерного подхода.
Ключевые слова: ассоциация, мышление, креативность, образ, графика, гендерный подход, профессиональная подготовка, творческая личность, профессиональное мышление.
Гендерный подход к образованию детей-мигрантов
Проанализированы специфика гендерного подхода к образованию детей-мигрантов, процесс формирования у них гендерной культуры. Обоснована необходимость подготовки педагогов, специализирующихся на работе с данной категорией детей с учетом гендерных особенностей.
Ключевые слова: дети-мигранты, адаптация, ресоциализация, гендерная культура.
Воспроизводство практик гендерного неравенства в школе
Раскрыты гендерные особенности явных и латентных гендерных установок субъектов образования в средней школе на материале кейс-стади; представлены эмпирические данные о специфике гендерной социализации в гендерной коммуникации в общеобразовательной школе; предложены новые эмпирические данные по представлениям старшеклассников о гендерных различиях и гендерном неравенстве на материале школьных сочинений, с применением количественной и качественной интерпретации текстов; выявлены гендерные стереотипы в сознании учащихся.
Ключевые слова: гендер, социализация, неравенство, скрытый учебный план в школе, этнографическое кейс-стади, маскулинность, феминность, гендерные стереотипы.
Оценка психофизиологического состояния младших школьников в условиях раздельного обучения мальчиков и девочек
Актуализируются концептуальные идеи о различных путях познания мира мальчиками и девочками, основанные на общеизвестных медицинских и психофизиологических исследованиях И. С. Кона, В. А. Геодакяна, Ю. П. Азарова, Н. Н. Куинджи, В. Ф. Базарного. Анализируется опыт раздельного обучения в начальных классах МОУ СОШ № 6 г. Арзамаса Нижегородской области. Представлены итоги двухгодичного наблюдения за учащимися 1—2-го классов и психодиагностического исследования. Описываются приемы и методы работы в классе мальчиков и классе девочек.
Ключевые слова: раздельное обучение мальчиков и девочек, рационально-логическое мышление мальчиков, эмоционально-образное мышление девочек, уровень тревожности, адаптация учащихся в условиях гендерного подхода к обучению в начальной школе, функциональное состояние.
Проблемы культуры гендерных взаимоотношений
Воспитание гендерных особенностей невербального поведения
Рассматривается проблема воспитания гендерных особенностей невербального поведения личности, гендерных стилей невербального поведения. Описывается процесс накопления невербального опыта представителями обоих полов в течение жизни, уделяется внимание проявлениям гендерных различий в использовании средств невербального общения.
Ключевые слова: невербальное поведение, невербальные средства, стили и типы невербального поведения, невербальный кругозор, невербальный опыт.
Образ автора в жанрах похвалы и комплимента как объект гендерлингвистического исследования
Представлены лингвистические отличия выражения комплимента и похвалы мужчинами и женщинами, связанные с гендерными особенностями отношений коммуникантов; также отражены результаты анализа гендерных стереотипов в коммуникативных стратегиях средств массовой информации.
Ключевые слова: комплимент, гендер, гендерлингвистика, гендерная идентичность, коммуникация.
Гендерные девиации школьников как психолого-педагогическая проблема
Обосновывается мысль, что гендерное образование обладает значительным потенциалом в преодолении трудностей социализации, которые служат причиной девиантного, асоциального поведения и гендерных девиаций учащихся.
Ключевые слова: гендерные девиации, девиантное поведение, социальное поведение, социализация, самоактуализация.
Гендерные особенности репрезентации лжи в семейных отношениях
Выявлены связи между гендером, частотой правдивых высказываний, ситуативностью и формой проявления лжи у супругов.
Ключевые слова: гендер, восприятие, маскулинность, фемининность, ложь, обман.
Гендерный анализ отношения личности к деньгам
Представлен гендерный анализ отношения личности к деньгам, уточнены основные виды противоречий в системе ценностей и норм поведения, способствующие возникновению нравственного конфликта личности в ситуациях, связанных с материальными средствами.
Ключевые слова: психологический пол, маскулинность, фемининность, конфликт, менталитет.
Гендерная роль женщины в семье
Исследуются традиционные культурно-исторические представления о семейных ролях женщины. Анализ результатов социологических исследований различных возрастных групп позволил выявить основные тенденции изменения в сознании молодежи привычных для старшего поколения стереотипов.
Ключевые слова: гендер, гендерное равенство, гендерные роли, женщина в семье, патриархат, семейные функции, социальные роли, репродуктивное поведение молодёжи.
Влияние семейного воспитания (чтение сказок) на формирование гендера ребенка
Рассматриваются вопросы влияния семейного воспитания на гендерное самоопределение ребенка, особенно в процессе чтения сказок. Их персонажи имеют определенную гендерную принадлежность, и ребенок может использовать сказочных героев для своего гендерного самоопределения.
Ключевые слова: гендер, семья, гендерное самоопределение, идентификация, гендерные роли.
Гендерные основания супружеских конфликтов
Исследуются психологические факторы полоролевого конфликта в молодых семьях. Обнаружены гендерные рассогласования идеальных и реальных образов супругов, их стилей межличностного взаимодействия и моделей распределения семейных обязанностей.
Ключевые слова: гендер, супружеский конфликт, полоролевой конфликт, роли супругов, стиль поведения.
Лидерский личностный потенциал детей, имеющих и не имеющих сиблингов (гендерные различия)
Описан процесс развития лидерского потенциала у детей, имеющих братьев и сестёр и не имеющих таковых. Выделены компоненты данного процесса. Понятие «лидерский потенциал детей» рассмотрено во взаимосвязи с полом ребёнка и особенностями взаимоотношений между сиблингами в семье.
Ключевые слова: лидерский потенциал, сиблинги, гендерные различия, взаимоотношения братьев и сестёр в семье, личностные особенности детей.
Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы женщин с разной гендерной идентичностью
Обоснованы актуальность и новизна исследования особенностей ценностно-смысловой сферы женщин с разной гендерной идентичностью. Определены этапы исследования. Проведен анализ результатов исследования.
Ключевые слова: особенности ценностно-смысловой сферы женщин, гендерная идентичность, маскулинная идентичность, фемининная идентичность, андрогинная идентичность.