№ 3 (4) 2009
02.10.09г.
Тема номера: Проблемы и перспективы гендерных исследований в образовании (спецвыпуск)

В специальный выпуск журнала помещены материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гендерных исследований в образовании», организованной научно-исследовательским Центром гендерных исследований кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» с 15 по 18 апреля 2009 г.

В конференции приняли участие ученые из Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга, Анапы, Арзамаса, Архангельска, Астрахани, Белгорода, Бишкека, Буденовска, Владимира, Вологды, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Ессентуков, Иркутска, Йошкар-Олы, Казани, Киева, Коломны, Костромы, Краснодара, Красноярска, Кривого Рога, Майкопа, Минска, Нерюнгри, Новороссийска, Новосибирска, Нижневартовска, Омска, Оренбурга, Ош, Пензы, Перми, Самары, Саратова, Саранска, Сочи, Ставрополя, Стерлитамака, Таганрога, Тирасполя, Томска, Ульяновска, Ханты-Мансийска, Харькова, Южно-Сахалинска, Якутска, Ярославля и др. городов. Широкий круг актуальных проблем гендерных исследований в образовании обсуждался в рамках следующих основных направлений:

Методология гендерных исследований в образовании (специфика реализации различных методологических подходов в гендерных педагогических исследованиях;. междисциплинарный подход в гендерных исследованиях).

  • Гендерное образование в России и за рубежом: истоки, современность (генезис идеи гендерного образования; практика дифференцированных женских и мужских образовательных учреждений в России; зарубежный опыт гендерного образования.
  • Инновационная деятельность по гендерному обучению и воспитанию (гендерное образование в учреждениях дошкольного, школьного и профессионального образования; гендерное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей; подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей; качество образования в контексте гендерного подхода).
  • Проблемы культуры гендерных взаимоотношений (взаимодействие школы, вуза и семьи: гендерный аспект; гендерные отношения в семье; воспитание культуры гендерных взаимоотношений дошкольников, школьников и студентов; девиации в гендерных взаимоотношениях и работа педагога с ними).
  • В работе конференции состоялись пленарные и секционные заседания; мастер-классы; встречи ученых с педагогами-практиками.

Материалы рассчитаны на специалистов в области гендерного образования, студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, практиков различных образовательных учреждений, а также на всех, кто интересуется проблемами воспитания девочек и мальчиков, гармонизации взаимоотношений полов, развития гендерных исследований в образовании.

Директор Центра гендерных исследований
кафедры педагогики ВГПУ, д-р пед. наук, проф. Столярчук Л.И .

 

Методология гендерных исследований в образовании
Проблемные установки феминистской критики науки
Анализу подвергается «анатомия» феминистской критики науки изнутри. Критически исследуется категория объективности, обусловленная семантическим истолкованием понятия «реальность». Делаются выводы в пользу проведения теоретических исследований, включающих в свою методологию ориентиры на женский опыт, интуицию и апелляцию к сердцу. Акцентируется внимание на специфике познания, находящегося на пересечении «разум —сердце», объединяющее ментальность и чувствование, рациональность и эмоции, дающее эффект синергийного во взаимодействии этих начал.
Ключевые слова: женский опыт, женщина как действующий и познающий субъект, трансформация социокода, легитимация статуса женщин
Загрузить  | PDF, 183Kb
Некоторые размышления о гендерной и возрастной обусловленности отношения к СМИ
Предлагается основа для общественного и профессионального обсуждения гендерных стереотипов и возрастной обусловленности отношения к СМИ. На основе полученных данных возможно определение приемов эффективного медиаобразования различных возрастных и гендерных групп.
Ключевые слова: современные СМИ, гендерные стереотипы, возрастные медиапредпочтения, ценностные установки семьи, негативное влияние СМИ на несовершеннолетних
Загрузить  | PDF, 172Kb
Гендерное просвещение в условиях глобализации
Поднимается вопрос о гендерном просвещении в условиях глобализации. Говоря о глобальных проблемах цивилизации, не стоит забывать о том, что все они создаются и большинство из них решается человечеством (в лице мужчины или/и женщины). Проблема гендерного просвещения встает на один уровень с существующими культурологическими проблемами 21-го столетия и подразумевает распространение и влияние понятия «гендер» на общество в целом.
Ключевые слова: гендер, гендерное просвещение, глобализация, глобальные проблемы, демократия, толерантность
Загрузить  | PDF, 143Kb
Особенности эксперимента в гендерном иссследовании
Рассматриваются особенности гендерного исследования подростков. Анализируется соотношение факторов пола и возраста, подчёркиваются важность лонгитюдного метода и необходимость изучения гендерных различий подростков в развитии как процесса.
Ключевые слова: подростковый возраст, пубертат, пол, возраст, гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, недифференцированность
Загрузить  | PDF, 160Kb
Гендерное образование в России и за рубежом: история и современность
Гендерный подход к профессии дирижера: женщина за оркестровым пультом - миф или реальность?
Когда великого маэстро Артуро Тосканини спросили, почему в его оркестре никогда не было ни одной женщины, дирижер ответил: — Женщины очень мешают. Если они красивы, то мешают моим музыкантам, а если безобразны, то еще больше мешают мне!.. Исследуется феномен женщины-дирижера в мировом музыкально-исполнительском искусстве. Выбор объекта исследования обусловлен существующей лакуной в отечественном музыкознании и расширяющимся интересом к художественному самоутверждению женщин в роле руководителей симфонического и оперного оркестров.
Ключевые слова: дирижирование, женщина-дирижер, дирижерская техника, оперный и симфонический оркестр, музыкальное произведение
Загрузить  | PDF, 163Kb
Гендерный аспект реформ образования в годы Великой Отечественной войны
Рассматриваются реформы в системе образования, произошедшие в годы войны: изменения в половом составе учителей, введение раздельного обучения. Делается вывод о том, что в школе сталкивались две противоречивые тенденции: с одной стороны, отчетливо выраженная тенденция к феминизации, с другой — введение раздельного обучения как попытка противостоять этой тенденции и завершение унификации образования под нужды тоталитарного государства.
Ключевые слова: гендер, гендерный подход, раздельное обучение.
Загрузить  | PDF, 144Kb
Раздельно или вместе - к вопросу об особенностях обучения мальчиков и девочек (исторический аспект)
Рассматриваются вопросы организации обучения мальчиков и девочек с древнейших времён до середины XX в. на Западе и в России. Проводя исторический экскурс, автор указывает на ориентированность многих образовательных систем на мужскую часть населения. Также приводятся фактические данные, связанные с поиском форм совместного обучения мальчиков и девочек. Отдельно рассматриваются вопросы разработки проблем женского образования, активно начатые гуманистами эпохи Возрождения. Автор приходит к выводу, что массовое совместное обучение — достижение последнего столетия, неоднозначное, противоречивое, не учитывающее в полной мере особенности полов.
Ключевые слова: мальчики и девочки, особенности полов, совместное и раздельное обучение, исторический аспект.
Загрузить  | PDF, 152Kb
Реализация основ дифференцированного обучения в учебных заведениях нового типа в России (вторая половина XIX — первая треть ХХ в.)
Обосновываются тенденции становления и развития дифференцированного обучения в России (вторая половина XIX — первая треть XX в.). Представлена широкая палитра учебных заведений, осуществлявших социально-гуманистическое и образовательно-гуманистическое направления дифференцированного обучения: Санкт-Петербургское сельскохозяйственное училище с педагогическим классом, учительская семинария им. К. Д. Ушинского, Выборгское восьмиклассное коммерческое училище, Тенишевское мужское училище, Частная Поливановская классическая гимназия и др.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, направления дифференцированного обучения, типология учебных заведений, профильная направленность содержания образования, тенденции в развитии образования
Загрузить  | PDF, 162Kb
Различия гендерных установок у женщин с разным уровнем пренатальной маскулинизации/дефиминизации
Представлены результаты исследования гендерных особенностей женщин с различным уровнем внутриутробной (пренатальной) маскулинизации, определенным при помощи антропометрического исследования соотношения длины пальцев 2D: 4D. Рассматриваются ролевые установки и гендерная идентичность женщин с гетеросексуальной, гомосексуальной ориентацией и с транссексуальными установками.
Ключевые слова: гендерные установки женщин, пренатальная маскулинизация, гендерная атипия, отношения с родителями своего и противоположного пола, гендерная идентичность
Загрузить  | PDF, 165Kb
Реформирование образования в процессе общепедагогической дискуссии конца 50-х годов ХIХ в.
Рассматриваются реформирование образования конца 50-х годов 19-го столетия, несостоятельность системы воспитания и поиск путей формирования личности. Подчеркивается, что основой возрождения общественной нравственности должно было стать образование женщин.
Ключевые слова: реформирование образования, негативы воспитания, образование женщин
Загрузить  | PDF, 164Kb
Становление и развитие педагогического образования Германии в XVIII—XIX вв.
Рассматривается история развития педагогического образования в Германии в XVIII—XIX вв., а также подготовка учительниц. Подчеркивается, что в школах преподавало не более 10% женщин от общего числа учителей, что подтверждается соотношением между количеством мужских и женских семинарий.
Ключевые слова: история развития педагогического образования в Германии
Загрузить  | PDF, 150Kb
Роль антрополого-педагогических концепций России второй половины XIX - начала XX вв. в развитии женского образования
Дана реконструкция процесса становления и развития антрополого-педагогических концепций в России второй половины XIX — начала XX в., что позволяет охарактеризовать основные тенденции развития женского образования данного периода.
Ключевые слова: антропология, антропоцентричность, педагогическая антропология, антрополого-педагогические исследования, антрополого-педагогическая концепция.
Загрузить  | PDF, 155Kb
"Звучащие" портреты: гендерные исследования в искусствоведении
Рассматриваются религиозные и светские представления о художественном творчестве женщин (аристократического и буржуазного сословий), характерные для XIV—XIX вв. В процессе интенсивной секуляризации искусства религиозные представления о способах творческой самореализации женщин, воплощавшиеся в коннотациях образа св. Цецилии, постепенно трансформировались в светские представления об «идеале творческой женщины».
Ключевые слова: история искусств, синтез искусств, гендерные исследования, художественное творчество женщин, междисциплинарность.
Загрузить  | PDF, 153Kb
Инновационная деятельность по гендерному обучению и воспитанию
Гендерные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников
Представлены результаты диагностики мотивации достижения юношей и девушек в области профессионального самоопределения; отражены различия между юношами и девушками в профессиональных интересах, склонностях, мотивации достижения, в обосновании привлекательности профессий.
Ключевые слова: гендерные различия, профессиональное самоопределение, учебно-воспитательный процесс, гендерный подход, гендерная идентичность.
Загрузить  | PDF, 144Kb
Сравнительный анализ структуры личности спортсменов разной специализации: гендерный аспект
Рассматриваются вопросы распределения компонентов личностной сферы (интеллектуального, эмоционально-волевого и коммуникативного) у спортсменов в зависимости от спортивной специализации и половой принадлежности. Исследование структуры личности представителей различных видов спорта и спортивных дисциплин ведется с позиции социального и гендерного аспектов с учетом характера взаимодействия спортсменов-соперников в соревновательной борьбе (автономный, антагонистический и синергетический).
Ключевые слова: гендерные различия в спорте; автономные, антагонистические, синергетические виды спорта; структура личностной сферы.
Загрузить  | PDF, 168Kb
Формы, методы и приемы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода
Рассматриваются формы и методы обучения младших школьников с учетом гендерных особенностей; анализируются результаты изучения влияния разных методов обучения на развитие мальчиков и девочек, способствующего приобретению ценностных и рефлексивных знаний, направленных на успешную социализацию детей.
Ключевые слова: активные формы и методы обучения мальчиков и девочек, психологические особенности пола, дидактическая игра, поэтапное усвоение знаний, нетрадиционные уроки, высокий темп подачи материала, логические задачи.
Загрузить  | PDF, 152Kb
Проблемы гендерного образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Рассматриваются различия в эмоциональных проявлениях у девочек и мальчиков по половозрастным характеристикам. Описывается программа, построенная на играх с песком, цель которой — сохранение психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.
Ключевые слова: гендерные различия, базовые эмоции, стрессовая ситуация, развитие познавательных интересов, образовательно-терапевтический эффект.
Загрузить  | PDF, 142Kb
Половая идентификация дошкольников в контексте социального познания
Описываются особенности половой идентификации в дошкольном детстве у девочек и мальчиков в сюжетно-ролевой игре, которая способствует дифференциации полоролевых стереотипов.
Ключевые слова: половая идентификация, социальное познание, образование, гендерные роли.
Загрузить  | PDF, 155Kb
Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников
Актуализирована проблема содержательной и методической психолого-педагогической подготовки учителей к внедрению гендерного подхода в обучении, сформулировано понятие «готовность учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников».
Ключевые слова: гендер, готовность учителя к реализации гендерного подхода, гендерная компетентность учителей, гендерный подход как вариация личностно ориентированного образования.
Загрузить  | PDF, 153Kb
Гендерно-ролевая социализация личности студента в ВУЗе как фактор профессионального воспитания будущего специалиста
Освещаются вопросы определения гендерного «образца», связанного с процессами социальной стратификации, задающей субкультурные границы и предполагающей тем самым обеспечение жизнеспособности системы высшего профессионального образования. Гендерный «образец» личности студента вуза не задает установки поведения, а ориентирует на ценности смысла жизни, творчества, сотрудничества, семьи, взаимоуважения, профессионализма.
Ключевые слова: гендер, социализация, гендерно-ролевая социализация, гендерный «образец», маскулинный тип личности, фемининный тип личности, андрогинный тип личности.
Загрузить  | PDF, 146Kb
Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного учителя
Обосновывается актуальность гендерной подготовки педагога, раскрывается понятие «гендерная компетентность педагога», определена структура, обозначены педагогические условия, принципы и технологии формирования гендерной компетентности педагога.
Ключевые слова: гендерная компетентность педагога, гендерный подход, личностно ориентированный подход, компетентностный подход, структура гендерной компетентности.
Загрузить  | PDF, 147Kb
Региональная и гендерная специфика профессионального самоопределения старших школьников республики Саха (Якутия)
Проанализированы особенности процесса гендерной социализации старших школьников и региональная специфика профессионального самоопределения в Республике Саха (Якутия). Обоснована необходимость учета гендерной социализации и гендерных стереотипов в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: гендерная социализация, профессиональное самоопределение, региональная специфика профессиональной ориентации.
Загрузить  | PDF, 150Kb
Гендерный аспект организации групповой проектно-исследовательской деятельности учащихся
Исследуется одно из направлений гендерно-ориентированного образования — его организация с учетом гендерной доминанты учащегося. Так, при организации групповой проектно-исследовательской деятельности на уроке этот подход, позволяя учитывать индивидуальные образовательные возможности учащихся, повышает личностную ориентацию данной деятельности.
Ключевые слова: гендерная стратегия Российской Федерации, гендерный подход в образовании, гендерная доминанта, групповая проектно-исследовательская деятельность.
Загрузить  | PDF, 146Kb
Образовательный процесс как пространство воспроизводства гендера
Дан анализ образовательного процесса с точки зрения конструирования в нем гендера. Инструментом анализа служат понятия «скрытая учебная программа» и «точка сборки», под которой понимается связка проблемных полей — философии, образования и гендера. Такая точка сборки в теоретическом плане возникает в новом понимании субъекта, вырабатываемом в неклассических, в том числе и гендерном, подходах.
Ключевые слова: гендерная социализация, образовательный процесс, «скрытая учебная программа», неклассические концепции субъекта.
Загрузить  | PDF, 160Kb
Предпочтения старшеклассников в использовании ресурсов сети Интернет: гендерный подход
Рассматриваются гендерные различия старших школьников в использовании ресурсов сети Интернет. Выводы делаются на основе результатов анкетирования, проведенного в школах города.
Ключевые слова: Интернет, ресурсы сети, предпочтения, мальчики, девочки, гендерный поход, различия, респонденты.
Загрузить  | PDF, 165Kb
Гендерные стереотипы в спорте
Рассмотрены проблемы взаимодействия тренера с юношами и девушками в образовательном процессе. Выявлены и проанализированы гендерные стереотипы, существующие в различных видах спорта.
Ключевые слова: образование, гендерные стереотипы, виды спорта, качества личности, спортивная деятельность.
Загрузить  | PDF, 162Kb
Гендерные особенности отношений спортсменов-инвалидов к тренеру
Представлены экспериментальные данные исследования гендерных особенностей отношения спортсменов-инвалидов, занимающихся баскетболом на колясках, к тренеру. Показаны их сходство и различия по гностическому, поведенческому и эмоциональному параметрам отношений.
Ключевые слова: гендерные особенности, спортсмен-инвалид, тренер.
Загрузить  | PDF, 143Kb
Концепция осуществления раздельного обучения на основе гендерного подхода
Рассматриваются концептуальные положения и программа опытно-экспериментальной работы по раздельному обучению. Анализируются причины, побудившие осуществить опыт раздельного обучения в общеобразовательной школе. Приводится информационная карта эксперимента в рамках города и доказывается, что отбор содержания обучения и воспитания на основе гендерного подхода способствует приобретению ценностных и рефлексивных знаний, успешной социализации мальчиков и девочек.
Ключевые слова: концепция раздельного обучения в начальной школе, гендерное образование, цели и задачи раздельного обучения, отбор форм и методов раздельного обучения, педагогические условия сохранения здоровья младших школьников.
Загрузить  | PDF, 165Kb
Специфика учета гендерных особенностей в деятельности небольшой специальной образовательной организации по абстрактно-логическим играм
В рамках системного подхода рассматривается процесс обучения игре в шахматы и другим абстрактно-логическим играм как небольшая специальная образовательная организация.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, педагогическое управление, менеджмент в образовании, младший школьный возраст, система дополнительного образования, организация кружка в системе дополнительного образования.
Загрузить  | PDF, 146Kb
Роль гендерного подхода в модернизации системы гендерного образования в российской школе
Обосновывается необходимость модернизации системы полового просвещения в школе в современной ситуации реформирования российского образования. Особое внимание уделяется анализу модернизации российского образования сквозь призму социокультурного подхода к пониманию образования. Подвергается критике полоролевой подход в образовании и обосновываются актуальность и преимущества гендерного подхода. Включение гендерной теории в педагогику должно начаться с полового просвещения, утраченного в современной России.
Ключевые слова: модернизация образования, половое образование в школе, гендерный подход в образовании.
Загрузить  | PDF, 157Kb
Роль специалиста по физической культуре в формировании полоролевого поведения дошкольников
Рассматриваются этапы формирования полоролевого поведения дошкольников, а также деятельность специалиста по физической культуре по его формированию в процессе занятий физическими упражнениями.
Ключевые слова: дошкольники, занятия физическими упражнениями, полоролевое поведение.
Загрузить  | PDF, 148Kb
Гендерный подход в исследовательской деятельности дошкольного учреждения
Описывается опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе дошкольного учреждения № 139 г. Санкт-Петербурга, основной целью которой выступило выявление необходимости учета половой принадлежности детей в процессе их оздоровления. Дан анализ полученных результатов по трем направлениям: коррекция микроэлементного состава организма у детей, развитие дыхательной функции, регулирование интенсивности физической нагрузки.
Ключевые слова: полоролевое поведение, физическая нагрузка, дыхательная функция, дошкольники, занятия физическими упражнениями, половая принадлежность.
Загрузить  | PDF, 162Kb
Формирование ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей: гендерный подход в профессиональной подготовке
Исследуется проблема формирования ассоциативно-образного мышления у студентов художественно-графических специальностей с использованием гендерного подхода.
Ключевые слова: ассоциация, мышление, креативность, образ, графика, гендерный подход, профессиональная подготовка, творческая личность, профессиональное мышление.
Загрузить  | PDF, 149Kb
Гендерный подход к образованию детей-мигрантов
Проанализированы специфика гендерного подхода к образованию детей-мигрантов, процесс формирования у них гендерной культуры. Обоснована необходимость подготовки педагогов, специализирующихся на работе с данной категорией детей с учетом гендерных особенностей.
Ключевые слова: дети-мигранты, адаптация, ресоциализация, гендерная культура.
Загрузить  | PDF, 144Kb
Воспроизводство практик гендерного неравенства в школе
Раскрыты гендерные особенности явных и латентных гендерных установок субъектов образования в средней школе на материале кейс-стади; представлены эмпирические данные о специфике гендерной социализации в гендерной коммуникации в общеобразовательной школе; предложены новые эмпирические данные по представлениям старшеклассников о гендерных различиях и гендерном неравенстве на материале школьных сочинений, с применением количественной и качественной интерпретации текстов; выявлены гендерные стереотипы в сознании учащихся.
Ключевые слова: гендер, социализация, неравенство, скрытый учебный план в школе, этнографическое кейс-стади, маскулинность, феминность, гендерные стереотипы.
Загрузить  | PDF, 174Kb
Оценка психофизиологического состояния младших школьников в условиях раздельного обучения мальчиков и девочек
Актуализируются концептуальные идеи о различных путях познания мира мальчиками и девочками, основанные на общеизвестных медицинских и психофизиологических исследованиях И. С. Кона, В. А. Геодакяна, Ю. П. Азарова, Н. Н. Куинджи, В. Ф. Базарного. Анализируется опыт раздельного обучения в начальных классах МОУ СОШ № 6 г. Арзамаса Нижегородской области. Представлены итоги двухгодичного наблюдения за учащимися 1—2-го классов и психодиагностического исследования. Описываются приемы и методы работы в классе мальчиков и классе девочек.
Ключевые слова: раздельное обучение мальчиков и девочек, рационально-логическое мышление мальчиков, эмоционально-образное мышление девочек, уровень тревожности, адаптация учащихся в условиях гендерного подхода к обучению в начальной школе, функциональное состояние.
Загрузить  | PDF, 144Kb
Проблемы культуры гендерных взаимоотношений
Воспитание гендерных особенностей невербального поведения
Рассматривается проблема воспитания гендерных особенностей невербального поведения личности, гендерных стилей невербального поведения. Описывается процесс накопления невербального опыта представителями обоих полов в течение жизни, уделяется внимание проявлениям гендерных различий в использовании средств невербального общения.
Ключевые слова: невербальное поведение, невербальные средства, стили и типы невербального поведения, невербальный кругозор, невербальный опыт.
Загрузить  | PDF, 148Kb
Образ автора в жанрах похвалы и комплимента как объект гендерлингвистического исследования
Представлены лингвистические отличия выражения комплимента и похвалы мужчинами и женщинами, связанные с гендерными особенностями отношений коммуникантов; также отражены результаты анализа гендерных стереотипов в коммуникативных стратегиях средств массовой информации.
Ключевые слова: комплимент, гендер, гендерлингвистика, гендерная идентичность, коммуникация.
Загрузить  | PDF, 181Kb
Гендерные девиации школьников как психолого-педагогическая проблема
Обосновывается мысль, что гендерное образование обладает значительным потенциалом в преодолении трудностей социализации, которые служат причиной девиантного, асоциального поведения и гендерных девиаций учащихся.
Ключевые слова: гендерные девиации, девиантное поведение, социальное поведение, социализация, самоактуализация.
Загрузить  | PDF, 152Kb
Гендерные особенности репрезентации лжи в семейных отношениях
Выявлены связи между гендером, частотой правдивых высказываний, ситуативностью и формой проявления лжи у супругов.
Ключевые слова: гендер, восприятие, маскулинность, фемининность, ложь, обман.
Загрузить  | PDF, 161Kb
Гендерный анализ отношения личности к деньгам
Представлен гендерный анализ отношения личности к деньгам, уточнены основные виды противоречий в системе ценностей и норм поведения, способствующие возникновению нравственного конфликта личности в ситуациях, связанных с материальными средствами.
Ключевые слова: психологический пол, маскулинность, фемининность, конфликт, менталитет.
Загрузить  | PDF, 157Kb
Гендерная роль женщины в семье
Исследуются традиционные культурно-исторические представления о семейных ролях женщины. Анализ результатов социологических исследований различных возрастных групп позволил выявить основные тенденции изменения в сознании молодежи привычных для старшего поколения стереотипов.
Ключевые слова: гендер, гендерное равенство, гендерные роли, женщина в семье, патриархат, семейные функции, социальные роли, репродуктивное поведение молодёжи.
Загрузить  | PDF, 150Kb
Влияние семейного воспитания (чтение сказок) на формирование гендера ребенка
Рассматриваются вопросы влияния семейного воспитания на гендерное самоопределение ребенка, особенно в процессе чтения сказок. Их персонажи имеют определенную гендерную принадлежность, и ребенок может использовать сказочных героев для своего гендерного самоопределения.
Ключевые слова: гендер, семья, гендерное самоопределение, идентификация, гендерные роли.
Загрузить  | PDF, 145Kb
Гендерные основания супружеских конфликтов
Исследуются психологические факторы полоролевого конфликта в молодых семьях. Обнаружены гендерные рассогласования идеальных и реальных образов супругов, их стилей межличностного взаимодействия и моделей распределения семейных обязанностей.
Ключевые слова: гендер, супружеский конфликт, полоролевой конфликт, роли супругов, стиль поведения.
Загрузить  | PDF, 153Kb
Лидерский личностный потенциал детей, имеющих и не имеющих сиблингов (гендерные различия)
Описан процесс развития лидерского потенциала у детей, имеющих братьев и сестёр и не имеющих таковых. Выделены компоненты данного процесса. Понятие «лидерский потенциал детей» рассмотрено во взаимосвязи с полом ребёнка и особенностями взаимоотношений между сиблингами в семье.
Ключевые слова: лидерский потенциал, сиблинги, гендерные различия, взаимоотношения братьев и сестёр в семье, личностные особенности детей.
Загрузить  | PDF, 162Kb
Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы женщин с разной гендерной идентичностью
Обоснованы актуальность и новизна исследования особенностей ценностно-смысловой сферы женщин с разной гендерной идентичностью. Определены этапы исследования. Проведен анализ результатов исследования.
Ключевые слова: особенности ценностно-смысловой сферы женщин, гендерная идентичность, маскулинная идентичность, фемининная идентичность, андрогинная идентичность.
Загрузить  | PDF, 160Kb