Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе
Педагогическая деятельность и педагогическое образование
в инновационном обществе
(итоги международной конференции, 8-9 октября 2013, г. Волгоград)
Представлены итоги Международной конференции «Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе» проходившей 8–9 октября 2013 г. в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет».
Ключевые слова: конференция, педагогическая деятельность, педагогическое образование.
Духовное развитие будущего преподавателя изобразительной деятельности в условиях модернизации образования
Рассматривается современное состояние духовного развития будущего преподавателя изобразительной деятельности в условиях модернизации образования. Определяются условия наиболее эффективного духовного развития будущего преподавателя изобразительной деятельности.
Ключевые слова: духовное развитие, преподаватель изобразительной деятельности, модернизация образования, непрерывное совершенствование.
Профессиональная компетентность педагога,
реализующего гуманитарную модель образования
Рассматриваются проблемы реализации модели образования, разработанной на основе гуманитарно-антропологического подхода; специфика профессиональной компетентности педагога,
реализующего данную модель.
Ключевые слова: гуманитарная модель образования, профессионализм педагога,
профессиональное образование
Воспитание Человека: гуманитарная парадигма образования
Рассматривается вопрос гуманитарного понимания «воспитание Человека», обнаруживается кризисный характер становления человека. Характеризуется гуманитарно-целостная стратегия педагогической деятельности, предполагающая воспитание как педагогическую помощь в субъектном становлении человека,
в преодолении им кризисов саморазвития.
Ключевые слова: воспитание, человек, гуманизация, гуманитаризация, парадигма, гуманитарный подход, педагогические затруднения
Центр педагогической поддержки обучающихся как инновационное структурное подразделение колледжа
Представлен опыт работы Центра педагогической поддержки в системе психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального развития обучающихся в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
Ключевые слова: Центр педагогической поддержки, личностно- профессиональное развитие, сопровождение.
Организация психолого-педагогического сопровождения студентов
в период адаптации к обучению в колледже
Рассматриваются основные направления и условия создания системы психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к условиям новой образовательной ситуации в учреждении среднего профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация к новой образовательной ситуации, проблемы адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, Центр педагогической поддержки обучающихся.
К вопросу о развитии творческих способностей подростка в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры
В контексте современного художественного образования и эстетического воспитания рассматривается русская народная культура; обосновываются условия реализации педагогического потенциала русской народной культуры, благоприятно влияющие на развитие творческих способностей подростков.
Ключевые слова: русская народная культура, педагогический потенциал русской народной культуры, развитие творческих способностей подростков, педагогические условия, этнокультурная среда, художественное образование и эстетическое воспитание, учебно-воспитательный процесс.
Подготовка учителей как одна из составляющих образования Англии XIX в.:
обращение к педагогическому наследию М. Арнольда
Характеризуется английское образование XIX в., рассматриваются аспекты подготовки учителей
с позиции Мэтью Арнольда.
Ключевые слова: образование, подготовка учителей, школа, система «ученик-учитель», училище
Научное понимание ответственности младшего подростка
как основа педагогического целеполагания
Рассматриваются научное понимание понятия «ответственность»,
уровни развития ответственности и соответствующие им ключевые характеристики.
Ключевые слова: ответственность, мораль, нравственность, младший подросток.
Виды учебно-информационных умений
Характеризуются виды умений, в частности, раскрывается учебно-информационных умений.
Ключевые слова: умение, общеучебное умение, информационное умение, учебно-информационное умение.
Воспитательные возможности мультфильма и их использование в работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения
Рассматриваются вопросы использования мультфильма как средства воспитания личности ребёнка дошкольного возраста. Описывается практическая реализация потенциала кинопродукции в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: медиаграмотность, медиавосприятие, мультфильм, ребёнок дошкольного возраста.
Коммуникативный аспект речевой культуры специалиста
сферы образования
Обосновывается роль коммуникативного аспекта речевой культуры будущих специалистов сферы образования; обозначаются коммуникативные умения, обеспечивающие реализацию образцовой речевой деятельности.
Ключевые слова: речевая культура, медиапространство, коммуникативные навыки, средства формирования речевой культуры, компоненты речевой культуры.
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в поисково-исследовательской деятельности
Представлен опыт работы преподавателя по развитию у обучающихся навыков поисково-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, поисково-исследовательская деятельность.
Формирование гендерной культуры взаимоотношений у подростков и старшеклассников
Рассматриваются подходы к формированию гендерной культуры взаимоотношений у подростков
и старшеклассников на основе диагностирующих и формирующих методик в учреждениях основного общего
и дополнительного образования.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерные взаимоотношения, гендерная культура взаимоотношений.
Специфика подготовки будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся
Рассматриваются особенности применения проектной деятельности, кейс-стади, игровых технологий, портфолио и технологий развития критического мышления в подготовке будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, образовательные потребности, проектная деятельность, кейс-стади, игровые технологии, портфолио,
технологии развития критического мышления.
Музейная педагогика как средство гражданского воспитания студентов педагогического колледжа
Рассматривается опыт гражданского воспитания студентов колледжа средствами музейной педагогики
на основе реализации будущими педагогами музейно-образовательной программы по краеведению
для начальной школы.
Ключевые слова: музейная педагогика, принципы музейной педагогики, музейно-образовательная программа.
Педагогика высшей медицинской школы
Предисловие к разделу «Педагогика высшей медицинской школы»
Личностно-развивающие ситуации в процессе формирования профессионально-субъектной позиции студента-медика
Рассматривается роль личностно-развивающих ситуаций в учебном процессе, приводятся примеры личностно-развивающих ситуаций, реализуемых в рамках работы по проблеме формирования профессионально-субъектной позиции студента-медика.
Ключевые слова: личностно-развивающие ситуации, профессионально-субъектная позиция студента, профессиональное развитие студента.
Компетентностно ориентированные задания в самостоятельной работе студентов-медиков
Рассматривается создание творческих, компетентностно ориентированных заданий на примере изучения физики, их применение в самостоятельной работе студентов медицинского университета.
Ключевые слова: компетентностно ориентированные задания, самостоятельная работа, студенты-медики.
Возможности кейс-технологии в подготовке медицинских лабораторных техников
Рассматривается использование кейс-технологии для подготовки медицинских лабораторных техников
в медицинском колледже.
Ключевые слова: кейс-метод, кейс-технология, профессиональные компетенции,
медицинские лабораторные техники.
Опережающее обучение на кафедре клинической фармакологии: оценка качества жизни
Рассматривается смысловое значение терминов «опережающее обучение», «опережающее образование»
и практический опыт опережающего обучения в контексте непрерывного образования на кафедре
клинической фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: инновационные процессы, опережающее обучение, опережающее образование,
клиническая фармакология, качество жизни, непрерывное образование
К вопросу о проблемах воспитания иностранных студентов медицинского вуза
Предлагается авторский подход воспитания иностранных студентов медицинского вуза на основе синтеза традиций региональных культур и реалий отечественной системы медицинского образования
Ключевые слова: воспитание, гендерный аспект, культуросообразность воспитания, этническая культура
Технология формирования мотивации научно-исследовательской деятельности студентов
Рассматривается интеграция кружковой деятельности студентов и аудиторных занятий в рамках лабораторно-практической работы с внедрением интерактивных, проблемных и игровых методов обучения как основы формирования научно-исследовательской компетентности студентов и повышения
учебной мотивации.
Ключевые слова: учебная мотивация, научно-исследовательская деятельность студентов,
научно-практический кружок, лабораторная диагностика
Задачи преподавания социологии в медицинском вузе
Рассматриваются роль гуманитарных и общественных дисциплин в педагогическом процессе медицинского вуза; анализируются основные проблемы их преподавания: эффект дидактизации, эффект квантификации, эффект знаниевого потребительства, опасность трансформации коммуникативной роли преподавателя
в информационно-ретрансляторскую.
Ключевые слова: гуманистическое мышление, практикоориентированность в гуманитарных и общественных науках, стандартизация образования, стандартизация знаний, проблемы преподавания социологии.
Инновационные процессы в сфере образования по физической культуре и спорту: стратегия, теория и практика развития
Предисловие к разделу «Инновационные процессы в сфере
образования по физической культуре и спорту:
стратегия, теория и практика развития»
Современные образовательные стратегии развития профессиональных компетенций педагога по физической культуре в вузе
Рассматрвиается профессиональная подготовка педагогов по физической культуры на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательные стратегии, образовательные технологии, педагогические условия, критерии оценки.
Сравнительный анализ проявлений личностной сферы у гендерно дифференцированных спортсменов и неспортсменов
С позиции деятельностного подхода рассматривается спортивная деятельность в качестве одного из факторов, формирующих личность человека; раскрывается вопрос об особенностях формирования характериологических свойств личности у маскулинных и фемининных представителей спорта.
Ключевые слова: спортсмены, неспортсмены, гендерный тип, маскулинность, фемининность, характериологические свойства личности.
Профилактика аддиктивного поведения при изучении дисциплины «Физиология физической культуры и спорта»
Рассматривается системный подход к педагогической профилактике аддиктивного поведения в студенческой среде, определяющий необходимость включения элементов профилактической работы в содержание отдельных образовательных программ.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, профилактика, физиология физической культуры и спорта
Эволюция российских научных концепций
подготовки легкоатлетов-бегунов
на короткие дистанции
Анализируется динамика рекордов России в беге на 200 м
у мужчин в возрастном аспекте.
Ключевые слова: российская легкая атлетика, рекорды, эволюция, динамика, мужская категория,
молодежь, юниоры, юноши.
Методика комплексного развития силовых способностей студентов 1-2-х курсов ВГСПУ средствами атлетической гимнастики
Рассматривается методика развития всех видов силовых способностей студентов средствами атлетической гимнастики на занятиях по физической культуре в вузе, ведущее значение в которой отводится применению в процессе силовой подготовки студентов четко отработанной технологии оптимизации
тренировочных нагрузок.
Ключевые слова: сила, силовые способности, силовая подготовка, тренировочные нагрузки, атлетическая гимнастика, средства атлетической гимнастики.
Развитие физической культуры личности студента в образовательном процессе высшего учебного заведения
Рассматривается определение педагогических условий развития физической культуры
личности студента вуза
Ключевые слова: развитие, физическая культура, личность, студент, образовательный процесс
Организация занятий по физической культуре на основе применения фитбол-гимнастики для студентов с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Определяются возможности профилактики и лечения опорно-двигательного аппарата на основе применения фитбол-аэробики и фитбол-гимнастики на занятиях по физической культуре.
Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, организация занятий, воздействие фитбол-гимнастики
на организм.
Самостоятельная работа как средство формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры
Рассматриваются подходы факторы, условия, содержание этапов технологии организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза как системообразующего педагогического средства формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя физической культуры для обеспечения
его конкурентоспособности на рынке труда.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, индивидуальный стиль деятельности, педагогическое средство, самостоятельная работа.
Современный подход к преподаванию дисциплин медико-биологического цикла у студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Рассматриваются современные подходы к преподаванию дисциплин медико-биологического цикла, способствующие повышению уровня специальной подготовки студентов профиля физическая культура
и безопасность жизнедеятельности.
Ключевые слова: интегративно-системный подход, дисциплины медико-биологического цикла,
физическая культура и безопасность жизнедеятельности.