Главная| Редакция| Авторам
Архив журнала

2008
1
2009
1
2
3
4
2010
1
2
3
4
5
2011
1
2
3
4
2012
1
2
3
4
5
6
2013
1
2
3
4
5
6
7
2014
1
2
3
4
5
6
7
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2016
1
2
3
4
2017
1


Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27)

Издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(400131, Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, д. 27,
e-mail: grani@vspu.ru), тел. (8442) 60-28-86

№2 (29) 2014
10.02.14 г.
Тема номера: Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

 В выпуск журнала помещены материалы II Всероссийской научно-практической конференции, организованной кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» с 26 по 28 ноября 2013 г.

В конференции приняли участие ученые, педагоги, учителя из Москвы,  Волгограда, Оренбурга, Новосибирска, Орла, и других городов России.

Широкий круг актуальных проблем духовно-нравственного воспитания обсуждался в рамках следующих основных направлений:

– Воспитательный потенциал совместной деятельности образовательных учреждений и семьи в духовно-нравственном воспитании детей;

– Духовно-нравственное воспитание личности в образовательной среде школы;

–  Актуальные вопросы развития межнационального сотрудничества в молодежной среде;

–  Духовно-нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения;

– Теория и практика духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

–  Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей в православной культуре;

–  Художественно-творческие технологии в формировании духовно-нравственного потенциала личности.

В работе конференции состоялись пленарные (в формате видео-конференции) и секционные заседания; мастер-классы, дискуссионные площадки, презентации стендовых докладов, презентации социально-педагогических проектов; посещения социальных и образовательных учреждений.

Материалы рассчитаны на специалистов в области педагогики, социального воспитания, высшего образования, студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, практиков различных социальных и образовательных учреждений, а также на всех, кто интересуется проблемами духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, воспитания духовно-нравственной  личности будущего учителя.

 декан факультета социальной и коррекционной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, 
кандидат педагогических наук Л.Г. Бородаева

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта
Рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта на примере деятельности ГКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3».
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, профилактика, девиантное поведение, подростки с нарушением интеллекта.
Загрузить | PDF, 1066 Kb
Художественно-творческие технологии духовного воспитания обучающихся в системе художественного образования
Рассматривается использование в духовном воспитании художественно-творческих технологий в системе художественного образования. Определяются наиболее эффективные методы и средства духовного воспитания.
Ключевые слова: духовное воспитание, художественно-творческие технологии, художественное образование.
Загрузить | PDF, 1067 Kb
Безнравственность как причина девиаций в молодежной среде
Рассматриваются особенности социальной ситуации в России, приводятся статистические данные о девиациях – преступлениях, совершенных подростками и молодыми людьми в Волгоградской области. Представлены диагностический и целевой компоненты процесса социально-педагогической деятельности по формированию духовных ценностей и нравственных качеств личности детей и подростков.
Ключевые слова: девиация, духовность, нравственность, ценность.
Загрузить | PDF, 1060 Kb
Сопровождение личностно-профессионального становления будущего педагога средствами кураторской деятельности
Определяются возможности кураторской деятельности как средства личностно-профессионального становления будущего педагога в период его обучения в вузе. Выделяются основные задачи, формы и содержание работы куратора со студентами-первокурсниками.
Ключевые слова: кураторская деятельность, студенчество, социально-педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка
Загрузить | PDF, 1074 Kb
Социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов
Рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Определяются сущность, основные цели и содержание процесса духовно-нравственного воспитания студентов.
Ключевые слова: духовность, нравственность, социальное воспитание, нравственные ориентиры, социокультурная, образовательная среда вуза
Загрузить | PDF, 1068 Kb
Музыка и духовный мир подростка
Обосновываются результаты исследовательской работы обучающиеся 6–8-х классов «Влияние музыки на личностный рост человека»; роль музыки в воспитании человека и влияние современной музыки на духовную составляющую подростка.
Ключевые слова: влияние музыки на развитие личности, личность, музыка, подросток
Загрузить | PDF, 1059 Kb
Использование художественно-эстетических средств в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Рассматриваются вопросы организации процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном детстве на основе различных видов эстетической художественно творческой деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственно-эстетическая отзывчивость, опыт сопереживания, соответствующая природе детства деятельность, эстетические ценности как проекция этических, эмпатия.
Загрузить | PDF, 1059 Kb
Фразеологическая семантика как эффективное средство духовно-нравственного воспитания студентов
Рассматривается семантика фразеологических единиц как продуктивный материал для формирования духовно-нравственных ценностей у молодого поколения.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценности, фразеологическая семантика, аксиологический компонент.
Загрузить | PDF, 1053 Kb
Русские паремии как средство духовно-нравственного воспитания школьников
Рассматриваются аспекты духовно-нравственного воспитания школьников средствами русских народных пословиц и поговорок, запечатлевших не только исторические традиции нации, но и ее основные моральные ценности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, моральный облик, нравственная позиция, нравственное поведение, нравственные чувства, пословицы и поговорки.
Загрузить | PDF, 1062 Kb
Духовно-нравственное воспитание студентов художественных отделений при работе с живой натурой
Рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания студентов дизайнерского направления при работе на уроках с живой натурой. Дается описание исследовательских приемов при изучении постановки соответствующих гуманитарной концепции духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, художественное образование, работа с живой натурой.
Загрузить | PDF, 1054 Kb
Духовно-нравственное воспитание в православной культуре
Анализируется содержание программы «Православная культура» для учащихся 5–11-х классов, представлены темы, разделы, формы и методы, используемые на занятиях.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, икона, культура, монастыри, православие, храмы, экскурсия.
Загрузить | PDF, 1060 Kb
Духовное развитие женщины как основа компетентного материнства
Обосновывается актуальность духовного развития современных матерей; рассматриваются социальные факторы, влияющие на компетентное материнское воспитание ребенка в семье.
Ключевые слова: духовность, материнство, психологические установки, образование родителей.
Загрузить | PDF, 1041 Kb
Представление учителей начальных классов о культурно-просветительской деятельности на современном этапе развития образования
Обосновывается актуальность проблемы культурно-просветительской деятельности учителя начальных классов. Представлены результаты анкетирования учителей начальных классов, раскрывающие их представление о культурно-просветительской деятельности.
Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, просвещение, просвещение родителей.
Загрузить | PDF, 1039 Kb
Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности
Рассматривается духовный опыт личности как динамичное новообразование, формирующееся в раннем детстве и проявляющееся в изобразительной деятельности; обосновывается влияние искусства на становление духовного опыта личности.
Ключевые слова: духовность, опыт, личность, становление, искусство, детский рисунок.
Загрузить | PDF, 1055 Kb
Профилактика социального сиротства как аспект духовно-нравственного воспитания
Определяются особенности, и рассматривается опыт реализации процесса профилактики социального сиротства как аспекта духовно-нравственного воспитания в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, гражданин, профессионал, семьянин, сиротство, социальное сиротство, ценность семьи
Загрузить | PDF, 1047 Kb
К. Левин, Л.С. Выготский и проблема этнопсихологической суверенности и толерантности
Рассматривается проблема этнопсихологической суверенности и толерантности с позиции теории психологического поля К. Левина и с позиции культурно-исторической психологии Л.С Выготского. В качестве способа конвергенции рассматриваемых подходов предлагается применение концепции субъектности и субъектного действия, разрабатываемой Б.Д. Элькониным, И.В. Жулановой и А.М. Медведевым.
Ключевые слова: этнопсихологическая суверенность, этнопсихологическая толерантность, теория поля, культурно-историческая психология, культурное опосредствование, субъектность.
Загрузить | PDF, 1044 Kb
Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения
Рассматриваются особенности социально-педагогического подхода к деятельности образовательного учреждения. Представлена характеристика основных компонентов, методов, принципов социально-педагогического подхода.
Ключевые слова: личность в системе социальных отношений, личность в социуме, личность в среде, социальная педагогика, социально-педагогический подход, социальный опыт, социальный педагог, социум.
Загрузить | PDF, 1069 Kb
Художественно-театральные формы в духовно-нравственном воспитании детей и подростков (опыт работы литературно-творческой студии «Божий дар» для детей школьного возраста)
Рассматривается опыт работы с детьми школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности на занятиях-встречах литературно-творческой студии «Божий дар» с целью их духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: теневой театр, рисованный театр, житийный театр, литература, спектакль
Загрузить | PDF, 1040 Kb
Средства неформального и информального мультикультурного образования и воспитания в подготовке будущих социальных педагогов и дефектологов
Рассматриваются средства формирования способности будущих социальных педагогов и дефектологов учитывать этнокультурные и конфессиональные различия учащихся и родителей в своей практике, примеры проектов неформального, а также технологии информального мультикультурного образования и воспитания.
Ключевые слова: мультикультурное образование и воспитание, неформальное и информальное образование.
Загрузить | PDF, 1045 Kb
Формирование нравственно-этических качеств личности дошкольника
Рассматривается проблема формирования нравственно-этических качеств личности ребенка дошкольного возраста на примере произведений художественной литературы.
Ключевые слова: нравственность, нравственные качества и свойства, нравственно – этические качества, восприятие произведений художественной литературы.
Загрузить | PDF, 1047 Kb