Пленарное заседание
Педагогическая антропология XXI в. : проблемы и перспективы образовательной заботы о себе
Рассматриваются авторская интерпретация современного феномена педагогической антропологии и основные области ее проблемного поля. Предпринимается попытка ответить на вопросы современного представления времени и пространства образования.
Ключевые слова: антропологический хронотоп, время образования, пространство образования, забота о себе, педагогическая антропология.
Поиск педагогического знания: к преодолению методологического кризиса в педагогике
Анализируются причины низкой эффективности педагогических исследований, которые автор связывает с макросостоянием педагогической науки, ее традиционной ориентацией на постулаты исторического материализма и с качеством проведения самих конкретных педагогических исследований.
Ключевые слова: педагогическое знание, парадигма, гуманитарное познание, парадоксы познания педагогических явлений, «опережение» практики как критерий качества педагогического исследования.
Гуманитарная методология воспитания
Анализируются традиционные и новые парадигмальные подходы к воспитанию, определяется гуманитарное понимание воспитания, основанное на понимании кризисного характера самостановления человека.
Ключевые слова: парадигма воспитания, методология, гуманитарность, стратегии воспитания, технологизация воспитания.
Секция 1
Человеческий фактор как матрица понимания конфликтов в современной социокультурной ситуации
Рассматриваются антропологические основы современного конфликта. Определяется комплекс индивидуально-личностных установок на понимание феномена свободы как конфликтогенного фактора. Раскрываются проявления индивидуально-личностных установок конфликтующих в зависимости от конструктивности опыта их взаимодействия.
Ключевые слова: конфликт, свобода, конфликтное поведение, установки конфликтующих, «сигналы» конфликта, опыт отношений
Роль самодеятельного театра в социализации современной молодежи
Обосновывается актуальность проблемы, состоящей в усилении роли самодеятельного театра в социализации современной молодежи, как процесса развития культурно-творческого потенциала, направленного на самообразование и саморазвитие, а также на просвещение молодежи в области активной культурно-досуговой деятельности и театрального искусства.
Ключевые слова: социализация, театральное самодеятельное искусство, молодежь.
Традиции культуры донских казаков в содержании дополнительного образования школьников
Определяются преимущественные условия дополнительного образования для приобщения детей к традициям культуры донских казаков, выделяется содержание дополнительного образования, выстроенное на традициях донских казаков, определяется диагностический инструментарий, позволяющий оценить приобщение к традициям донских казаков, приводятся результаты диагностики детей.
Ключевые слова: традиции культуры донских казаков, диагностический инструментарий дополнительное образование, содержание дополнительного образования, педагогические средства.
Роль взаимодействия семьи и школы в формировании фамилистических ценностей подростков
Рассматриваются социальные риски формирования ценностного отношения к семье у выпускников школ; определяются факторы, способствующие формированию фамилистических ценностей подрастающего поколения.
Ключевые слова: педагогические риски социализации, фамилистические ценности, педагогическое сопровождение.
Метапредмет «Практическая педагогика» школы-интерната педагогического профиля
Рассматривается предмет «Практическая педагогика» как ведущий элемент авторской педагогической системы народного учителя Ф.Ф. Слипченко, выполняющий функцию «метапредмета» в качестве интегрирующего фактора построения содержания образования, вокруг которого выстраивается учебно-воспитательный процесс всех уровней как система.
Ключевые слова: авторская педагогическая система, метапредмет, практическая педагогика, учебно-воспитательный процесс.
Педагогическое взаимодействие с родителями как средство адаптации ребенка в разновозрастном творческом коллективе
Описываются апробированные педагогические технологии взаимодействия педагога с родителями, с целью преодоления трудностей в адаптации у детей в разновозрастном творческом коллективе.
Ключевые слова: педагогическое общение, взаимодействие, сотрудничество, воспитанник, родитель, коммуникация, развивающая среда, значимое окружение, социализация, саморазвитие, самоактуализация.
Педагогика в системе наук: не опасны ли интеграционные тенденции ее статусу?
Рассматриваются современные тенденции, влияющие на изменение взаимодействия педагогики с другими науками. На основе выделения четырех типов межнаучных связей характеризуется место педагогики в системе наук.
Ключевые слова: педагогика, методология, интеграция наук, междисциплинарность, философия, психология.
Как результаты педагогических исследований (не)используются в сербском образовании
Характеризуются результаты педагогических исследований, не реализованные в практической деятельности, а также реформы, не имеющие под собой научного обоснования.
Ключевые слова: изменения в образовании, научно-исследовательские резулютаты, религиозное образование, инклюзивный подход в образовании, Сербия.
Социогуманитарный контекст изучения проблемы отчуждения в педагогике
В контексте современного понимания педагогики как социогуманитарной науки рассматривается проблема отчуждения современных учащихся от школы, раскрываются возможные проявления отчуждения, показываются некоторые возможности художественной литературы в преодолении отчуждения
Ключевые слова: педагогика, социогуманирное знание, отчуждение
История и теория образования в зеркале комбинированной исследовательской методологии
Рассматриваются возможности, открываемые для осмысления развития теории и практики образования комбинированной методологией, составными элементами которой выступают социокультурный подход к анализу образовательного процесса и культурно-историческая генетика.
Ключевые слова: история и теория образования, комбинированная методология, культурно-историческая генетика, социокультурный подход, ментальность.
Эстетическое мировосприятие как основа художественного образования в школе
Эстетическое мировосприятие рассматривается как базовая способность школьника в освоении искусства. Раскрываются качественное своеобразие эстетического мировосприятия, смысловые характеристики его функций, значения его компонентов, связь эстетического мировосприятия и духовно-творческого развития личности подростка.
Ключевые слова: художественное образование, искусство, эстетическое мировосприятие, художественный образ, художественное творчество.
Ментальный подход к изучению общества и человека: вопросы методологии
Через призму феномена методологии рассматривается разрабатываемый автором ментальный подход в социально-гуманитарном знании к рассмотрению вопросов взаимодействия общества и человека, некоторые его социально философские и философско-образовательные аспекты. На примере проектных технологий в образовании фиксируются содержательно значимые особенности методологии научного исследования.
Ключевые слова: методология, идентичность, менталитет, ментальный подход, философия образования, технология проекта, социально-гуманитарное знание, социальная установка, ментальные функции.
Формирование компетентности педагога в антропологически ориентированной воспитательной деятельности
Рассматриваются антропологически ориентированная воспитательная деятельность, характеристики компетентности педагога в ней. Отмечается важность для педагога понимания природы человека и изменений ребенка, связанных с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, профессиональный стандарт педагога, антропологические ценности, ценность принятия ребенка,педагог-дефектолог, педагогическая студия, педагогика любви, «материнская педагогика».
Педагогические условия формирования опыта самооценки творческих достижений у подростков, проявляющих одаренность в художественной сфере (опытно-экспериментальная работа)
Рассматриваются педагогические условия формирования опыта самооценки творческих достижений у подростков в условиях детской художественной школы. В рамках личностно-ориентированного подхода характеризуются педагогические ситуации, актуализирующие процесс формирования самооценочного опыта.
Ключевые слова: самооценка, опыт, оценочный процесс, художественно-изобразительная деятельность, подросток., педагогическая ситуация.
Методологические подходы к организации воспитательной работы по развитию личности сотрудника полиции
Рассматриваются системный, деятельностный и личностный подходы к проектированию воспитательного процесса и их вариации, приводятся примеры их применения в организации воспитательной работы в органах внутренних дел, предлагается ориентировочная основа воспитательной деятельности, реализующей ситуационно-средовой подход.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, воспитательная работа, развитие личности, системный подход, деятельностный подход, личностный подход, ситуационно-средовой подход.
Педагогические идеи последователей конфуцианства эпохи традиционного Китая
На фоне модернизации демографической сферы в Китае, вызвавшей ряд негативных явлений в семейном воспитании, рассматривается историческое наследие просветителей эпохи традиционного Китая (III в. – 1912 г.), которые на основе учения Конфуция создали свои концепции воспитания детей в семье.
Ключевые слова: Китай, семейное воспитание, гуманизм.
Требования и проблемы изменения традиционного календаря учебного года
Рассматривается опыт школы Джексон Кристиан и государственных школ, расположенных в Джексоне, штат Мичиган, касаемый принятия решений единого рационально составленного календаря; а также характеризуются научные исследования школьного времени как источника информации.
Ключевые слова: школа, календарь на учебный год, рационально составленный календарь.
Секция 2
Потенциал архитектуры Сталинского ампира г. Волгограда как средство патриотического воспитания современного школьника
Раскрывается возможность использования наследия архитектуры сталинского ампира в патриотическом воспитании школьников г. Волгограда средствами педагогической урбанистики.
Ключевые слова: патриотизм, Волгоград (Сталинград), воспитание, педагогическая урбанистика, сталинский ампир.
Образовательная политика и исследования в области инклюзивного образования в республике Сербия: задачи и перспективы
Рассматриваются Результаты результаты исследования, характеризуются проблемы, с которыми встречаются учителя и воспитатели в процессе реализации программы инклюзивного образования.
Ключевые слова: реформа системы образования, реализация программы инклюзивного образования, образовательная политика, профессиональные навыки, повышение качества образования, Сербия.
Отечественные педагоги-гуманисты России XIX – начала XX в. об авторитарном решении конфликтных ситуаций
Рассматривается проблематика конфликтных ситуаций XIX – начала XX в. в трудах отечественных педагогов – гуманистов. Анализируются работы Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова, П.Ф. Каптерева.
Ключевые слова: педагогика, авторитарное решение, конфликт, общество, наказание, школа, дисциплина, педология.
Педагогика и антропология: истоки, действительность, перспективы
Предпринимается попытка проследить развитие процесса установления взаимодействия педагогики и образования с антропологическими дисциплинами. Рассматриваюится истоки данного взаимодействия, а также его этапы.
Ключевые слова: педагогика, образование, антропология, интеграция, синтез, взаимодействие, К.Д. Ушинский, Е.А.Ямбург
Коммуникация «Screen-to-screen»: Педагогические аспекты, психология управления
Рассматриваются проблема влияния современные информационно-коммуникационных технологий «screen-to-screen» на сознание личности, психология управления массовым сознанием.
Ключевые слова: информации, коммуникация, коммуникация «screen-to-screen», электронная коммуникация
Личностно-профессиональное развитие руководителя образовательной организации при освоении дополнительных профессиональных программ: теоретическая модель
Рассматриваются предложенная теоретическая модель, отображающая целостный процесс личностно-профессионального развития руководителя образовательной организации, ее логика, уровни, образовательные цели, результаты и динамическая структура процессаличностно-профессионального развития руководителя.
Ключевые слова: восхождение руководителя к акмеологически значимым модусам; компетенциарная и компетентностная направленности изменений руководителя; уровни личностно-профессионального развития руководителя; персональный, институциональный, андрагогический компоненты образовательной цели; динамическая структура процесса личностно-профессионального развития руководителя.
Построение корпоративного образования IT-специалиста на основе андрагогики М. Ноулза
Концепция образования взрослых М. Ноулза рассматривается в качестве теоретической основы изучения, проектирования и реализации программы корпоративного образования молодых IT-специалистов. Самооценка, мотивация, жизненный опыт, характеристика и ожидания взрослых обучающихся представляются как основной образовательный ресурс.
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, корпоративное образование, IT-специалист.
Расширение культурного кругозора и развитие интеллекта учителя сельской школы
Расширение культурного кругозора учителя, развитие интеллекта рассматривается в качестве специально организованной деятельности в сфере повышения квалификации и управления профессиональным ростом учителя. Характеризуются мероприятия, проведенные в Новониколаевском муниципальном районе Волгоградской области в данной сфере.
Ключевые слова: культурный кругозор, профессиональный рост учителя, общая культура педагога, развитие интеллекта.
Развитие активности школьников в процессе трудовой подготовки
Рассматриваются проблемы развития активности учащихся в процессе трудовой технологической подготовки, охарактеризованы различные ее аспекты. Подчеркивается деятельностный характер технологической подготовки, обусловливающий целенаправленное развитие активности школьников. Выделены уровни развития активности школьников в процессе трудового обучения
Ключевые слова: активность, виды активности, деятельностный подход, трудовая технологическая подготовка
Деятельность педагогов-наставников как форма педагогической работы в системе вузов МВД России: современное состояние и перспективы
Анализируются особенности деятельности педагогов-наставников в вузах МВД России. Данное явление рассматривается как форма педагогической деятельности, которая включает в себя профессиональное и нравственное воспитание курсантов и слушателей в указанных вузах. Предлагается авторский подход к конструированию модели педагогического процесса с включением элемента профессионально-нравственного воспитания.
Ключевые слова: педагог-наставник, педагогическая деятельность, нравственное воспитание, курсант, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Управление рисками вуза при взаимодействии с работодателями
Рассматривается проблема взаимодействия вуза с работодателями на основе требований международных стандартов. Анализируется группа рисков при взаимодействии вуза с работодателями.
Ключевые слова: управление рисками вуза, работодатели и вуз, управление качеством образования, мониторинг в вузе.
Стратегии развития электронного обучения
Рассматриваются стратегии развития электронного обучения в аспекте отдельной образовательной организации и целой отечественной системы образования в рамках международной политики на рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, информатизация образования, электронное обучение, смешанное обучение, дистанционное обучение.
Социальная функция педагогического университета: современные аспекты реализации
Рассматриваются современные аспекты реализации социальной функции педагогическим университетом в регионе – сопровождение опытно-экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций региональной системы образования, разработка и реализация программ непрерывного педагогического образования для регионального профессионального сообщества, прием для освоения образовательных программ, ориентированных на подготовку педагогов нового поколения, профессионально ориентированной молодёжи.
Ключевые слова: педагогический университет, социальная функция университет, школа-лаборатория, педагогическая магистратура, педагогическая олимпиада.
Социальная педагогика России: прогностический аспект
Выделяются этапы становления, тенденции и перспективы социальной педагогики России
Ключевые слова: социальная педагогика, генезис, этапы, тенденции, перспективы, преемственность
Формирование педагогической компетентности преподавателей вуза в системе дополнительного профессионального образования
Раскрывается сущность компетентностного подхода, обосновывается необходимость формирования у преподавателей вузов педагогической компетентности; предлагается модель формирования данной компетентности в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, дополнительное профессиональное образование, педагогическая компетентность.
Формирование коммуникативной компетентности спортсменов на учебно-тренировочных сборах
Коммуникативная компетентность спортсмена рассматривается как важное профессионально-личностное образование, необходимое для эффективного осуществления учебно-тренировочной и спортивной деятельности.
Ключевые слова: спортсмен, коммуникативная компетентность, учебно-тренировочные сборы футболист.
Применение когнитивно-визуального подхода к обучению студентов работе в команде
Рассматривается значимость расширения области применения визуализации при реализации командных форм обучения и принципа «равный обучает равных». Подчеркивается положительная роль совместной когнитивной визуализации в усвоение знаний.
Ключевые слова: визуализация, когнитивно-визуальный подход, совместная когнитивная визуализация, принцип «равный обучает равных», работа в команде, технологии обучения.
Опыт работы школьной психолого-педагогической службы в оказании ранней помощи на муниципальном уровне детям с нарушением в развитии
Рассматривается система ранней помощи, обеспечивающая возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза.
Ключевые слова: система ранней помощи, психолого-педагогическая служба, профилактическое, диагностическое, коррекционно-развивающее и консультационное направления работы.
Секция 3
Подготовка специалистов для системы образования взрослых в педагогическом университете
Рассматривается значимость системы образования взрослых в современном мире; раскрываются подходы к подготовке специалистов для системы образования взрослых и возможности педагогического университета в этом процессе; обосновывается понимание андрагогики как теоретической основы подготовки специалистов для системы образования взрослых в педагогическом университете.
Ключевые слова: система образования взрослых, непрерывное образование, андрагогика, подготовка специалистов для системы образования взрослых, педагогический университет, магистратура
Отечественная педагогика XIX – начала XX вв. об идеологических основах образования
Идеологические основы образования как актуальная проблема современности рассматривается через призму социокультурного подхода.
Ключевые слова: идеология в образовании, идеологические основы образования, идеалы образования.
Этапы стимулирования рефлексивной деятельности подростков в работе классного руководителя
Характеризуется трехлетний авторский эксперимент, проведенный с целью стимулирования процесса саморазвития у подростков посредством целенаправленного применения рефлексивных воспитательных технологий в деятельности классного руководителя.
Ключевые слова: Рефлексия, саморазвитие, самовоспитание, рефлексивные воспитательные технологии.
Условия успешной реализации потенциала образовательного процесса системы спо в формировании профессиональной грамотности студентов
Рассматриваются условия для успешной реализации потенциала образовательного процесса при формировании профессиональной грамотности студентов СПО. Приводятся примеры последовательных педагогических ситуаций при формировании профессиональной грамотности.
Ключевые слова: профессиональная грамотность, ситуация ориентировки в экономической сфере, ситуация овладения опытом поведения в профессионально-экономической деятельности, ситуация коммуникативных решений, ситуация проявления творческой инициативы в профессионально-экономической деятельности.
Структурно-функциональная модель применения профессионального стандарта педагога как средства совершенствования педагогической деятельности в условиях гуманитаризации образования
Рассматриваются научно-теоретическое обоснование применения профессионального стандарта педагога как инструмента совершенствования педагогической деятельности, а также функции и компоненты применения данного стандарта в условиях гуманитаризации образования.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, целостный подход, гуманитаризация образования, педагогическая деятельность, дополнительное профессиональное образование, стандартизация деятельности педагога.
Патриотическое воспитание в школе пореформенной России: антропологический контекст
Рассматривается проблемам патриотического воспитания в учебных заведениях дореволюционной России. Внимание уделяется становлению теоретических основ патриотического воспитания в период царствования Александра II, характеризующийся кардинальными социально-экономическими преобразованиями.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, учебные заведения. национальная система образования, идеал человека, примат общечеловеческого воспитания над профессиональным
Русская школа как основа национального воспитания
Рассматривается вопрос о необходимости воссоздания русской школы как этнокультурного феномена, сформировавшегося за тысячу лет и повлиявшего на все народы, населявшие Россию.
Ключевые слова: русский, этнос, нация, русская школа, национальное воспитание.
Педагогико-антропологическое обоснование современной образовательной практики
Анализируются особенности педагогической антропологии как конкретно-научной методологии образования человека.
Ключевые слова: педагогическая антропология, антропологическая терминология, научный статус педагогической антропологии, антропологическая образовательная практика, человек как субъект образования.
О роли культурологической теории У. Эко в методологии комениологических исследований
Рассматривается методологическое значение культурологической теории У. Эко, изложенной в его сочинениях «Отсутствующая структура» и «Открытое произведение», для развития современной комениологии.
Ключевые слова: Я.А. Коменский, комениология, У. Эко, отсутствующая структура, открытое произведение.
Дискурсивная парадигма в контексте педагогической антропологии
Рассматривается дискурсивная парадигма, как интеграционный механизм, обеспечивающий системный подход к педагогическим явлениям.
Ключевые слова: антропология, дискурс, Ю. Хабермас, Макаренко А.С., информация, науки о личности, воспитание, педагогика
Формирование интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода
Рассматриваются возможности гендерного подхода в процессе формирования интереса к классической музыке у подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: интерес к классической музыке, подростки, классическая музыка, урок музыки, гендерный подход.
Формирование методов решения типовых профессиональных задач учителя как средство кадрового обеспечения системы образования региона
Рассматривается инновационная модель подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», через формирование обобщенных методов решения типовых профессиональных задач учителя.
Ключевые слова: типовая задача, профессиональные задачи учителя; обобщенный метод; формирование методов; планирование познавательной деятельности.
Технологические основы подготовки студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях
Рассматривается одна из форм подготовки студентов к практике в детских оздоровительных лагерях – инструктивные сборы. Представляется эффективная форма практической подготовки студентов к осуществлению первой профессиональной педагогической деятельности в качестве вожатых и воспитателей.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, форма подготовки, методы подготовки, интенсивная деятельность, инструктивный сбор, моделирование, практикум.
Специфика педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса вуза МВД России в формировании профессионально-нравственной позиции курсанта
Раскрывается специфика и особенность педагогического потенциала в формировании профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России, рассматриваются роли педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса вуза МВД России
Ключевые слова: педагогический потенциал, деятельность педагога-наставника
Современные требования к профессионально-коммуникативной подготовке будущего специалиста аграрного сектора
Для выявления современных требований к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора анализируется современное состояние проблемы исследования, что позволяет выделить три основные группы требований в зависимости от того кто и с какой целью их предъявляет: общество, работодатель, государство.
Ключевые слова: специалист аграрного сектора, профессиональная подготовка, ФГОС ВПО, компетентностный подход, профессиональная деятельность.
Возможности обучения учительской группой для улучшения образовательного процесса
Рассматривается программа обучения учительской группой, в случае которой учителя на практике перенимают положительный опыт, становятся очевидными преимущества такой работы для них самих и для студентов, которых они обучают.
Ключевые слова: опытность, дифференцированные инструкции, междисциплинарность, взаимозависимость, общие взгляды, уважение к индивидуальным различиям, конфликт-решение, партнерство, взаимодействие.