Проблемы перехода системы высшего образования на ФГОС ВО 3++
Психолого-педагогическая подготовка магистрантов по программе «Школьная психология» на основе модульного подхода: опыт и перспективы
Рассматриваются новые требования ФГОС 3++ и Профессионального стандарта «Педагог-психолог» как основа проектирования профессиональных образовательных программ модульного типа. Представлен опыт разработки и апробации магистерской программы «Школьная психология», а также содержание модулей и новой системы оценочных средств. Показаны преимущества и перспективы внедрения программ модульного типа, основываясь на результатах мониторинга участников образовательной программы
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», модульный подход, проектирование образовательной программы, оценка образовательных результатов
Опыт создания и реализации массового открытого онлайн-курса «Межкультурная коммуникация» с учетом требований ФГОС ВО 3++
Рассматриваются вопросы перехода образовательных организаций, ведущих подготовку педагогических кадров, на новые ФГОС ВО 3++. Раскрываются возможности цифровой образовательной среды в качестве альтернативной формы обучения в высших учебных заведениях. Приводится анализ и описание опыта создания массового открытого онлайн-курса «Межкультурная коммуникация» на базе ВГСПУ
Ключевые слова: ФГОС ВО 3++, массовый открытый онлайн-курс, межкультурная коммуникация, компетенция, онлайн-обучение, высшее образование
Традиции и инновации в организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по программе «Физическое образование»
Рассматриваются научно-методические идеи организации научно-исследовательской работы магистрантов. Представлен опыт организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся в ВГСПУ по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Физическое образование»), исходя из которого, с учетом ФГОС ВО 3++, определены позиции для проектирования НИР.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, магистратура, ФГОС ВО, исследовательский аспект педагогической деятельности
Особенности методической подготовки бакалавров и магистров для системы технологического образования
Обозначены требования и подходы к методической подготовке бакалавров и магистров направления «Педагогическое образование» для системы технологического образования. Рассмотрено содержание и особенности организации производственной практики в рамках методической подготовки будущих учителей технологии. Описана самостоятельная работа как форма организации процесса подготовки студента. Представлены виды оценки качества освоения основной образовательной программы бакалавров и магистров
Ключевые слова: методика, подготовка, бакалавры, магистры, технология, образование
Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВО (ФГОС 3+) И ФГОС ВО (ФГОС 3++) по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
Рассматриваются особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Проанализированы изменения в структуре и содержании основной образовательной программы и новые требования к качеству подготовки выпускников в условиях реализации программы
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++, бакалавриат, основная образовательная программа, педагогическое образование, компетенции выпускника
Интеграция психолого-педагогического и методического знания как основа модульного обучения в высшем педагогическом образовании
Предпринимается попытка анализа особенностей интеграции психолого-педагогического и методического знания при введении новых образовательных стандартов в высшее педагогическое образование на основе выделения принципов модульного обучения
Ключевые слова: образовательная среда вуза, модульное обучение, педагогическое образование, интегрированное знание, профессиональный стандарт, принципы интеграции
Вопросы проектирования основной образовательной программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование» в условиях перехода на ФГОС ВО 3++ (на примере магистерской программы «Физическое образование»)
Рассмотрены принципы построения основной образовательной программы магистерской подготовки по направлению «Педагогическое образование» с учетом требований утвержденного ФГОС ВО 3++ и Профессионального стандарта педагога. Представлен авторский вариант структуры модуля для основной образовательной программы магистратуры
Ключевые слова: моделирование, принципы проектирования, сетевой партнер, модуль, методика обучения физике, магистратура, компетенция
Опыт включения студентов в творческий процесс познания по методике преподавания биологии
Рассматривается система методических приёмов вовлечения студентов в творческий процесс познания на примере дисциплины «Методика обучения биологии»
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, экспресс- контроль, логические задания по первоисточникам, метод малых групп, письменная аналитическая самостоятельная работа, рейтинговая система
Проектирование сопряженных образовательных программ по подготовке специалистов дошкольных образовательных организаций и педагогов начальной школы в рамках ФГОС 3++
Рассматриваются актуальные вопросы подготовки специалистов для образовательных организаций в рамках непрерывного педагогического образования в условиях реализации сопряженных образовательных программ при организации сетевого взаимодействия педагогического колледжа и педагогического вуза. Представлен материал из опыта работы факультета дошкольного и начального образования ВГСПУ по проектированию сопряженных образовательных программ в рамках требований ФГОС ВО 3++
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, ускоренное обучение, сопряженная образовательная программа, профессиональная подготовка
Проблема встраивания информатических дисциплин в структуру основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в условиях перехода на ФГОС ВО 3++
Разработана методика проектирования учебного модуля. Представлен авторский проект модуля информатических дисциплин, ориентированного на формирование ИКТ-компетенции как профессиональной компетенции, зафиксированной в Профессиональном стандарте педагога. Обоснована необходимость встраивания информатических дисциплин в различные модули ООП по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат)
Ключевые слова: модуль, информатические дисциплины, проектирование, Профессиональный стандарт педагога, ИКТ-компетенция, ФГОС ВО 3++
Цифровая образовательная среда в условиях реализации образовательных стандартов ФГОС 3++
Цифровая образовательная среда имеет огромный потенциал совершенствования современной системы образования. На сегодняшний день проделывается огромная работа по развитию цифровой образовательной среды, важно найти оптимальный вариант распределения цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе с учетом требований ФГОС ВО 3++
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационные технологии в образовании, компетентность, онлайн-обучение
Психолого-педагогическое сопровождение будущего учителя в условиях введения ФГОС ВО 3++
Рассмотрены направления, условия, формы психолого-педагогического сопровождения будущего учителя в вузе в условиях введения ФГОС ВО 3++
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагога, личностно-профессиональное развитие, субъектная позиция студента
Педагогическая практика в структуре модульного обучения в вузе
Охарактеризованы способы организации педагогической практики в вузе в соответствии с принципами модульного обучения. Предлагается структура модуля по педагогической практике
Ключевые слова: педагогическая практика, модульное обучение, ФГОС ВО
Разработка оценочных материалов и оценка компетенций обучающихся на образовательном портале ВГСПУ
Описывается инструментальная площадка образовательного портала Волгоградского государственного социально-педагогического университета для разработки оценочных материалов и проведения оценки компетенций обучающихся вуза. Раскрываются особенности использования языка описания тестов для создания оценочных материалов, проектирования структуры оценочного средства, выбора стратегий оценивания ответов обучающихся, организации доступа к оценочным материалам
Ключевые слова: образовательный портал, оценочное средство, оценка компетенций
Организация практик в структуре подготовки студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в соответствии с ФГОС ВО (3++)
Рассматриваются вопросы организации практик в соответствии со стандартами ФГОС ВО 3++ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Раскрываются основные положения стандарта, конкретизируются требования, предъявляемые к числовым значениям, а также к условиям и содержанию реализации различных видов практик (учебной и производственной) на базе учреждений Волгограда и Волгоградской области
Ключевые слова: ФГОС ВО 3++, учебная практика, производственная практика, универсальные компетенции, нормативно-правовая база, текущий контроль, итоговая аттестация
Профессионально-ориентированная практика студентов в структуре образовательного модуля (на примере магистерской программы «Школьная психология»)
Рассматривается специфика реализации углубленной, рассредоточенной, профессионально-ориентированной практики студентов в структуре образовательного модуля «Психологическая диагностика детей и обучающихся» на примере магистерской программы «Школьная психология» (направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование)
Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, модульное обучение, психологическая диагностика обучающихся, стажировочная площадка
Профессиональное образование
Сущностные характеристики профессионального мышления будущего педагога-хореографа и возможности их формирования в образовательном процессе вуза
Предпринята попытка проанализировать сущностные характеристики профессионального мышления будущего педагога-хореографа на основе исследования научно-педагогического опыта. Обобщены базовые подходы современной педагогической мысли к формированию профессионального мышления будущих педагогов-хореографов на основе сравнительного анализа общей педагогики, педагогики творчества и хореографической педагогики. Раскрыты и обоснованы психолого-педагогические условия процесса формирования профессионального мышления будущих педагогов-хореографов в образовательном процессе вуза. Определены ключевые аспекты возможностей формирования профессионального мышления у студентов, будущих педагогов-хореографов, в образовательном процессе вуза
Ключевые слова: профессиональное мышление, подготовка педагогов-хореографов, педагогическое мышление, профессиональная деятельность, учебно-воспитательный процесс, концептуально-теоретическая модель, психолого-педагогические условия, формирование мышления
Источники формирования правовой культуры школьников в РФ
Рассматривается понятие «правовая культура». Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регламентирующие ее формирование у школьников в РФ
Ключевые слова: право, правовая культура, правовое государство, правовое воспитание, правовое обучение